МААМ-картинки

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Первоцветы»

Проскура
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Первоцветы»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по экологии для детей старшей группы

«Первоцветы»

Автор: педагог дополнительного

образования – эколог

Проскура Людмила Анатольевна,

ЧДОУ «Детский сад №98 ОАО «РЖД»

Цель:

Формирование представлений о раннецветущих растениях родного края.

Темочки:

Повышение умственной активности дошкольника, развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.

Задачи:

Образовательные задачи:

Познакомить с разнообразием первоцветов родного края : Верба, Береза, Крокусы; особенностями их развития, ролью в природе, взаимосвязь с насекомыми.

Учить детей различать и правильно называть раннецветущие растения, выделяя их характерные признаки.

Развивающие задачи:

Способствовать обогащению словарного запаса, развивать абстрактное мышление, логику, координацию движений, память.

Воспитательные задачи:

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к первоцветам : чувство сопереживания к ним, желание оберегать и стремление поделиться своими знаниями с другими.

Тип занятия : сообщение новых знаний педагогом.

Формы и методы:

беседа с демонстрациями,

рассказ,

пластический этюд,

рисунок в тетради.

Оборудование:

фотоиллюстрации первоцветов : Крокусы, Береза, Ива (Верба,

рисунок «Перевязанная береза»,

фломастеры, бумага для рисования.

Ход занятия.

I. Сообщение темы и цели занятия детям.

Методы и приемы: установочная беседа.

Педагог: Ребята, какое время года на дворе? (весна). Как вы догадались? Какие приметы уже заметны? Кто-нибудь из вас бывал в лесу весной? Что там заметили весной? Рано весной растает снег и на черных проталинах появятся из земли.? (цветы). Их называют первоцветы. Догадайтесь, почему? А еще у них есть второе имя - подснежники. За что их так назвали? Мы сегодня познакомимся с первоцветами. Узнаем, какие они разные и красивые, кому в лесу помогают, нужна ли им наша помощь.

II. Сообщение новых знаний.

Разнообразие первоцветов. Биологические особенности. Связь с насекомыми.

1. Верба (Ива).

Методы и приемы: беседа, рассказ с демонстрацией, рисунок в тетради.

Педагог: Представьте себе, что весной вы пришли в лес и захотели увидеть первоцветы (самые первые цветы). Где бы вы их стали искать - под ногами или наверху? ( чаще отвечают: «под ногами»). Вот и ошибаетесь, самые первые цветы появляются на ветвях вот этого дерева. Узнали его? (демонстрируется фотоиллюстрация ивы (вербы). Его зовут ива (верба). Повторим хором. Верба - удивительное дерево. Заметили ли вы на нем листочки? (нет). А цветы уже собрались на веточках, будто «золотые кудрявые барашки». Похожи? Каждую весну рядом с вербой что-то происходит. Послушайте внимательно про нее историю и запомните, что с ней происходит.

По Н. Сладкову

«. Если тронешь ивовый барашек пальцем - пожелтеет палец; щелкнешь - золотой дымок запарит; понюхаешь - медом пахнет.

Спешат гости на пир.

Шмель прилетел - неуклюжий, мохнатый, как медведь. Забасил, заворочался, весь в пыльце измазался. Прибежали муравьи: поджарые, быстрые, голодные. Набросились на пыльцу, и раздулись у них животы, как бочки. Того и гляди, ободки на животах лопнут. Комарики прилетели: ножки горсточкой, крылышки мельтешат, крошечные вертолетики.

Жуки какие-то копошатся.

Мухи жужжат. Бабочки крылья распластали.

Шершень на слюдяных крыльях полосатый, злой и

голодный, как тигр. Все гудят - торопятся на пир!»

Педагог: Кто прилетел к иве - вербе весной?

Зачем насекомые к ней прилетели? (. Жалко насекомых: они только проснулись из-под снега, а вокруг хотя бы один цветочек виден? (нет) Поесть нечего - выручает одна только верба.»)

Можно ли вербу назвать «столовой для насекомых»? что такое «ивовый пир»?

Зарисуем в тетради иву - вербу (пушистые золотые барашки).

2. Береза.

Методы и приемы: беседа, рассказ с демонстрацией, рисунок в тетради. Педагог: А вторую историю мне рассказало вот это дерево.

Посмотрите в окно (береза). Узнали его? Какой у березы ствол? Что на нем есть? (темные полосы). Ими береза умеет дышать, когда летом жарко. А весной с ней что-то случилось. Она даже рисунок про себя нарисовала (демонстрируется рисунок «Перевязанная береза»).Что в ней заметили необычного? Отчего веточки вниз опустились? Я вам сейчас расскажу.

По Г. Скребицкому

«. Однажды я шла по лесу и услышала стук топора. А когда вышла на полянку, то никого там уже не было, только вдалеке стояла березка. А на ее стволе топором была сделана глубокая зарубка. И из нее струей лился что? (сок). Я посмотрела вверх на ветви и подумала, что они уже не выживут. Ведь по весне корнями березка брала сок, чтобы накормить кого? (ветви, а теперь сок течет куда? (на землю).

Хватит веточкам сил? Что с ними будет?

Вот так появляются у березки «березкины слезки».

Догадались, что такое «березкины слезки»? (сок). От кого

Пластический этюд «крокусы» (дети повторяют движения за педагогом)

«. Присели, голову положили на колени, прикрыли ее ладошками - мы «крокусы», всю зиму спали, весной листочки-ладошки пробили землю со льдом и выросли (встали, руки вверх); стали листочки кушать - ловить лучики солнышка и капельки водички (несколько раз, хлопая в ладоши). Что мы ловим - едим листочками? Наконец у нас вырос-распустился цветок- голова, какого цвета? (фиолетовый, белый, желтый). Покачайте головой - улыбнитесь солнышку.

Бабочка прилетела - покушала сладкую капельку и в цветке появились - семена.

Семена разлетелись (потрясите головой, покачайтесь)

А листочки остались все лето работать - запасать еду в корешки (ловим ладошками лучики солнышка, капельки водички и наклоняясь, дотрагиваемся до пола руками). Много запасли еды?

Осень наступила - уснули (сели, положили голову на колени, прикрыли ладонями).

Всю зиму спим. Хорошо нам спать? Тепло под снегом? Еды в корешках хватает? Наступает весна - проснулись.» Превращаемся в мальчиков и девочек.

Педагог: Вот так живет крокус.

Какую же хитрость мы про него узнали? Что помогает ему зимовать? (запасы еды в корнях).

Зарисуем в тетради крокусы.

III. Закрепление.

Методы и приемы: просмотр видеофрагмента, беседа.

Педагог: Сегодня мы познакомились с первоцветами. Назовите их по памяти. Все было в весеннем лесу хорошо, пока однажды не случилась вот такая история. Давайте заглянем в лес и узнаем, что приключилось весной с первоцветами (демонстрируется видеофрагмент «Давайте думать вместе»).

Педагог: Жил лес своей весенней жизнью. Какие цветы вы заметили в весеннем лесу? (Верба, Береза, Крокус, Сон-траву, Ландыши). Что в лесу делала девочка? (рвала Сон-траву, потом выбросила увядший букет).

Зачем бабушка нарвала так много букетиков Ландышей? (вероятно на продажу).

А что будет с Ландышами следующей весной, переживут ли?

Почему "плачет" береза, у которой берут сок? Как ей можно помочь? (залепить дырочку глиной, землей). Знаете, ребята, в лесу весной березовым соком любят лакомиться дятел, синица и другие птицы, но они умеют брать столько сока, чтобы дереву не навредить.

А вот у этой березки распустились что? (листья и сережки) (демонстрируется фотоиллюстрация «береза», а сережки не просты! Посмотрите на них. Одни - желтые и длинные - упадут весной на землю, когда сделают свое дело: передадут пыльцу маленьким зеленым сережкам. Эти маленькие зеленые сережки все лето будут расти и только осенью из них выпадут семена, из которых вырастут что? (новые молодые березки).

Покажите каждый на фото (дотронься до.) сережки, которые упадут осенью., а какие будут расти все лето?

Зарисуем в тетради березку поэтапно:

Ствол. Полоски на стволе (дышать, ветви сильные большие, ветви мелкие, зеленые молодые листочки, желтые сережки (опущены вниз, зеленые сережки (смотрят вверх).

3. Крокус

Методы и приемы: беседа с демонстрацией, пластический этюд, рисунок в тетради.

Педагог: С какими первоцветами мы уже познакомились?

А теперь мысленно заглянем под ноги - весной в лесу из земли вырастает очень хитрый цветок.

Видели его? (демонстрируется фотоиллюстрация «Крокуса»). Какого он цвета? (этот фиолетовый, бывают ещё белые и желтые).

Для кого в лесу растут цветы? Кому помогают? (столовая для насекомых). Можем ли мы их необдуманно рвать? (собирать можно только лекарственные - немного; если хотим подарить кому-то букет, то можно вырастить красивые цветы в своем саду или купить в магазине, куда они поступают из специальных цветочных теплиц).

Подумайте, что можно было бы сказать бабушке, которая собирала ландыши? (цветы в весеннем лесу рвать не стоит, потому что.)

Предупредить всех и рассказать о красоте и важности первоцветов в лесу можно не только словами, но и рисунками. На следующем занятии мы с вами нарисуем такие красивые рисунки первоцветов, придумаем для них такие добрые слова, чтобы все, кто их увидят, поняли, какие весенние цветы хрупкие, ранимые и как им нужна наша помощь и защита!

Пусть лучше первоцветы радуют нас в лесу!

Таким образом, по окончании занятия ребенок будет :

иметь представление о первоцветах родного края : Береза, Верба, Крокуса, их экологические особенности и взаимосвязи с насекомыми;

проявлять интерес к первоцветам;

стремиться передать свое отношение: заботу, сопереживание к раннецветущим растениям.

у ребенка обогатится словарный запас: «ивовый пир», «пушистые золотые барашки» ивы, «березкины слезки», «березкины сережки».

Публикации по теме:

Конспект комплексного занятия в старшей группе на тему «Первоцветы» Цель: обучение детей лепке весенних цветов конструктивным способом из трех-четырех частей Задачи: - показ возможности получения более выразительного.

Конспект прогулки «Первоцветы» в старшей группе Конспект прогулки в старшей группе «Первоцветы»Цель: формировать реалистические представления об окружающей нас природе. Расширять представления.

Конспект занятия по экологии «Крымские первоцветы» в старшей группе Тема: "Крымские первоцветы" Цель: дать детям представление о раннецветущих растениях родного края. Обучающие задачи: - Учить детей различать.

Конспект занятия по экологии «Птицы весной» в старшей группе Цели: Расширить представления детей о жизнедеятельности зимующих и перелётных птиц в весенний период. Задачи: - Закрепить признаки весны.

Конспект занятия по экологии «Выращиваем лук» в старшей группе Цель: создание условий, стимулирующих интерес к исследовательской деятельности у детей 5– 6 лет. Программные задачи: Образовательные: Расширять.

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Волшебница водица» Цели: • Продолжить знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода растворитель. • Сформировать у детей знания.

Краткосрочный проект по экологии «Берегите первоцветы»Краткосрочный проект по экологии «Берегите первоцветы» В нашей группе «Ягодка» был разработан и реализован совместно с родителями краткосрочный проект по экологии «Берегите первоцветы». Как.

Конспект НОД занятия по экологии в старшей группе «Природа — чудесница» Тема: «Природа - чудесница». Цель: развитие комплекса интегративных качеств личности воспитанников в процессе игровой и познавательно.

Отчет о проведенной акции по экологии «Сохраним первоцветы вмете» Акция "Сохраним первоцветы вмете" Цель акции: -способствовать проявлению осознанно-нравственного отношения к природе у детей дошкольного.

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Путешествие с Капелькой» Конспект занятия по экологии в старшей группе Тема: «Путешествие с Капелькой». Цель: Познакомить детей с основными свойствами воды. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Первоцветы»
Опубликовано: 24 сентября 2019 в 15:12
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по экологии в старшей группе «Первоцветы»» (включая файлы) размещена пользователем Проскура (УИ 1975878) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД