Проскура
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Первоцветы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экологии для детей старшей группы
«Первоцветы»
Автор: педагог дополнительного
образования – эколог
Проскура Людмила Анатольевна,
ЧДОУ «Детский сад №98 ОАО «РЖД»
Цель:
Формирование представлений о раннецветущих растениях родного края.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Первоцветы. Конспекты занятий
- Первоцветы. Первые весенние цветы
- Старшая группа
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Повышение умственной активности дошкольника, развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.
Задачи:
Образовательные задачи:
Познакомить с разнообразием первоцветов родного края : Верба, Береза, Крокусы; особенностями их развития, ролью в природе, взаимосвязь с насекомыми.
Учить детей различать и правильно называть раннецветущие растения, выделяя их характерные признаки.
Развивающие задачи:
Способствовать обогащению словарного запаса, развивать абстрактное мышление, логику, координацию движений, память.
Воспитательные задачи:
Воспитывать эмоционально-положительное отношение к первоцветам : чувство сопереживания к ним, желание оберегать и стремление поделиться своими знаниями с другими.
Тип занятия : сообщение новых знаний педагогом.
Формы и методы:
беседа с демонстрациями,
рассказ,
пластический этюд,
рисунок в тетради.
Оборудование:
фотоиллюстрации первоцветов : Крокусы, Береза, Ива (Верба,
рисунок «Перевязанная береза»,
фломастеры, бумага для рисования.
Ход занятия.
I. Сообщение темы и цели занятия детям.
Методы и приемы: установочная беседа.
Педагог: Ребята, какое время года на дворе? (весна). Как вы догадались? Какие приметы уже заметны? Кто-нибудь из вас бывал в лесу весной? Что там заметили весной? Рано весной растает снег и на черных проталинах появятся из земли.? (цветы). Их называют первоцветы. Догадайтесь, почему? А еще у них есть второе имя - подснежники. За что их так назвали? Мы сегодня познакомимся с первоцветами. Узнаем, какие они разные и красивые, кому в лесу помогают, нужна ли им наша помощь.
II. Сообщение новых знаний.
Разнообразие первоцветов. Биологические особенности. Связь с насекомыми.
1. Верба (Ива).
Методы и приемы: беседа, рассказ с демонстрацией, рисунок в тетради.
Педагог: Представьте себе, что весной вы пришли в лес и захотели увидеть первоцветы (самые первые цветы). Где бы вы их стали искать - под ногами или наверху? ( чаще отвечают: «под ногами»). Вот и ошибаетесь, самые первые цветы появляются на ветвях вот этого дерева. Узнали его? (демонстрируется фотоиллюстрация ивы (вербы). Его зовут ива (верба). Повторим хором. Верба - удивительное дерево. Заметили ли вы на нем листочки? (нет). А цветы уже собрались на веточках, будто «золотые кудрявые барашки». Похожи? Каждую весну рядом с вербой что-то происходит. Послушайте внимательно про нее историю и запомните, что с ней происходит.
По Н. Сладкову
«. Если тронешь ивовый барашек пальцем - пожелтеет палец; щелкнешь - золотой дымок запарит; понюхаешь - медом пахнет.
Спешат гости на пир.
Шмель прилетел - неуклюжий, мохнатый, как медведь. Забасил, заворочался, весь в пыльце измазался. Прибежали муравьи: поджарые, быстрые, голодные. Набросились на пыльцу, и раздулись у них животы, как бочки. Того и гляди, ободки на животах лопнут. Комарики прилетели: ножки горсточкой, крылышки мельтешат, крошечные вертолетики.
Жуки какие-то копошатся.
Мухи жужжат. Бабочки крылья распластали.
Шершень на слюдяных крыльях полосатый, злой и
голодный, как тигр. Все гудят - торопятся на пир!»
Педагог: Кто прилетел к иве - вербе весной?
Зачем насекомые к ней прилетели? (. Жалко насекомых: они только проснулись из-под снега, а вокруг хотя бы один цветочек виден? (нет) Поесть нечего - выручает одна только верба.»)
Можно ли вербу назвать «столовой для насекомых»? что такое «ивовый пир»?
Зарисуем в тетради иву - вербу (пушистые золотые барашки).
2. Береза.
Методы и приемы: беседа, рассказ с демонстрацией, рисунок в тетради. Педагог: А вторую историю мне рассказало вот это дерево.
Посмотрите в окно (береза). Узнали его? Какой у березы ствол? Что на нем есть? (темные полосы). Ими береза умеет дышать, когда летом жарко. А весной с ней что-то случилось. Она даже рисунок про себя нарисовала (демонстрируется рисунок «Перевязанная береза»).Что в ней заметили необычного? Отчего веточки вниз опустились? Я вам сейчас расскажу.
По Г. Скребицкому
«. Однажды я шла по лесу и услышала стук топора. А когда вышла на полянку, то никого там уже не было, только вдалеке стояла березка. А на ее стволе топором была сделана глубокая зарубка. И из нее струей лился что? (сок). Я посмотрела вверх на ветви и подумала, что они уже не выживут. Ведь по весне корнями березка брала сок, чтобы накормить кого? (ветви, а теперь сок течет куда? (на землю).
Хватит веточкам сил? Что с ними будет?
Вот так появляются у березки «березкины слезки».
Догадались, что такое «березкины слезки»? (сок). От кого
Пластический этюд «крокусы» (дети повторяют движения за педагогом)
«. Присели, голову положили на колени, прикрыли ее ладошками - мы «крокусы», всю зиму спали, весной листочки-ладошки пробили землю со льдом и выросли (встали, руки вверх); стали листочки кушать - ловить лучики солнышка и капельки водички (несколько раз, хлопая в ладоши). Что мы ловим - едим листочками? Наконец у нас вырос-распустился цветок- голова, какого цвета? (фиолетовый, белый, желтый). Покачайте головой - улыбнитесь солнышку.
Бабочка прилетела - покушала сладкую капельку и в цветке появились - семена.
Семена разлетелись (потрясите головой, покачайтесь)
А листочки остались все лето работать - запасать еду в корешки (ловим ладошками лучики солнышка, капельки водички и наклоняясь, дотрагиваемся до пола руками). Много запасли еды?
Осень наступила - уснули (сели, положили голову на колени, прикрыли ладонями).
Всю зиму спим. Хорошо нам спать? Тепло под снегом? Еды в корешках хватает? Наступает весна - проснулись.» Превращаемся в мальчиков и девочек.
Педагог: Вот так живет крокус.
Какую же хитрость мы про него узнали? Что помогает ему зимовать? (запасы еды в корнях).
Зарисуем в тетради крокусы.
III. Закрепление.
Методы и приемы: просмотр видеофрагмента, беседа.
Педагог: Сегодня мы познакомились с первоцветами. Назовите их по памяти. Все было в весеннем лесу хорошо, пока однажды не случилась вот такая история. Давайте заглянем в лес и узнаем, что приключилось весной с первоцветами (демонстрируется видеофрагмент «Давайте думать вместе»).
Педагог: Жил лес своей весенней жизнью. Какие цветы вы заметили в весеннем лесу? (Верба, Береза, Крокус, Сон-траву, Ландыши). Что в лесу делала девочка? (рвала Сон-траву, потом выбросила увядший букет).
Зачем бабушка нарвала так много букетиков Ландышей? (вероятно на продажу).
А что будет с Ландышами следующей весной, переживут ли?
Почему "плачет" береза, у которой берут сок? Как ей можно помочь? (залепить дырочку глиной, землей). Знаете, ребята, в лесу весной березовым соком любят лакомиться дятел, синица и другие птицы, но они умеют брать столько сока, чтобы дереву не навредить.
А вот у этой березки распустились что? (листья и сережки) (демонстрируется фотоиллюстрация «береза», а сережки не просты! Посмотрите на них. Одни - желтые и длинные - упадут весной на землю, когда сделают свое дело: передадут пыльцу маленьким зеленым сережкам. Эти маленькие зеленые сережки все лето будут расти и только осенью из них выпадут семена, из которых вырастут что? (новые молодые березки).
Покажите каждый на фото (дотронься до.) сережки, которые упадут осенью., а какие будут расти все лето?
Зарисуем в тетради березку поэтапно:
Ствол. Полоски на стволе (дышать, ветви сильные большие, ветви мелкие, зеленые молодые листочки, желтые сережки (опущены вниз, зеленые сережки (смотрят вверх).
3. Крокус
Методы и приемы: беседа с демонстрацией, пластический этюд, рисунок в тетради.
Педагог: С какими первоцветами мы уже познакомились?
А теперь мысленно заглянем под ноги - весной в лесу из земли вырастает очень хитрый цветок.
Видели его? (демонстрируется фотоиллюстрация «Крокуса»). Какого он цвета? (этот фиолетовый, бывают ещё белые и желтые).
Для кого в лесу растут цветы? Кому помогают? (столовая для насекомых). Можем ли мы их необдуманно рвать? (собирать можно только лекарственные - немного; если хотим подарить кому-то букет, то можно вырастить красивые цветы в своем саду или купить в магазине, куда они поступают из специальных цветочных теплиц).
Подумайте, что можно было бы сказать бабушке, которая собирала ландыши? (цветы в весеннем лесу рвать не стоит, потому что.)
Предупредить всех и рассказать о красоте и важности первоцветов в лесу можно не только словами, но и рисунками. На следующем занятии мы с вами нарисуем такие красивые рисунки первоцветов, придумаем для них такие добрые слова, чтобы все, кто их увидят, поняли, какие весенние цветы хрупкие, ранимые и как им нужна наша помощь и защита!
Пусть лучше первоцветы радуют нас в лесу!
Таким образом, по окончании занятия ребенок будет :
иметь представление о первоцветах родного края : Береза, Верба, Крокуса, их экологические особенности и взаимосвязи с насекомыми;
проявлять интерес к первоцветам;
стремиться передать свое отношение: заботу, сопереживание к раннецветущим растениям.
у ребенка обогатится словарный запас: «ивовый пир», «пушистые золотые барашки» ивы, «березкины слезки», «березкины сережки».