Елена Фотиева
Знакомство детей с Полхов-Майданской росписью
▼ Скачать + Заказать документы
На творческом объединении "Веселая ярмарка", в ноябре, я продолжила знакомство детей с народными росписями. В процессе выполнения элементов росписи мы знакомились с историей промысла и оттачивали технику росписи, продолжали учиться работать с кистью № 2, а также закрепляли умение пользоваться акварельными и гуашевыми красками. Детям было предложено выполнить элемент росписи : "Ягодка".
Публикация «Знакомство детей с Полхов-Майданской росписью» размещена в разделах
- Полхов-майданская роспись
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» декабрь 2018
"Ягодка и цветы".
Роспись "Матрешки" проходила в два этапа. На первом занятии мы выполнили набросок простым карандашом. Закрепили навык работы с простым карандашом, ориентировку на листе бумаги и умение выполнять по - шагово набросок элементов росписи в ограниченном пространстве. Детям был предложен только силуэт матрешки.
На следующем занятии мы выполняли работу в цвете, гуашевыми красками.
Следующая тема для росписи : "Сахарница".
Готовим руку к письму и учимся проводить линии не отрывая кисточки от бумаги.
Для родителей в раздевалке была помещена информация об истории "Полхов - Майданской росписи".
Информация для родителей история промысла «Полхов-Майдан».
На юге Нижегородской области, в Вознесенском районе, расположено село Полхов – Майдан. Это один из самых известных центров росписи по дереву в России. Село находится недалеко от известного Дивеева монастыря. В старину деревни, в которых процветали ремесла, располагались поблизости от монастырей. И не только потому, что монастыри были центрами духовной жизни. У монахов было большое хозяйство, они заказывали деревенскими мастерам посуду и другие предметы быта.
Согласно местному преданию, первый токарный станок появился у крестьянина Никиты Авдюкова, когда после войны 1812 года настала пора неурожаев. Ремесло быстро развивалось, но вначале вытачивали самые простые изделия. К середине 19 века в селе Полховский Майдан не крашенная токарная деревянная посуда производилась в больших количествах, ее продавали на всех ярмарках.
В начале 20 века для украшения посуды начали использовать выжигание, потом выжигание стали раскрашивать масляными красками, на смену которым пришли анилиновые красители. Постепенно выжженный контур рисунка вытеснился более дешевым и простым рисунком тушью.
В начале 20 века в Полхов – Майдане, как и во всей России, народные промыслы стали угасать. Однако старое искусство не умерло. В 30-х годах 20 века в селе образовалась артель «Красная заря», которая в 60-х годах преобразовалась в фабрику игрушек. В это же время изготовлением аналогичных расписных изделий начали заниматься мастера деревни Крутец, расположенной недалеко от Полховского Майдана. Используя опыт, токарные формы и приемы соседей, крутецкие мастера внесли в свои изделия некоторые изменения. Так, например, из матрешки стали более округлыми, а в росписи появились сюжеты.
В 70-е годы 20 века на базе этой фабрики возникло производственно-художественное объединение «Полхов-Майданская роспись», которое существует по настоящий день. Н аней работают художники, прошедшие специальное обучение. Токарные изделия мастеров этого промысла – матрешки, птички-свистульки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки, подставки – щедро украшены орнаментальной и сюжетной росписью. Среди живописных мотивов часто встречаются цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзажи.
Особенностью промысла является то, что фабричное производство мирно соседствует с кустарным. Мастера-кустари работают всей семьей. Мужчины вытачивают изделия, женщины расписывают их. Дети так же принимают участие в работе, они учатся у родителей основам токарного дела и росписи. Выделяются своим мастерством семьи Сентюраевых, Рожковых, Бузденковых.
С начала 1980-х годов мастера начали выполнять цветочную роспись по обожженному паяльной лампой фону. В новых сюжетах и темах часто отображались современные события. В наше время этот уникальный промысел продолжает развиваться.