Ольга Усова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Как дикие звери готовятся к зиме»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Как дикие звери готовятся к зиме».
Цели:
1)Закрепить с детьми знания о диких животных и как они готовятся к зиме.
2) Развивать память дошкольников.
3) Воспитывать интерес и уважительное отношение к живому миру.
Ход занятия:
Орг. момент.
Чтение стихотворения. Натали Самоний
МЕДВЕЖИЙ НОЯБРЬ
Паутины в росах –
Ветви в ожерельях.
Сникнет листьев россыпь –
Ждёт медведя келья.
Скоро в спячку сляжет
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Как дикие звери готовятся к зиме“» размещена в разделах
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Бурый зверь-берложник –
Спать зима прикажет,
Коль мороз – безбожник.
От греха подальше,
Увальня упрячет:
Ведь шатун не пляшет –
Злобным рёвом плачет.
Хищник косолапый
Холоден к метели.
Сон свалить нахрапом
Должен до капели.
… Воздух пахнет прелью,
Лист уже не кружит.
Белою метелью
Скоро день завьюжит.
-Ребята, какое время года описала Самоний? (Осень)
-Какое время года следует после осени? (Зима)
-Мы продолжим говорить об осени.
-Ребята, вспомните, не так давно мы говорили о перелётных птицах, а какие птицы зимуют у нас на Урале? Перечислите их (ответы детей)
-Вы хотели бы узнать о том, как готовятся к зиме дикие звери?
Изучение нового материала.
-Мы отправимся с вами в сказочный лес и посмотрим, какие изменения там происходят к зиме. А попадём мы туда только тогда, когда отгадаем загадки.
1) «Кто в лесу глухом живёт,
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу.
(Медведь)
А сытым или голодным ложиться спать медведь? (Уходит медведь в спячку с богатым запасом жира. А в феврале с голых ступней медведя сходит старая, грубая кожа, а молодая, нежная, тонкая нуждается в согревании. Облизывая лапы, горячим языком, медведь причмокивает губами. Вот и говорят, что он лапу сосет. На самом деле, он согревает её губами и языком).
2) «Что за зверь зимой холодной
Ходит по лесу голодный?
На собаку он похож,
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть». (Волк)
Чем же занимается волк? (Зимой из-за недостатка пищи волки становятся менее осторожными. На охоту иногда выходят даже днём, близко подходят к селениям, нападают на скот. Существует даже поговорка: «Волка ноги кормят»)
3) «Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу» (Белка)
А как готовится к зиме белка? (К зиме белка утепляет своё гнездо, строит она его в развилках веток, в дуплах деревьев; делает запасы; может съесть побеги кустарников почки деревьев).
4) «Этот зверь с двумя клыками,
С очень мощными ногами
И с лепешкой на носу.
Роет землю он в лесу. (Кабан)
Чем же питается это животное? (Зимой кабаны живут в еловых, смешанных лесах; питаются жёлудями, корнями. Но могут переходить в брусничники; черничники; сосновые боры, где отыскивают подземный корм).
5) «Повыше кошки рост,
Живёт в норе, в лесу,
Пушистый рыжий хвост –
Все знаем мы…»(Лису)
Как вы думаете, лиса запасает корм на зиму? Чем же она питается? (ответы детей)
6) «Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Всех зверёк пугается,
Под кустом спасается,
на зуб волку попадается». (Заяц)
Какие изменения происходят в жизни зайца к зиме? (К зиме, заяц надевает белую шубку и становится не заметным на снегу. Поэтому легко и не боясь хищников, передвигается по глубокому снегу. Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не дают ему провалиться в снег.)
-Что ест заяц (Питается корой деревьев, замёрзшей ягодой и под снегом найдёт пищу)
7) «Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу:
Он хозяин, а не гость –
Хмурый и сердитый» (лось)
-Как вы думаете, чем питается лось? (К числу основных зимних кормов лосей относятся ива, сосна, осина, рябина, берёза, малина; в оттепели они гложут кору) За сутки зимой взрослый лось съедает - 12—15 кг.
-А теперь мы отдохнём и физкультминутку проведём.
Физкультминутка
«Топай, мишка, (топаем ногами)
Хлопай, мишка (хлопаем в ладоши)
Приседай со мной, братишка, (приседаем)
Лапы вверх, вперёд и вниз, (движения руками)
Улыбайся и садись.
А рядом заинька сидит.
Зайка серенький сидит (сидя на корточках, шевелим руками, изображая уши заики)
И ушами шевелит
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть, (дрожим стоя)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать, (прыжки на месте)
Кто - то зайку напугал,
Зайка - прыг и убежал.
Это был свирепый волк.
Ходит-бродит серый волк (идут по кругу)
И зубами щёлк да щёлк (стучат зубками)
Шёрстка как щетинка, (опустились на пол, изогнули спинки)
Вздыбилась на спинке.
Повстречалась мне лиса (скрестить руки)
Любопытные глаза, (прищурить глаза)
Притаилась за пеньком (присесть)
Ярко-рыжим огоньком,
И спокойно наблюдает: (ладонь к бровям)
Кто в её лесу гуляет!
Игра «Кто лишний?» (Слайды)
Игра «Кто мог оставить следы?» (Заранее подготовленные шаблоны)
Попробуйте, определить, чьи это следы?
- Ребята, а люди могут помочь диким зверям зимой? Как называют людей, которые кормят и заботятся о лесных животных? (Лесники, егерь, экологи).
Какую работу выполняют они в лесу для того, чтобы не погибли звери? (ответы детей)
Для всех животных в лесу делают «Пункты питания». Для лосей подрубают молодые осины, они любят так же ветки рябины. Для кабанов оставляют корнеплоды: свеклу, брюкву, репу, желуди. Животные любят соль. Солью подкармливают лосей и зайцев).
-Мы узнали о животных всё : места обитания, корм, цвет зимней шубки.
Игра с мячом «Кто у кого?»
У медведицы -….медвежата
У лисы -…лисята
-Послушайте и запомните пословицы о природе, животных.
«Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте!
Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить».
Подведение итогов занятия.
-О каких животных мы говорили? Как люди помогают диким зверям?
А теперь давайте вернёмся в детский сад (имитация дороги)
Игра «Кто, где живет? Работа под музыку за столами.
Рефлексия.
- Ребята, вам понравилось занятие? А что понравилось больше всего? (Ответы детей)