Анна Лапа
Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру «Русские народные игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить с разнообразием русских народных игрушек; знать характерные особенности разных промыслов; воспитывать добрые нежные чувства к русскому народному творчеству, желание научиться рисовать народные игрушки.
Ход занятия
- Ребята, у нас сегодня выставка народных игрушек. Они вам знакомы. Давайте назовём.
Темочки:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Русская народная культура, фольклор
- Старшая группа
- Темочки
Дети: Матрешки, дымковские игрушки, филимоновские свистульки и др
- Вам нравятся эти игрушки? Что Вы находите интересного в них?
Ответы детей: Эти игрушки не оставляют человека равнодушным, они вносят в нашу жизнь тепло, праздник, радость, красоту.
- Хотите знать, как появились игрушки? Как вы думаете, зачем они были придуманы?
Дети: чтобы дети играли.
-Правильно. Взрослые были заняты работой, а детей нужно было чем-то забавлять, детского сада раньше не было. Игрушки делали из совершенно разных материалов: что было под рукой, из того и мастерили - лепили из глины, выстругивали из дерева, выпиливали из кости, вязали из ниток.
Игрушки со временем постепенно стали совершенствовать. Они становились качественней, разнообразней, а те, кто создавал их, становились искусными мастерами. Появились сотни кустарей-ремесленников. Первоклассные резчики, токари, столяры, художники. Затем изготовление игрушек превратилось в промысел. Стали появляться новые материалы: это фаянс, металл. Игрушки были необычайно разные по сюжету, материалу и способу изготовления. Это мастерство передавалось из поколения в поколение, развивалось и совершенствовалось.
- Весть о таких мастерах выходила далеко за пределы этой округи. И приезжали сюда со всех концов страны, чтобы игрушками полюбоваться, купить своим детям. Слава об этих мастерах шла не только по Руси, но и по всему миру. Прославлялись города, где жили эти мастера. Часто техника мастерства называлась по названию города или села (село Филимоново - филимоновская игрушка, село Дымково - дымковская игрушка, село Каргополь - каргопольская игрушка). Сюжеты у игрушек были самые разнообразные: мужики и медведи, козы, гуси, индюки, барышни, кони, карусели, дети - всего невозможно перечислить.
- Богородские мастера удивляют тонкой резьбой по дереву. (Воспитатель ведет детей по выставке игрушек). Обратите внимание на дымковские барышни. Узорное многоцветие. Они нарядные, различаются убранство и различными предметами. У них в руках собачки, сумочки, зонтики, муфты, корзиночки, цветы и т. д. Какие они нарядные и красивые!
А полюбуйтесь только красавицами матрешками. Фигурка матрешки выточена из деревянного бруска. Она раскрывается на две части, а в ней есть еще фигурка, и так доходит до 10-12 кукол. Этих матрешек делают в Семенове, Сергиевом Посаде, Майданове, поэтому они так и называются: семеновские, сергиевопосадские, майдановские.
Когда российские матрешки появились на Всемирной Парижской выставке, они сразу завоевали признание и любовь и стали символом нашей страны. Со всего света приезжают туристы, чтобы полюбоваться богатыми традициями нашего народа, высокой культурой.
Старинные традиции по сей день сохраняются, хотя в мире игрушек все изменилось. Но русского искусства сохранились и не поддаются моде.
А теперь, ребята, давайте каждый нарисует ту игрушку, которая больше всего понравилась.