Марина Демьянюк
Конспект занятия «Коли семья вместе, так и душа на месте» в старшей группе по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи
«Коли семья вместе, так и душа на месте».
Программное содержание:
1. формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге;
Публикация «Конспект занятия „Коли семья вместе, так и душа на месте“ в старшей группе по развитию речи» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Старшая группа
- Темочки
2. познакомить детей с понятием «семья»; закрепить знания полных имен членов семьи;
3. познакомить с новым словом «родственники». Воспитывать добрые чувства и любовь к членам всей семьи, проявлять о них заботу, приносить радость своими делами и поступками;
4. обогащать и активизировать словарный запас детей по теме занятия;
5. развивать навыки творческого рассказывания, навыки связной речи.
Предварительная работа: составление рассказов о своей семье; знакомство и разучивание пословиц о семье; разучивание стихотворения «Я не плачу», разучивание текстов игр-разминок, беседа с детьми о семье.
Оборудование: коллажи с фотографиями семей детей, фигурки мальчика, мамы, папы, бабушки, дедушки, мяч.
Ход занятия:
- Ребята сегодня я хотела рассказать вам сказку о ребенке, который жил один. И начиналась она так: «Жил- был мальчик, который был один-одинешенек на свете. И никого у него – то и не было, только он…» (выставляет фигуру мальчика на фланелеграф)
- Но дойдя до этого места в сказке, я подумала: «А разве так бывает, что у человека никого нет?»
-Как вы считаете? (нет)
- Ну тогда мы изменим сказку, и у нашего героя появятся замечательные, любящие родственники! (предлагает детям выставить на фланелеграф фигурки членов семьи)
- А как, ребята, мы назовем одним словом родных людей, которые живут вместе? (семья) .
- Что такое семья? Семья – это папа, мама, их дети. Это ваша маленькая семья. У вас есть и большая семья, в нее входят ваши бабушки, дедушки, тети и дяди. Всех членов семьи называют родственниками. Слово род означает, одна большая семья. Родственники могут жить в других домах, других городах и даже странах, но все равно они ваши родные – это ваш род, ваша большая семья. Это люди, которые любят и заботятся друг о друге.
-Давайте, ребята, сегодня поговорим о семье, о родных людях.
Воспитатель: А знаете, как возникло слово «семья»?
- Ребята, я вам сегодня приготовила интересный рассказ, вы хотите его послушать?
- «Давно - давно в стране, где мы живем, не было ни огромных городов с красивыми домами, ни больших сел. А были одни только поля да густые леса, в которых обитали дикие звери. По берегам рек стояли деревни. Там жили славяне, так назывались теперешние русский, украинский, белорусский народы. Славяне были трудолюбивы. Они ходили на охоту, чтобы добывать пищу и делать из нее себе одежду. Славяне были дружелюбными и гостеприимными. Они хорошо, ласково обращались со своими друзьями, бедными стариками. Каждая семья-папа, мама, дети - жила в своей избе (так тогда назывались дома) отдельно от других семей. Это была большая, дружная семья, со своими обычаями и традициями. Вот так ребята раньше жили наши предки славяне.
- А сейчас ребята мы с вами с прошлых лет перенесемся в настоящее время, и я предлагаю познакомиться с вашими семьями.
- Расскажите, что вы знаете о своих близких, как заботитесь о них, как помогаете, где и как любите отдыхать? А помогут вам рассказывать фотографии родных и близких.
(Читаю стихотворение, звучит музыка).
«Есть в доме любом семейный альбом.
Как в зеркале, мы отражаемся в нем.
Пускай не всегда мы красивы, зато эти фото правдивы.
Хранится альбом в нашем доме, и снимки хранятся в альбоме.
Их много: и старых и новых – у нас, у семейства большого!»
(рассказы детей).
После 2-3 рассказов – физминутка
(Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч детям. Кто поймал мяч, отвечает на вопросы.)
- Назови своё полное имя и фамилию.
- Сколько тебе лет?
- Как зовут твою маму? Кем она работает?
- Когда мама огорчается?
- Как зовут твоего папу? Кем он работает?
- Назови любимое занятие папы.
- Есть ли у тебя брат или сестра? Старше они тебя или младше?
- Как зовут твою бабушку? Чем она занимается?
- Что радует бабушку?
- Как зовут твоего дедушку? Чем он занимается?
- Назови любимое блюдо дедушки.
- на кого ты похож?
- кто с тобой играет (читает, гуляет?
- кто самый добрый в семье?
- кто лучше всех готовит?
- кто раньше всех встаёт?
- какие домашние обязанности есть у мамы (папы?
- как ты помогаешь дома маме?
- С кем ты живёшь?
- Кто самый старший в вашей семье?
- Кто самый младший?
- Для мамы ты кто? А для бабушки?
- Для брата, сестры?
- Как ты заботишься о других?
- А как ты обычно называешь свою маму (мамочка, мамуля?
- А как ты называешь своего папу (папочка, папуля?
- Как зовут твоих бабушку и дедушку?
- А если твои близкие заболеют, как ты их будешь жалеть?
Рассказы детей
- Ребята? А вы обратили внимание, что все дети говорили о своей семье - улыбались.
- Кто догадался почему? (так как очень любит семью). Когда родители рядом, всегда в семье хорошее настроение, радость, счастье, приятно вспомнить тот день, когда все вместе фотографировались.
Недаром гласит народная мудрость: «Вся семья вместе и душа на месте».
- Семью почитали с древних времен. Народ сложил много пословиц про семью. Давайте их вспомним:
* При солнышке – тепло, при матушке – добро.
* Нет милее дружка, чем родная матушка.
* Вся семья вместе и душа на месте.
* В семье дружат – живут, не тужат.
* В семье разлад – так и дому не рад.
* В недружной семье добра не бывает.
- Давайте с вами поиграем в игру с нашими ладошками, в которой говориться о самом добром и заботливом человеке в нашей семье – бабушке. (Читаю стихотворение Н. Голля и Г. Григорьева. Дети сопровождают его жестами и движениями)
«Ладушки, ладушки,
Где были?
У бабушки!
(Хлопают в ладоши)
А у бабушки ладони
Все в морщинах собраны.
(Показывают руки ладонями вверх)
А у бабушки ладони
Добрые-предобрые.
(Поглаживают ладони друг о друга)
Все работали ладони
Долгими годами.
(Постукивает кулаками о ладони)
Пахнут добрые ладони
Щами с пирогами.
(Подносят ладони к лицу, словно принюхиваются)
По кудрям тебя погладят
Добрые ладони.
(Имитируют поглаживания)
И с любой печалью сладят
Теплые ладони.
(Складывают ладони, подносят к лицу, дуют на них)
Ладушки, ладушки,
Где были?
У бабушки!
(Хлопают в ладоши)
- А сейчас отгадайте, про кого эти весёлые загадки?
1. Кто нежнее всех на свете?
Кто готовит нам обед?
И кого так любят дети?
И кого прекрасней нет?
Кто читает на ночь книжки?
Разгребая горы хлама,
Не ругает нас с братишкой.
Кто же это? Наша (мама)
2 Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно, (папа)
3. Я у мамы не один,
У неё ещё есть сын,
Рядом с ним я маловат,
Для меня он — старший (брат)
4. Вот ведь дело-то какое…
Нас не семеро, а трое:
Папа, Мамочка и я,
Но все вместе мы — (семья)
- Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы - самые счастливые дети на свете, и я предлагаю поиграть в игру.
Игра «Подбери слова – действия»
- Что может делать мама? (Стирать, гладить белье, пылесосить квартиру, вытирать пыль, шить платье, вязать кофту и т. д.)
- Что может делать папа? дочь? сын? бабушка? дедушка?
Воспитатель: Спасибо большое нашим героям за подробные рассказы о ваших семьях. Нам было очень интересно. Я очень рада, что у каждого из вас есть родной дом, где вас любят, ждут, заботятся, приходят на помощь. Вы, ребята, должны тоже ценить близких, стараться никогда не огорчать, а помогать им. И я вашим семьям желаю здоровья, добра и много, много солнца! А Костя хочет вам сегодня подарить стихотворение.
(читает стихотворение «Я не плачу» Г. Ладонщикова)
.