Сулимова Елена
Конспект занятия в старшей группе «История жизни человека на Южном Урале»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Познакомить детей с историей заселения Южного Урала людьми;
2. Дать сведения детям о расселении первобытных людей;
3. Закрепить знания детей о том, что на Урале живут люди разных национальностей: башкиры, татары, русские;
4. Формировать у детей знания о различных видах труда народа в различных регионах Южного Урала;
5. Развивать познавательный интерес, любознательность, творческие способности;
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „История жизни человека на Южном Урале“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Урал - наш край родной
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
6. Воспитывать патриотические чувства, желание гордиться историей, достижениями жителей родного края.
Оборудование и материалы: карта Челябинской области, набор букв, мультимедиа «История заселения Южного Урала людьми», обручи, платки, пластилин, доски, салфетки.
Предварительная работа: разучивание башкирской игры «Юрта», рассматривание открыток о Южном Урале, чтение сказок, экскурсия в краеведческий музей.
Ход: Сегодня необычное занятие – занятие-путешествие. Хотите узнать, куда мы отправимся путешествовать? Тогда соберите из данных звуков слово:
- Правильно! Это Урал.
- Для сегодняшнего путешествия я приготовила карту.
На карте мира не найдёшь
Тот дом, в котором ты живёшь.
И даже улицы родной
Мы не найдём на карте той.
Но мы на ней всегда найдём
Свою страну – наш общий дом.
- Я приглашаю вас на видеоэкскурсию по Южному Уралу.
Впервые люди стали проживать на Южном Урале около 70 тысяч лет назад. Это были «первобытные люди».
- Как вы думаете, почему их называют «первобытными»?
- Да. Эти люди были первыми, их быт, уклад, порядок жизни являлся первым, до этого человек не проживал на территории Южного Урала.
Время появления первых людей - мустьерская эпоха. Люди жили в пещерах — пещерных стоянках или в землянках прямоугольной формы с очагом на полу. Они сначала не строили домов. В пещерах, на скалах остались рисунки, которые сохранились до настоящего времени. Так в Игнатиевской пещере на стенах есть изображения, выполненные красной и черной красками. Это прямые и волнистые линии, знаки, схематичное изображение человека, оленя, мамонта, лошади. Отдельные рисунки найдены во 2-й Серпиевской пещере.
- Основным и главным занятием и способом добывания пищи являлась охота, которую дополняло собирательство (сбор кореньев, ягод).
- Первобытные люди жили по берегам рек и озер, возле родников и ключей.
- Почему они жили возле рек?
- Правильно, вода и огонь — основа жизни человека. Разводили крупный рогатый скот (коров, лошадей, овец, коз. Люди научились шлифовать, сверлить, пилить камни. Поэтому они легко изготавливали уже большие орудия труда — Камень в руках человека стал материалом, из которого можно было сделать практически все. Поэтому это время было названо «каменным веком».
Но не только свойства камня изучили люди. Они познали глину, научились готовить из нее посуду и обжигать ее.
- А вы хотите стать мастерами-гончарами?
- Воспитатель: У меня в руках глина, но она необычная, волшебная, я Фея мастерства превращу вас в мастеров-гончаров и научу вас лепить из глины украшения, которое вы можете подарить своим мамам, ведь скоро праздник всех женщин 8 МАРТА, итак закрываем глаза, я взмахиваю волшебной палочкой и мы превращаемся в мастеров. Перед детьми кладутся доски для лепки, салфетки и пластилин.
-Воспитатель: Возьмите глину в руки и согрейте ее, вы видите, как она легко поддается вашим рукам, как же мы будем делать украшение, смотрим внимательно на мои руки, лепим 2 колбаски не сильно тонкие, средней величины, затем переплетаем их между собой, получается плетеная косичка, которую мы соединяем. Конец нашего соединения мы закроем цветком, цветок лепим из лепестков и серединку, каждый лепесток прикрепляем к серединке, вот какой красивый цветок у нас получился. Положим его на нашу косичку, закроем шов соединения.
-Воспитатель: Дети, покажите, что у вас получилось, посмотрите, вы стали настоящими мастерами-гончарами.
-Воспитатель: А мы продолжаем путешествие:
Благодаря наличию огромного числа различных пород ископаемых получило толчок горное дело, что подготовило базу для появления металлургии. На Южном Урале стали разрабатываться богатейшие, лежащие зачастую на поверхности, железные и медные руды, строились металлургические заводы. Основываются такие промышленные поселки — ныне города,— как Сим, Миньяр, Катав-Ивановск, Усть-Катав, Юрюзань, Сатка, Златоуст, Куса, Кыштым, Касли, Верхний Уфалей и Нязепетровск.
На протяжении долгого времени на Южном Урале проживали разные народы (одни народы уходили на другие земли, другие переселялись на Южный Урал). С XVIII века на Южном Урале постоянно и совместно проживают многие народы: русские, казахи, башкиры, татары, нагайбаки и т. д. Их называют «оседлые народы».
-Воспитатель: Почему их называют «оседлый народ»? Правильно. Потому что они живут постоянно на одном месте.
Среди современных народов, живущих на Южном Урале, первыми обитателями края оказались башкиры. Они были кочевниками-скотоводами; занимались также звероловством, рыболовством, бортничеством. В западной части Башкирии развивалось земледелие.
- Воспитатель: Кто скажет, кто такие кочевники? Это люди, которые не живут на одном месте. А постоянно переезжают с одного места на другое. Кочевники-скотоводы переезжали с одного пастбища на другое. А жили они в юртах, которые во время переезда они складывали.
Кроме башкир, территорию Южного Урала населяли русские, татары, мари, удмурты, казахи, калмыки и другие народы.
В большинстве районов современного Южного Урала вперемежку живут русские, татары, башкиры, другие народы.
- Сегодня мы поиграем в башкирскую народную игру «Юрты».
Дети делятся на три команды, и образуют круги по краям площадки. В центре каждого круга обруч с платком. Под национальную музыку дети танцуют и напевают:
Мы весёлые ребята,
Соберемся все в кружок.
Поиграем и попляшем и помчимся на лужок.
По окончании музыки дети должны вбежать в свой обруч и накрыться платком, построить юрту.
-Воспитатель: Юг Южного Урала заселяли казаки. Они служили в войсках по охране границы (Троицк). Крестьяне — обрабатывали земли, ухаживали за скотом. 1784 г. императрицей Елизаветой Петровной был издан указ, предписывающий учредить на Уйской линии в Троицкой крепости торг. В 1750 г. в Троицке открыта первая ярмарка. Проходила она затем ежегодно. Обменивалось, а позже продавалось здесь все, что давала земля и могли производить умелые руки мастеров. Из Средней Азии, Индии, Персии везли ковры, чай, ткани, пряности. Из Казахстана – коней, скот. Из России – хлеб, посуду, древесину. Золото и серебро являлись главнейшими из доставляемых Азией товаров вплоть до 70-х гг. XVIII в. По своим масштабам ярмарка в Троицке уступала только Нижегородской и Ирбитской. А в середине XIX в. уже Челябинск стал центром ярмарочной торговли Урала (здесь шла торговля хлебом и скотоводческой продукцией).
На севере Южного Урала (горнозаводская зона) люди работают в шахтах, добывают руду, уголь, камень (Пласт, Сатка, Бакал, Коркино). Здесь очень много рабочих, мастеровых. На Южном Урале много металлургических заводов.
- Воспитатель: А кто такие мастеровые?
- Правильно. Это люди, которые хорошо выполняют свое дело. Это мастера своего дела.
- Воспитатель читает стихотворение А. Л. Татьяничевой «Гордое имя – Урал».
Найдешь ли прекрасней Уральского края?
Здесь горные реки в ущельях играют.
Здесь горы в зеленых, лохматых уборах,
Прозрачные воды шумят на озёрах.
Здесь золотом, хлебом богата земля.
Кругом самоцветы, железо, руда.
Живут здесь умельцы мастеровые,
Из камня цветы вырезают живые.
Слова здесь не ценят, а ценят дела.
Чтоб дружбою крепла уральцев семья.
- На этом наше путешествие по Южному Уралу закончилось.