Ирина Турчина
Конспект занятия по патриотическому воспитанию «Расписные ложки» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
в старшей группе по патриотическому воспитанию «Расписные ложки»
Цель:
-формировать технические навыки детей в хохломской росписи;
-развивать воображение, фантазию;
-совершенствовать умения создавать простые элементы по образцу воспитателя.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия по патриотическому воспитанию „Расписные ложки“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ложка. Все о ложках для детей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Знакомство детей с историей русской ложки, активизация представления детей о ложке как о столовом приборе и музыкальном инструменте;
Совершенствовать умения рисовать кончиком кисти элементы хохломской росписи (ягодки, завиток);
Развивающие:
Развитие интереса к укладу, быту и традициям русского народа ;
Развитие творческих способностей детей и познавательной активности;
Воспитательные
Воспитание любви и уважения к русскому народному творчеству
традициям русского народа.
Активизация словаря: ложкари, ложечники.
Оборудование:
Гуашь, кисть, хохломские ложки, музыкальная подборка русских народных песен, презентация «История ложки», ИКТ
Ход занятия:
Организационный момент
Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!
Веселья вам, да радости!
Давно вас поджидаю,
Рассказ без вас не начинаю!
Здесь для каждого найдётся
И местечко и словечко!
(Дети садятся на стулья полукругом)
Воспитатель : Мы все живём в великой стране, которая называется - Россия. Она очень большая, в ней много разных народов со своими традициями и обычаями. Сегодня мы поговорим о простом, но очень древнем предмете, который мы используем практически каждый день. (1 слайд)
Отгадайте загадку:
Вы сказать мне не могли бы,
Как зовётся эта «рыба»?
Ты за хвост её возьмёшь, носом в воду окунёшь-
Воду в рот наберёт
И к тебе отправит в рот?
Подумали немножко?
Не «рыба» это – ЛОЖКА.
(показываю обыкновенную ложку) (2 слайд)
Основная часть
Сегодня я вам предлагаю послушать рассказ о том, как появилась ложка, и какими ложками русские люди пользовались за столом во время еды.
(на ноутбук выводится презентация «История ложки»)
3 слайд
Воспитатель : Очень, очень давно, когда первые люди жили на Земле, они жили в пещерах, ели руками сырую пищу, у них не было огня и не было никакой посуды.
4 слайд
Воспитатель : Со временем люди научились вытачивать из камня инструменты. Стали делать каменные ложки. Эти ложки были тяжёлыми, неудобными и ломались.
5 слайд
Воспитатель : Обнаружив глину, люди узнали, что из неё можно лепить разные предметы. Горячую пищу можно было брать не руками, а глиняными дощечками. Появились ложки из глины, но они были не прочными, ломались и крошились.
6 слайд
Воспитатель : Люди стали делать ложки из морских ракушек. Очищали ракушки от песка, водорослей, мыли водой. Ложки напоминали черпак. Они тоже были неудобными и ломались.
7 слайд
Воспитатель : Спустя много лет, человек научился делать ложки из разных материалов. Появились железные ложки.
8 слайд
Воспитатель : У богатых людей были ложки из золота, серебра и называли их Царскими.
9 слайд
Воспитатель : А простые люди жили бедно, не могли купить дорогие ложки. Поэтому начали резать ложки из клёна, липы, осины и даже берёзы. Ложки получались лёгкими, удобными, они не нагревались от горячей пищи. Люди ели щи да кашу деревянными ложками.
10 слайд
Воспитатель : Ложки изготавливали специальные мастера, их называли «Ложкари», «ложечники».
11 слайд
Воспитатель : Чтобы сделать ложку, сначала брали кусок деревянного полена (осины, берёзы или клёна).
Деревянную ложку ложкарь обрубал из БАКЛУШИ (кусочка бревна) топориком, отстругивал ножом и вырезал кривым резаком, а ЧЕРЕНОК и РУЧКУ точил вручную.
12 слайд
Воспитатель : В русской семье была у каждого своя именная ложка. Ложки помечали, избегали пользоваться чужими.
Обедали все вместе, ждали всех.
13 слайд
Воспитатель : Ложки в старину носили при себе. Богатые люди в специальном футляре, а бедные за поясом. Говорили даже: «Запасливый гость без ложки не ходит». Без своей ложки в гости не ходили.
14 слайд
Воспитатель : Ложка - это символ сытости, достатка и благополучия.
В народе существует много поговорок о ложке :
1. Красна ложечка похлёбкой, а не сухая.
2. В один рот двух ложек не впихнёшь.
3. Дорога ложка к обеду.
4. Нечего хлебать, так дай ложку полизать.
5. Руки за ложкой не протянешь, так не придёт сама.
15 слайд
Воспитатель : На Руси ели деревянными ложками и были здоровы
16 слайд
Воспитатель : У простого народа - ложки были деревянные. Они были некрасивые и люди стали их расписывать разными узорами.
17 слайд
Воспитатель : Ложки стали расписывать разными узорами, они получались очень красивыми.
Ложки стали похожими на царские.
18 слайд
Воспитатель : Деревянные ложки были не только незаменимым кухонным предметом, но и интересным музыкальным инструментом. На деревянных ложках можно играть. При прикосновении, они издают гармоничный, чистый звук.
Воспитатель : Давайте мы с вами, ребята, подыграем на ложках весёлой, русской песне.
Физминутка Звучит песня "Ложки деревенские"
(вместе с детьми под музыку выполняем простые танцевальные движения с ложками).
Воспитатель : Повеселились мы немного. Узнали много интересного о русских деревянных ложках.
В наше время мало кто пользуется деревянными ложками. Чаще они покупаются или дарятся на память, как сувенир.
Сейчас я предлагаю превратиться в чудо – мастеров, и на память о нашей встрече расписать красивым узором русские деревянные ложки.
Практическая работа «Роспись деревянной ложки».
Воспитатель : Сегодня мы с вами будем рисовать на наших ложках ягодки и завиточек. (помещаю на доску готовый образец хохломской ложки.)
Ребята, посмотрите, из каких элементов состоит узор на нашей ложке?
(каемочка, ягодки, завиток).
Посмотрите, как я буду расписывать ложку. Я беру кисточку, кончик ее макаю в воду и потом в красную краску. Затем рисую каемочку на ложке. Потом начинаю рисовать ягодки, какие ягодки-круглые.
После того, как я нарисовала все красной краской, я промываю кисточку, макаю в зелёную краску, для того чтобы нарисовать завиточек. Давайте, возьмем кисточку и в воздухе вместе со мной нарисуем завиточек.
Сейчас, вы как настоящие мастера украсите свои ложки узорами.
А теперь приступаем к работе. Самостоятельная работа детей. (Если дети затрудняются, показать еще раз на своем образце).
Рефлексия
Воспитатель : Ну, что мастера, понравилось вам расписывать ложки?
(Да).
А что больше всего понравилось?
(высказывания детей).
Воспитатель : На память о нашей встрече подарок, всем детям красивая
ложка.
Время быстро пролетело.
Жаль, мне, честно говоря.
Не забудьте эту встречу.
И спасибо ложкарям!
Звучит народная музыка.