Ирина Лаврентьева
Конспект занятия в старшей группе «Наш друг — природа»
▼ Скачать + Заказать документы
ГБОУ «Школа на Яузе»
Воспитатель Лаврентьева И. В.
Конспект занятия в старшей группе
по формированию целостной культуры мира
Тема «Наш друг природа»
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о воде и воздухе.
Развивающая: Развивать логическое мышление, воображение. Активизировать словарь детей.
Воспитательные: формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе; развивать социальные навыки.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Наш друг — природа“» размещена в разделах
Материалы: стаканчики, трубочки, воздушные шарики, краски.
Ход занятия
Воспитатель: Планета наша — общий дом. И много лет мы в нем живем. Но, как известно всем кругом, должны беречь мы этот дом.
Воспитатель: А что такое планета?
Дети: Земля, леса, озера.
Воспитатель: Да, это реки, моря, озера, леса, поля, небо и солнце, почва и воздух, т. е все что не сделано руками человека. И человек тоже часть природы. Природа кормит человека, одевает, обучает, дает все необходимое для жизни.
Послушайте стихотворение:
Нас в любое время года учит мудрая природа,
Птицы учат пению, паучок – терпению,
Пчелы в поле и в саду обучают нас труду
И к тому же в их труде все по справедливости,
Отражение в воде учит нас правдивости,
Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте
И при всей огромности обучает скромности.
Воспитатель: Ребята, чем мы с вами дышим?
Дети: Воздухом.
Воспитатель: Всегда ли воздух нам друг?
Дети: Дают разные ответы.
Воспитатель: Давайте докажем (предлагает варианты).
Где вы можете встретить чистый воздух?
Дети: В лесу, в парке, на море, в горах.
Воспитатель: А что значит чистый воздух
Дети: Это когда легко и свободно дышится.
А где вы можете встретить грязный воздух?
Дети: Рядом с заводом, где из трубы валит дым, на улице где много машин и т. д
Воспитатель: А что значит грязный воздух?
Дети: Это когда дышать трудно и вредно.
Воспитатель: Правильно, не зря гласит поговорка «Солнце воздух и вода наши лучшие друзья» Что нужно сделать для того, чтобы воздух был чистый и все были здоровы?
Дети: Не загрязнять его.
Воспитатель: А воздух мы можем увидеть?
Дети: Нет.
Воспитатель: А услышать?
Дети: Да.
Воспитатель: Где вы его слышали?
Дети: Мы слышим его потому, что это ветер, а ветер это и есть движение воздуха.
Воспитатель: А вы хотите сейчас его увидеть и услышать?
Дети: Да.
Опытно-экспериментальная деятельность
Взять стакан с водой и трубочки из-под сока. Опустить трубочки в стакан с водой и потихоньку дунуть в трубочку. Объяснить, что пузырьки это и есть воздух, и мы его видим. Затем дуем с разной силой, чтобы услышать воздух. Затем надуваем воздушные шарики и выпускаем воздух.
Воспитатель: Свойства воздуха - это движение с разной силой.
Воспитатель: Ребята, а теперь скажите, кому нужен воздух? (Ответы детей)
Воспитатель: А что произойдет, если на Земле будет лишь грязный воздух? (Ответы детей.)
Воспитатель: Что нужно делать, чтобы сохранить чистым воздух? (сажать деревья, не жечь костры, устанавливать на фабриках и заводах очистные фильтры)
Физкультминутка.
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (потягивания - руки в стороны)
Каждое стареется,
К небу, к солнцу тянется. (потягивания, руки вверх, встать на носочки)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнёт. (наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (дети садятся за столы)
Воспитатель: Предлагает игру «Назови дерево» (иллюстрации картинок)
Дети: Называют знакомые им деревья.
Воспитатель: В природе много чудес : солнце, воздух, но самое интересное чудо природы — это вода. Ведь только на земле есть вода. Именно вода ее сделала зеленой и обитаемой
Воспитатель: А вы не знаете таких случаев, когда кто-то загрязнял воду?
Дети. Разные ответы.
Опыт с водой.
Цель: Выяснить, что будет с чистой водой если ее загрязнить, используя простые краски.
Дети делают вывод: Вода имеет свойство растворять вещества и приобретать разный цвет. Та вода, которую закрасили, стала мутной, грязной и ее нельзя даже пить.
Игра на внимание (Да – подняли руки. Нет – присели.)
Вопросы:
1. Из речки можно пить воду?
2. Поливать огород?
3. Грязную воду выливать в реку?
4. Пускать кораблики?
5. Ловить рыбу?
6. Бросать в реку камни?
7. Купаться?
Воспитатель: Напоследок я хочу вам прочитать сказку – она поможет вам решить этот вопрос.
Сказка «Спор»
Поспорили как-то раз Вода и Воздух о том, кто из них важнее. Вода говорит, что без нее жить на земле нельзя. А Воздух говорит, что без него нельзя. Долго спорили. Чтобы решить спор, решили спросить у кого-нибудь.
Спросили у растений: ,Скажите, что для вас важнее, воздух или вода?’ ’ Растения им ответили: ,Без воды не проживешь! Нам вода нужна для роста и питания’’. Обрадовалась вода: ,Я самая важная!’’ ,Но и без воздуха не проживешь!—добавили растения. —Он нужен нам для того, чтобы дышать’’. Обрадовался Воздух: ,Я самый важный’’. Переглянулись Вода и Воздух и решили спросить у людей и животных. Но и здесь услышали то же самое. Услышало Солнце их спор, удивилось: ,А что же вы обо мне забыли? Ведь я даю тепло и свет. Ведь если не будет меня, станет на Земле темно и холодно. Да так холодно, что вода превратится в лед. И погибнут тогда и растения, и животные, и люди. Погибнет все живое’’. И решили они больше не спорить друг с другом. Кипит жизнь на Земле. И все для этой жизни важно: и воздух, и вода, солнце.
Воспитатель: Ребята, что нового мы сегодня с вами узнали о воздухе и воде? (ответы детей). Мы с вами маленькая частица этой природы, поэтому просто обязаны бережно относиться ко всему живому, заботиться о нашей планете Земля. Ведь вода и воздух—это богатство страны и всего живого на Земле.