Тимофеева
Конспект занятия в старшей группе «Путешествие в страну русского народного фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная деятельность в старшей группе на тему
«Путешествие в страну русского народного фольклора»
Тимофеева Л. Ю. воспитатель ДОУ№4 г. Любим
Цель: Дать детям представление об устном народном творчестве – фольклоре (считалки, загадки, потешки, колыбельные, русские народные сказки, русские народные игры)
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Путешествие в страну русского народного фольклора“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Старшая группа
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Задачи: используя художественную литературу, ИКТ (познание + художественная литература) познакомить детей с народным творчеством; в ходе беседы (познание + коммуникация) способствовать развитию связной речи; использовать продуктивную деятельность для удовлетворения потребности детей в самовыражении
(познание + художественное творчество)
Ход образовательной деятельности
Как у нас на Руси уж давно повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто, не скучал,
Сам народ для себя песни, потешки слагал
Озвученный слайд с потешкой
- Что это прозвучало? (потешка)
- Кто ее сочинил? (народ)
- Для кого ее сочинил народ? (для маленьких, чтобы не плакали) - слайд
Озвученный слайд с колыбельной песней
- Как называются такие ласковые и нежные песни, которые поются маленьким, когда их укладывают спать?
- Как вы думаете почему они называются колыбельными?
Слайд с колыбелью
- Что изображено? (кроватка, люлька)
- Раньше для малых деток делали специальные кроватки, которые качались - кроватка называлась колыбель. И песня которая поется для того чтобы ребенок уснул, называется колыбельная.
- Кто придумал колыбельную песню? (народ) – слайд
- Что еще придумал народ? (сказки, русские народные игры, считалки, загадки)
- Откуда мы с вами знаем русские народные игры, сказки, потешки? (народ сочинил это давно, тогда еще не было даже книг) Почему же мы их знаем? От кого мы их узнали?
С давних пор на Руси люди любили сказки. Они их рассказывали друг другу, своим детям. Малышей веселили потешками, шутками, колыбельными. И так из уст в уста, т. е в разговорной речи все передавали. Все это устное народное творчество – фольклор.
Раздается стук в дверь
Входит сказочница Матрена
- Здравствуйте ребята. Я - сказочница Матрена ходила, гуляла, фольклор собирала.
- А вы знаете, что такое фольклор? (это русские народные игры, сказки, потешки, колыбельные песни)
- Набрала фольклор в лукошко, потеряла по дорожке. Хочу снова собрать, малым детям рассказать. Помогите, пожалуйста.
Сказки отгадайте да называйте, которые я забыла да растеряла.
Ждали маму с молоком, а впустили волка в дом?
(сказка «Волк и семеро козлят») – слайд
- Чему учит эта сказка? (нельзя открывать двери чужим)
Дом построили друзья, жили весело,
Пока не пришел под вечерок
Мишка, Мишенька – дружок
Был и низок и высок расчудесный….(«Теремок») слайд
Д/Игра «Скажи наоборот»
Медведь большой, а мышка….
Тропинка узкая, а дорога….
Небо вверху, а земля….
Дом твердый, а трава….
В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая? (Баба Яга) слайд
- Какой характер у сказочной Бабы Яги? (злой, сворливый, нехороший, противный, сердитый)
Физ. Минутка
В темном лесе есть избушка (дети в кругу)
Встала задом наперед (отвернулись)
В той избушке есть старушка (обратно поворот)
Бабушка Яга живет (показ – руки в стороны)
Нос крючком (показ)
Глаза в полоску и как уголья горят (щурятся)
Ух, сердитая какая, ух сердитая какая (показ)
Дыбом волосы стоят (руки на голове растопырены)
И поломана нога (прыгают на одной ноге)
Не простая – костяная (топают)
Вот вам Бабушка Яга (показ – руки в стороны)
Унесли братишку птицы
Высоко они летят, далеко они глядят
(«Гуси – лебеди) –слайд
Чему учит сказка? (нужно слушаться родителей)
- Вот сколько сказок набрала.
- Что еще кроме сказок относится к народному фольклору?
- Что еще придумал народ? (загадки, потешки, считалки, р. н. игры)
- Какие русские народные игры вы знаете? («Золотые ворота», «Пузырь», «Каравай», «Как у тетушки Арины»)
- Как народ выбирал ведущего? Что для этого народ придумал? (считалки)
Дети считаются и выбирают ведущего
- Такую интересную считалку обязательно в лукошко положу.
Игра по выбору детей
- Эту интересную игру я в лукошко положу.
- А кто мне загадку загадает? (дети загадывают загадки)
- Ой сколько я фольклора набрала, целое лукошко. Тут и загадки, сказки, потешки, считалки, народные игры. Всем малышам хватит рассказать.
- На память о нашей встрече я вам подарю сказочную Жар-птицу. Только пока мы к вам добирались, перышки растерялись.
Итог: Вот какая замечательная Жар-птица у нас получилась, потому что мы все вместе потрудились.