Надежда Иващенко
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «В гостях у лесничего»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие комплекса интегративных качеств личности детей в процессе игровой и познавательно-коммуникативной деятельности.
Задачи:
Воспитательные:
Воспитывать общую культуру поведения, бережное отношение к природе.
Формировать гендерную принадлежность, патриотические чувства.
Развивающие:
Развивать связную речь, мышление, внимание, память.
Заинтересовывать самостоятельным решением задач познавательного и творческого характера.
Образовательные:
Познакомить с профессией лесника, ее особенностями.
Повторить и закрепить классификацию диких животных.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „В гостях у лесничего“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
Словарная работа: лесник, лесовод, сторожка.
Приемы, используемые для руководства деятельностью детей:
Целеполагание и мотивация: сюрпризный момент, использование игр, загадок, показ презентации, комментирование.
Активизация детской деятельности: игра «Поезд», беседа, создание развивающей среды, дидактические игры, показ презентации, постановка проблемного вопроса, решение математической загадки.
Организация практической деятельности: показ презентации, комментирование, использование игры «Разрезная картинка», математической загадки.
Мотивация и поддержание интереса: сюрпризный момент, ситуация выбора, слушание пения птиц и звуков леса, физминутка, смена видов деятельности.
Оценка деятельности детей, активизация самооценки: поощрение, дидактическая игра «Разрезная картинка», «Подбери слово».
Предметно-развивающая среда для НОД: конверт (с разрезной картинкой зайца, билеты, презентация на тему «Животные наших лесов», игрушка заяц и белка, буквы с цифрами «ромашка».
Раздаточный материал: разрезные картинки с изображением зайца, ромашки из бумаги (на обратной стороне цифры, цветные карандаши.
Деятельность детей в НОД: познавательная, познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная.
Ход
НОД[/b]
1. Вводная часть (Образовательные области Коммуникация, Познание, Физическая культура, Чтение художественной литературы)
Психологический настрой.
Воспитатель:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- Я улыбнусь вам, и вы улыбнетесь, друг другу, чтобы у нас с вами было весь день хорошее настроение.
-Ребята, кто то, бросил нам в окошко, посмотрите, письмецо, может это лучик солнца обронил его в окно? Как вы думаете о кого это письмо, а что нам сделать, чтобы узнать? Правильно прочитать. Ребята, здесь приглашение в гости на лесную поляну, от дедушки лесника. А вы знаете, кто такой лесник? Где он живет? Как называется его дом, который стоит в лесу? (Лесник - это человек, который следит за лесом, за деревьями, зверями, за чистотой. Его дом — сторожка.)
-Ну что, ребята, вы согласны отправиться в гости к леснику?
- А кто же покажет нам дорогу к леснику? (варианты детей) Вот здесь в письме написано, что покажет дорогу нам старый знакомый лесника. Кто он — нам нужно угадать. Нужно собрать разрезные картинки. (Дети собирают картинки, на картинке изображен заяц).
1. Слайд (заяц)
- Дорогу нам покажет зайчик. Давайте его попросим.
Заяц, заяц – расскажи,
Заяц-заяц, покажи,
Как найти дорожку
К леснику в сторожку.
Заяц (игрушка) Конечно, покажу.
-Начнем наше путешествие? Но как нам попасть в лес? Ребята, а вы знаете, что не далеко от нашего сада находится железнодорожный вокзал, так давайте поедем на поезде. А чтобы сесть в поезд, что нам нужно? Правильно, билет, но билет получат те, кто назовут слово – определение настоящего, живого зайца. Какой он?
Дидактическая игра «Подбери слово»
(Дети по очереди называют слова, например: пушистый, белый, быстрый, серый, трусливый, лопоухий и т. д.)
- Молодцы, а если у зайца длинные уши, то он какой? (длинноухий)
- А если длинные ноги? (длинноногий).
-Быстрые ноги? (быстроногий)
- А можно сказать про зайца – длиннохвостый? (обоснованные ответы детей)
- Значит он какой? Короткохвостый или говорят куцый (попросить ребят повторить слово «куцый» и дать ему разъяснение)
- А что заяц ест? Значит он какой? (травоядный).
-А каких еще травоядных животных вы знаете? Назовите.
-Хорошо. У всех есть билеты? Отправляемся в путешествие.
2. Слайд (фотография вокзала Томск 2 и поезда) (дети имитируют поездку на поезде, исполняя отрывок из песни «Вот поезд наш едет, колёса стучат…»)
- Ну, вот ребятки, мы и приехали в лес, давайте зайчика поможем показать нам дорогу к леснику.
Физминутка.
Заяц, заяц – расскажи,
Заяц-заяц, покажи,
Как найти дорожку
К леснику в сторожку.
Заяц: Идите по тропинке, встретите белку. Она покажет, куда идти дальше.
Воспитатель:
Ребята, давайте встанем друг за другом и пойдём по тропинке, надо идти очень осторожно, не толкаясь и каждый идущий сзади внимательно смотрит на идущего впереди, чтобы не потеряться.
3.Слайд (лесная полянка)
2. Основная часть (Образовательные области Познание, Коммуникация, Социализация, Труд, Физическая культура)
Беседа о правилах поведения в лесу
-Вот мы и пришли в лес. Как красиво! - Ребята, вы знаете, что такое лес? (варианты ответов детей) Лес – это дом, жилище животных, насекомых и растений. Мы в этом жилище – гости. А как следует вести себя гостям? Правильно аккуратно! Ничего не ломая, не нарушая покоя лесных зверей. Прислушайтесь. Что вы слышите? (слушание пения птиц и звуков леса). А как себя нужно вести в лесу? (не шуметь, не кричать, не пугать лесных обитателей, не мусорить, не разводить костер, не разорять жилища животных, не ломать веток, не вытаптывать траву, не трогать животных и насекомых, это может быть опасным и т. д.)
4. Слайд (деревья: береза, дуб, рябина, клен, сосна)
Дидактическая игра «Узнай дерево по веткам»
-Какие деревья растут в лесу? (береза, дуб, рябина, клен, сосна)
5. Слайд (ветки березы, дуба, рябины, клена, сосны )
-Вот эта ветка, с какого дерева? Почему вы так решили? (по цвету, по форме листьев)
Дидактическая игра «Кто, где живет?»
-Молодцы. А тем временем мы забрались уже далеко в лес.
6. Слайд (дупло белочки)
И вот мы видим что-то очень интересное и необычное. Что это? (Это чей-то домик) (показ)
-Значит, кто-то в нем живет. Кто? (животное)
-В лесу живут дикие животные или домашние? А чем они отличаются?
-Дикие животные сами строят себе домики, или занимают чужие, брошенные домики.
-Это дупло. Его кто сделал? (дятел) А кто может в нем жить? (белка, норка, куница)
7. Слайд (логово волка)
- Это логово. Кто в нем живет? (волк)
8. Слайд (берлога)
-Это дом медведя. Как он называется?
9. Слайд (лисья нора)
-А это что? (нора). Кто в ней может жить? (лиса, барсук, енот, змея)
-Как называется домик зайца? Такого названия нет, потому что у зайца нет домика.
Задание 1
-Молодцы. Только куда же идти дальше? Кто помнит, кто нам должен помочь?
10. Слайд (белочка в лесу)
-Вы ее видите? Расскажите, где находится белка? (ориентировка в пространстве)
-Давайте мы с вами сделаем столько шагов вперед, сколько слогов в слове «белка». А назад столько шагов, сколько в слове «дерево».
Задание 2
-Попробуйте составить предложение со словами «белка» и «дерево». Молодцы!
-Давайте попросим белку показать дорогу.
Белка, белка – расскажи,
Белка-белка, покажи,
Как найти дорожку
К леснику в сторожку.
Белка (игрушка): Конечно, покажу. Идите прямо вот по этой дорожке, выйдите на поляну.
Физминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все прямо встали,
Ножками потопали, ручками похлопали,
Покружились, повертелись,
Глазки крепко закрываем, открываем,
И опять вперед шагаем!
11. Слайд (лесная поляна)
Игра «Буквы заблудились»
-Вот и вышли мы с вами на полянку. Что же растет на этой полянке? Не понятно? Это загадка.
-Посмотрите, ребята, здесь что-то написано. Это какое-то слово, но мне его не прочитать. Помогите мне, пожалуйста. Расставьте цифры по порядку от 1 до 7, и прочитаем, что получится, (дети расставляют буквы вместе с цифрой по порядку).
- А получилось слово — РОМАШКА.
- Какой мы слышим первый звук в этом слове? (звук [p]). Назовите слова, в которых есть звук [p].
А какой последний звук в этом слове? (звук [a]). Назовите слова на звук [a].
Давайте украсим полянку лесника этими цветами. А где же сторожка лесника? Кто видит? (скрыта за деревьями)
12. Слайд (фотография сторожки и лесника)
- А вот и хозяин сторожки.
Рассказ о работе лесника
Лесником называют лесного сторожа, он охраняет лес. Лесовод – хозяин леса, который ему доверило государство. Этот хозяин должен хорошо знать свой лесной участок. На такое изучение территории уходят многие годы. Поэтому лесник должен быть местным жителем, хорошо знакомым с окрестностями. Хороший лесник знает свой лес до мельчайших подробностей, и любые изменения в лесном квартале не ускользнут из его внимания. Он тотчас определит, где без разрешения пасли скот или пропали деревья, появились признаки надвигающейся болезни леса (например, нашествие гусениц или болезнь животных). Лесник ведет большую работу по предупреждению лесных пожаров. Ведь любой костер, не потушенная спичка, брошенный окурок становятся причиной гибели лесов в огне. Справиться с лесным пожаром очень сложно, иногда невозможно. Поэтому так важна работа по предупреждению пожаров.
Лесник — друг всем животным и растениям леса. Добросовестность, профессиональная честность, трудолюбие – это те прекрасные традиции, которые веками складывались в лесном хозяйстве страны.
3. Заключительная часть (Образовательные области Социализация, Коммуникация, Познание)
Итог
-Лесник очень рад, что мы приняли его приглашение. Но нам пора в сад, обратно. Лесник нас угостил медом, чтобы мы попили дома чаю.
Все помнят дорогу назад, снова встаём друг за другом и возвращаемся на станцию.
13. Слайд (Поезд)
-Садимся в поезд, поедем домой.
Загудел паровоз
И вагончики повез.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу,
Вас домой сейчас везу.
14. Слайд (фото вокзала Томск - 2)
- Ну, вот ребята мы с вами и приехали, встаём парами и возвращаемся в детский сад.
15. Слайд (фото детского сада)
-Понравилось вам наше путешествие? Что больше всего вам понравилось? А с какой профессией мы познакомились сегодня? Кто такой лесник? Теперь вы точно знаете, что это нужная и благородная профессия.
- Я думаю, мы сегодня хорошо поработали. Вы – молодцы! Настоящие путешественники. Мне было очень приятно совершить вместе с вами это путешествие. А чай с мёдом мы с вами попьем в полдник.