Кожина Людмила
Конспект занятия в старшей группе «Покормите птиц зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия : «Покормите птиц зимой»
педагог дополнительного образования
Кожина Людмила И
Цель занятия :
Способствовать пониманию учащимися важности подкормки птиц в зимнее время.
Задачи:
Образовательные:
Сформировать у детей умения и навыки по уходу за птицами в зимний период.
Смастерить кормушки для птиц из подручного материала и покормить птиц.
Воспитательные:
Привлечь внимание детей к помощи зимующим птицам.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Покормите птиц зимой“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
Воспитывать заботливое отношение, способствовать усвоению правил поведения при общении с птицами.
Развивающие:
Развивать в детях ответственность за "братьев наших меньших".
Ход занятия:
- Здравствуйте, ребята! Надеюсь, Вам будет интересно на сегодняшнем занятии.
1. Рассказ педагога о пользе птиц. О многообразии и разновидности птиц родного края. О важности подкормки птиц в зимнее время.
2. Просмотр презентационного материала. «Птицы нашего села»
Педагог:
- С наступлением холодов птицы собираются в большие стаи и улетают в теплые края, где зимуют до следующего года. Такие птицы называются перелётными (ласточки, чибис, дрозд, жаворонок, грач, трясогузка, иволга, зорянка и т. д.) А многие птицы остаются здесь, весной они вьют гнезда, в которых выводят своих птенцов. Эти птицы зимующие (щегол, воробей, голубь, сова, свиристель, сорока, синица, дятел, снегирь, галка, ворона, клёст, сойка, поползень и т. д.)
Зима – очень трудное время для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть больше, чем летом. Давайте не забывать о зимующих птицах и помогать им выживать в холодное время года.
Меню для птиц :
Воробьи - крошки хлеба, крупа, семечки.
Синицы- несоленое сало, семечки.
Снегири-ягоды рябины, семечки арбуза, тыквы.
Голуби- пшено, хлеб.
Свиристели-семена подсолнечника.
Вороны - очистки овощей, любая пища.
как мы называем птиц, которые не улетают от нас, а остаются с нами? (зимующие)
- Правильно, сегодня мы будем говорить о зимующих птицах.
Каких зимующих птиц вы знаете? (ответы детей)
Да, это воробьи, вороны, сороки, синицы, дятлы, снегири, клесты, зяблики, свиристели.
- Эти птицы всю зиму проводят вместе с нами, стараются порадовать нас и удивить своей красотой и необычными звуками. Но этим птицам тоже зимой приходится очень трудно и мы должны их подкармливать, т. е. вешать кормушки и насыпать туда корм.
Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни.
- Семена дыни и тыквы едят почти все птицы, кроме синицы и поползней.
- Овес, если нет ничего лучше, едят овсянки, воробьи, синицы.
- Пшено и просо – любимая еда овсянок и воробьев.
- Семена репейника – основной корм щеглов.
- Семена лебеды, полыни, конопли, конского щавеля, крапивы, охотно едят все зерноядные птицы.
- Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.
- Хлебные крошки едят синицы и воробьи.
- Сырое (несоленое) сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов.
- Сырое мясо – хорошая пища для синиц и поползней, а так же для ворон, галок и сорок. Сало и мясо подвешивают на ниточках.
3. Сейчас мы поиграем в игру и узнаем, как вы знаете зимующих и перелетных птиц, заодно немножко отдохнем.
Встаньте в круг. Я называю птицу, вы должны присесть, если эта птица зимует у нас, замахать руками, как крыльями, если птица улетает на юг.
4. Теперь закрепим наши знания о зимующих птицах, вы должны отгадать загадки.
Зимой на ветке яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это: (снегири)
Снегири очень красивы в своих ярко - красных нарядах. Они птицы солидные, не суетятся и не торопятся, снегири еще и рыцари. Самцы, как бы не были голодны, всегда уступают лучшие гроздья самке. Спокойно обработав одно дерево, стайка перелетает на другое. И делает это по команде вожака: тот слегка приподнимет крылышки, покажет всем белое пятнышко у себя на пояснице. Это команда: " В полет". Летает снегирь легко и красиво. Снегири держатся обычно небольшими стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку, отломить почку, а затем снова сесть неподвижно на некоторое время.
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
- Все синицы птицы лесные. А прилетают синицы ближе к жилью человека не от хорошей жизни: трудно им, голодно в лесу зимой, и поэтому летят туда, где легче прожить, прокормиться. В это время синицы становятся всеядными птицами т. е. едят крошки хлеба, крупу, кусочки сала и мясо. И все-таки очень много птиц гибнет зимой : из 10 синиц до весны доживет всего1 -2. Гибнут не от холода, а от голода. Голодная синица не переносит даже слабых морозов.
Ищет целый день он крошки,
Ест букашек, червячков.
Зимовать не улетает,
Под карнизом обитает. (Воробей)
"Воробей",
Н. Рубцов
Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зёрнышком бедным
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему…
- По воробьям мы узнаём температуру. Если воробьи на кормушке гладенькие да аккуратненькие, значит, тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые – тут уж береги уши и нос! Я давно заметила: если ударит мороз – воробьи сразу взъерошиваются. А для чего, не пойму.
Может, вы, ребята, объясните причину такому явлению? ( Так воробьям теплее: вокруг тела увеличивается прослойка воздуха, удерживающая тепло)
Удивительная птичка – клюв крестом,
Называется клестом.
Клювом шишки расщепляет,
Кормит досыта птенцов.
А гнездо – пуховый домик,
И зимою в нем тепло.
Только б были шишки-
Вырастут малышки.
(Клёст)
У клёста птицы клюв не как у других – клюв не прямой и не кривой, а крестообразный. И птенцов она выводит не летом, а зимой.
Самцы у клестов – красные. А самочки – зеленоватые. А вы знаете, что у птенцов клеста клюв совсем прямой, а у родителей загнут крестообразно? Зависит это от пищи. Достают семена из-под твёрдых чешуек шишек только взрослые птицы.
- А еще клесты помогают и белке лакомиться семенами шишек: в шишках птицы съедают только часть семян, остальные – белка.
- Клестов ещё называют " северными попугайчиками". Они искусно лазают по деревьям, цепляясь за ветки лапками и кривыми клювами. Для клестов зима тоже трудное время года. Питаются клесты семенами хвойных деревьев, а зимой их много.
А это что за птица?
Он в своей лесной палате
Носит чёрненький халатик.
Он деревья лечит:
Постучит и легче. (Дятел)
- Самый крупный дятел и обитает в основном в хвойных лесах. Встречается нечасто, но каждая встреча запоминается надолго. Ещё издали можно услышать мой громкий крик - " кли - кли - кли,, который издаю на лету. Усядется на дерево и приступает к поискам насекомых. Если вы проходите мимо дерева и увидите большую черную птицу, а только светлый клюв и красная шапочка на голове, то это - черный дятел.
Большой пестрый дятел, чуть больше скворца. Его называют " доктором леса". Своим крепким клювом он долбит кору дерева, достаёт личинки и жуков.
Глупая, и лохматая, и неуклюжая, и воровка!
(Ворона)
Если вы хотите узнать: какого цвета ворон и ворона, то знайте, что ворон – чёрный, а ворона – серая.
Молодцы, замечательно!
5. Молодцы, а теперь пора приступить к самому главному заданию - смастерить кормушку для птиц из подручного материала. Делимся на три группы. Педагог раздаёт детям заготовки - шаблоны и материал, для изготовления кормушек. Дети приступают к практическому заданию.
9. Подведение итогов занятия : Ребята вы замечательно поработали, узнали много нового о птицах, которые зимуют и чем мы можем подкормить их зимой. Активно отгадывали загадки, играли в игры и даже успели смастерить кормушку для братьев наших меньших.
Наше занятие подошло к концу. Что главного для себя поняли? (Птицам, которые улетели в теплые края, там достаточно корма, а тем, которые остались зимовать с нами, трудно искать корм. И помочь им пережить трудную зиму должны мы, потому что мы научились этому на сегодняшнем занятии.) Дети изготовили кормушки, педагог в качестве поощрения читает для детей стихотворение. А. Яшина.
" Подкормите птиц зимой".
Подкормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайкой на крыльцо.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Я предлагаю вам одеться и выйти на улицу развесить ваши кормушки. Покормим наших пернатых друзей семенами и семечками.
На прогулке дети развешивали кормушки с кормом на участке, в саду