Павлова Людмила
Конспект занятия «Мы защитники природы» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Мы защитники природы»
Составил воспитатель:
Павлова Людмила Игоревна
Цель: формирование у детей представлений о неразрывных связях человека с природой (Человек - часть природы).
Задачи:
Обучающие:
Публикация «Конспект занятия „Мы защитники природы“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
1. Познакомить детей с взаимосвязями живой и неживой природы существующими в природных сообществах луга, леса и водоема. Формировать представления о взаимозависимости природы и человека.
2. Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе.
3. Совершенствовать доказательную речь, умение обобщать, делать выводы.
Развивающие:
1. Развивать системность мышления в процессе расширения знаний о целостности природы.
2. Развивать внимательность, сообразительность, самостоятельность, речь.
Воспитывающие:
1. Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия: учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы экологической культуры личности.
Предварительная работа:
- Беседы о природе, наблюдения
- Разучивание стихотворений и пословиц
- Обсуждение и рисование с детьми знаков охраны природы
Материал к занятию : макеты луга, леса, водоёма; экспериментальный уголок; макет сотового телефона, фонограмма «Пение птиц» и «Лес»; карточки по правилам поведения на природе; карточки к игре «Кто живет на лугу».
Ход деятельности.
1. Организационный момент.
Дети вместе с воспитателем заходят в группу.
- Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте мы с ними поздороваемся. А теперь поздороваемся друг с другом.
Ребята встают в круг вместе с воспитателем.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы плечами чик-чик,
Мы глазами миг-миг,
Мы за руки все возьмемся и друг другу улыбнемся.
2. Мотивация.
Звучит сигнал мобильного телефона. Воспитатель берет макет телефона и говорит:
- Ребята на телефон поступило сообщение, давайте его прочитаем.
«В наших окрестных лесах появились: возмутители спокойствия рек и озёр, разорители птичьих гнёзд и нарушители лесной тишины. Помогите их найти!» Матушка Природа.
- Ребята, от кого пришло сообщение? (от Матушки Природы) Кого ищет Матушка Природа? (нарушителей лесного спокойствия, разрушителей птичьих гнезд)
- Кто же поможет Матушке Природе? (мы поможем)
Включается нежная музыка, ребята проходят в группу и подходят к макету луга.
- Ребята, посмотрите, куда мы попали? (полянка, луг). Да мы с вами на весеннем лугу. Давайте тихонько присядем на лужок, может быть, нам удастся что-то услышать.
Звучит фонограмма стихотворения:
Притоптали меня, травушку,
Притоптали меня зелёную,
Да всё детушки, да всё малые,
На зелёном лугу гуляючи,
Бегая играючи…
- Слышите, ребята. Кто это с нами разговаривает (трава). О чем пожаловалась нам травушка-муравушка? (что дети ее притоптали) Как вы думаете, хорошо ли поступили ребята? (нет, траву и цветы топтать не надо, ведь луг это дом для многих насекомых и растений). Верно, луг называют царством растений и насекомых.
- Посмотрите у меня на доске изображение луга, давайте вспомним, кто живет на лугу.
Дидактическая игра: ромашка, одуванчик, клевер, тюльпан, роза, василек, шмель, кузнечик, бабочка, стрекоза, медведь, мышь. Воспитатель предлагает приклеить на картинку только обитателей луга.
- Как вы думаете, что произойдет, если на лугу исчезнут все травы и цветы? (погибнут насекомые и животные, которые питаются этими растениями) А кто из вас знает, какую пользу приносят насекомые? (опыляют растения, пчелы производят мед, насекомых едят птицы)
- Как мы сможем помочь Матушке-природе, как сделать так чтобы люди берегли луг и его обитателей? (повесить знаки охраны природы)
- Да мы с вами нарисовали разные знаки охраны природы. Давайте выберем те, которые относятся к охране луга.
Дети вывешивают знаки: не рви цветы, не лови бабочек и жуков, не бросай мусор. С. 62
- Ребята, вы слышите (пение птиц?Похоже Матушка-природа довольна и зовет нас продолжить свое путешествие.
По дорожке ты шагай,
Ноги выше поднимай.
(Шаг с высоким подниманием колена).
И немножко поскачи,
Только, друг мой, не спеши.
(Подскоки).
На носочках ты шагай,
Свою спинку выпрямляй.
(Ходьба на носках, руки в стороны).
И попрыгай по дорожке,
Хороши пружинки – ножки.
(Прыжки на двух ногах с продвижением вперед).
Дальше веселей шагай,
Маршируй, не отставай.
2. – Ребята, как вы думаете, куда мы попали? (в лес) Чувствуете, чем пахнет? (елкой) оказывается, лесной воздух очень полезен для здоровья, давайте поглубже вдохнем его (дети делают три глубоких вдоха). Давайте присядем в лесу и оглядимся вокруг.
- Дети, вы любите лес?
- А за что вы его любите, чем он хорош?
Дидактическая игра «Хорошо, плохо»
- А что плохого в лесу?
- Кто живёт в лесу? (растения и животные)
- Живёт ли в лесу человек?
- Зачем он приходит в лес? (собирать грибы, ягоды, прогуляться на свежем воздухе)
- Всегда ли человек приходит в лес с добрыми намерениями?
- Давайте мы в нашем лесу поищем следы плохих поступков человека.
Проводится игра «Найди следы человека в лесу». Дети находят упавшее гнездо, сломанную ветку, разведенный костер, сбор березового сока. Плохие поступки в лесу дети с воспитателем исправляют.
- Дети, как вы думаете, добрый человек был в лесу? (нет)_ Что бы вы сказали ему? (нельзя нарушать порядок в лесу, потому что лес необходим человеку. Он очищает воздух, которым мы дышим, даёт ему тепло и пищу).Для кого лес родной дом? (Для растений и животных).
- Оказывается, в лесу растения и животные взаимосвязаны друг с другом. Посмотрите, у меня на плакате нарисовано с кем дружит ель. С кем же она дружит? (белка, клест, заяц, мышь). Что же произойдет если срубить ель? Погибнут белки, зайцы, мыши, клест) Оказываются, погибнут не только эти животные, плохо придется и лисам и волкам, которые ловят зайцев и мышей, ведь им тоже будет нечего есть. Все в природе взаимосвязано невидимыми нитями. Если погубить один вид растений или животных, неизбежно пострадают и другие виды, которые живут с ними рядом.
Дома с родителями вы должны были поискать пословицы и поговорки о лесе. Кто подготовил?
Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади
Рощи да леса - всему краю краса.
Где уничтожается природа, там иссякает жизнь
Дорого дерево не только плодами, но и листами
Сломать дерево — секунда, а вырастить — года.
Срубили деревья — прощай птицы.
- Ребята, давайте и в лесу мы с вами оставим знаки охраны природы, чтобы люди помнили, что лес нужно беречь.
Знаки: не руби леса, не раскидывай мусор, не разжигай костров, не убивай животных. С. 51
- Ребята, мы помогли лесу, но я что-то слышу (шум воды, наверное, Матушка-природа говорит нам, что пора продолжить наше путешествие.
Мы шагаем друг за другом;
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре, пять
Вместе весело шагать.
3. Звучит фонограмма «Журчание ручья». Воспитатель обращает внимание детей на это журчание.
- Кажется, недалеко от нас журчит вода.
Дети идут на поиски водоёма. Пришли к макету водоёма.
- Ребята, посмотрите, мы с вами оказались на берегу водоема (видео плещется море). Мы много говорили с вами о воде, давайте вспомним, что мы знаем о ней.
На экране свойства воды.
1. Какие свойства воды мы знаем?
2. Кому она нужна? А теперь, давайте посмотрим, правильно ли вы ответили? (на экране кому нужна вода)
3. Зачем вода растениям? Как они её получают?
4. А всегда ли человек бережно относится к воде?
Посмотрите, что произошло на одном из водоемов (дети смотрят фрагмент видео)
- Что произошло? (крушение танкера и нефть вылилась в море) Как вы думаете, к чему это может привести? Что произойдет если на поверхность воды сядет водоплавающая птица?
- Давайте проверим свои предположения в научной лаборатории.
- Проведём опыт. У каждого из вас есть перо. Какое оно? (легкое, пушистое) Как вы думаете, что произойдет с пером, если его окунуть в банку с чистой водой? Давайте проверим. Встряхните перо. Намокло ли оно, почему? (перья водоплавающих птиц смазаны жиром, поэтому они не намокают и птица всегда сухая).
- А теперь добавим в воду смесь туши с маслом, эта смесь будет у нас заменять нефть. Что вы видите? (пятно растеклось по поверхности воды). Опустите перо в воду. Что вы заметили? (перо намокло и стало тяжелым, если его подкинуть оно уже не летит плавно)
- Что будет с птицей, которая садят на такой водоём? Она сможет взлететь? (отвечают дети)
- Рыбы смогут жить в таком водоёме? (нет)
- Давайте и у водоема мы оставим правила поведения в природе.
Дети вывешивают знаки: не рви водяные цветы, не мой машины в реке, не кидай мусор, не спускайте в водоемы сточные воды С. 85, 62, с. 40
- На этом наше путешествие подходит к концу. Я знаю, что вы выучили стихотворения о том, как мы любим природу.
Дети читают стихи:
1. Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса.
2. Чтоб река серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась
И была на ягодах роса!
3. Мы хотим, чтоб солнце грело,
И берёзка зеленела,
И под ёлкой жил смешной колючий ёжик,
4. Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил весёлый дождь.
Раздается телефонный звонок. А вот и СМС от Матушки Природы. Она благодарит нас за помощь и надеется, что мы всегда будем ее беречь. Нам пора возвращаться в детский сад.
Дети под музыку подходят к доске.
- Ребята, где мы с вами сегодня побывали? (на лугу, в лесу, на пруду).Ребята как вы поняли, может ли человек прожить без природы? (нет) Почему? А может ли природа прожить без человека (да) Почему вы так думаете? Да, конечно, мы без природы никуда, мы ее друзья, а не хозяева и поэтому должны ее беречь.
- А сейчас я предлагаю вам взять на подносе смайлики и приклеить на доску. Если вам было все понятно на занятии и высчитаете, что все сегодня поняли – возьмите улыбающегося смайлика, а если вам было не все понятно или что-то не получилось, повесьте задумчивого смайлика. Спасибо, теперь я вижу кому еще нужно будет помочь.