софья токарева
Конспект занятия «Мой край родной-заповедные места. Кавказский заповедник» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Мой край родной - заповедные места «Кавказский заповедник».
Программное содержание:
- Расширять представление о взаимоотношениях человека с окружающей средой, через знакомство с «Кавказским заповедником»;
- уточнить и расширить знания детей о родном городе, крае, Кавказском заповеднике;
Публикация «Конспект занятия „Мой край родной-заповедные места, Кавказский заповедник“ в старшей группе» размещена в разделах
- Заповедники и национальные парки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
.- уточнить и расширить представления детей об образе жизни животных Кавказского заповедника : зайца, медведя, зубра; учить замечать основные признаки, характеризующие понятие «дикие животные»; - учить детей давать развернутые высказывания, развивать фантазию, воображение; воспитывать интерес, добрые чувства к животным; воспитывать любовь к родному краю, к его флоре и фауне, чувство патриотизма;
-формировать навыки культуры поведения в природе
-упражнять в образовании однокоренных слов;
-воспитывать зкологическую культуру.
Планируемые результаты:
Иметь представление о Кавказском заповеднике в жизни человека. Знать разновидность леса, название растений, животных, птиц занесенных в «Красную книгу». Знать и соблюдать правила поведения в заповедных местах, безопасного взаимодействия с растениями и животными. .
Активизация словаря
заповедник, «Красная книга», растительность, животный мир, реликтовые, территория.
Предварительная работа:
Рассматривание слайдов с природой Кавказского заповедника. Рассматривание животных и птиц по карточкам. Ознакомление с «Красной книгой» и ее назначением. Знакомство с экологическими знаками. Рисование деревьев.
Ход образовательной деятельности
-Музыкальная запись «Голос леса» Дети входят в зал. Воспитатель предлагает занять места на стульчиках кому, где удобно.
-Ребята, давайте вспомним, как называется наш край, наша Республика, в которой мы живем?
Ответ: Наш край, в котором мы живем, называется Краснодарским краем. Республика Адыгея. Город Майкоп
-.Ребята, а кто скажет, объяснит, почему у нас так тепло?
-Почему не бывает сильных морозов?
- Редко бывает снег?
-Даже зимой зелено?
Ответ: Потому что, мы живем на юге.
Сегодня мы поговорим о горах Кавказа, его заповедных уголках. На территории Кавказских гор расположен Кавказский заповедник имени
Х. Г. Шапошникова.
- Как вы объясните, что такое заповедник?
Ответ: Это территория, где запрещена охота на зверей. Запрещен сбор растений, ягод, где запрещено строительство, туризм.
-Ребята, как вы думаете, почему возникла идея создать заповедник?
Ответ: Чтобы не исчезли растения, животные, птицы.
-Вот мы с вами поговорим о нашем Кавказском заповеднике, часть которого проходит и по нашему Краснодарскому краю и Республике Адыгея. На территории заповедника можно построить 10 городов, как наш город Майкоп. Заповедник строго охраняется законом. Особенностью заповедника является то, что он раскинулся среди гор, где леса сменяются лугами и заканчиваются горными вершинами, покрытыми снежными шапками. Гордость заповедника его животный мир. Где стаями, небольшими группами пасутся животные на лугах, бродят по горным вершинам.
-Каких животных вы знаете из Кавказского заповедника?
Ответ: Туры, медведи, олени, волки, косули, лисы, рыси, зубры, (показ слайдов). Подберите пожалуйста к этим словам однокоренные слово.
Ответ: Медвежонок, волчонок, олененок, лисенок зубренок.
-Молодцы, а каких птиц вы знаете нашего Кавказского заповедника?
Ответ: Тетерев, сова, сокол, щеглы, белоголовый сип.
-Птицы заповедника, как и животные, сохраняются, и многие из них занесены в «Красную книгу».
-Какие птицы занесены в «Красную книгу»?
Ответ: белоголовый сип, сова, тетерев.
-В нашем заповеднике встречаются очень ценные и редкие деревья, может кто назовет их?
Ответ: Граб, тис, самшит, каштан.
-А вы знаете, что в заповеднике есть долгожители? Они дожили до наших времен с древности, их называют реликтовыми. Они живут по несколько тысяч лет. Но деревья, которые живут у нас, это «детки» им по 50 лет, они еще маленькие.
-Давайте назовем однокоренные слова к слову лес.
Ответ: Лесной, лесовик, лесничий, лесогорный.
-Вспомните пословицы о лесе.
Ответ: «Лес-богатство и краса, береги свои леса».
«Враг природы тот, кто леса не бережет».
«Много леса не губи, мало леса береги, нет леса, посади».
-Ребята, как называют человека, который охраняет заповедник и следит за порядком?
Ответ: Этого человека называют лесником.
Ребята читают стихотворение А. Зеленовской «Лесовик».
Ходит по лесу лесник, он шагать в лесу привык.
Здесь ему, совсем, как дома, все давно - давным знакомо
Взгляд лесничего остер: тут недавно был костер-
под ветвями тлеет жар, не досмотришь, и - пожар.
Там, красавица-сосна. Почему она грустна?
Причинил ей много бед жук зловредный – короед.
Нужно дерево спасти. Короеда извести.
Дальше заяц грыз в яру молодой ольхи кору.
Погоди, ушастый плут, скоро пойман будешь тут!
Дальше, дальше долог путь! Должен всюду заглянуть!
Все обследовать. Лесник, он в лесу бродить привык.
Знает он не зря в лицо каждый куст и деревцо.
-Ребята, а вы хотите почувствовать себя деревцами?
Экологический тренинг.
Мои корни глубоко вросли в землю.
Мой ствол, мои ветки тянутся к солнцу, это деревья в лесу.
Локти согнуты, кисти встряхнули.
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем -это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем. Крылья мы сложим назад.
-Ребята, а зачем нужны деревья?
Ответы:
1. Деревья очищают воздух
2. Деревья дают кислород
3. Деревья укрепляют почву
4. Деревья дают древесину
-Леса сменяются лугами, которые пестреют летом своим многообразием.
-Какие луговые растения вы знаете?
Ответы: Клевер, ромашка, валерьянка, примула.
-Растения заповедника тоже «защищаются», но некоторые из них нуждаются в особой защите, назовите их.
Ответы:
1. Подснежник
2. Ландыш
3. Цикламен
-Ребята, а вот к нам кто-то стучится, это «старичок-лесовичок» приглашает в гости к жителям заповедника. Он просит нас не забывать правил поведения в заповедникеи предлагает выбрать нужное правило.
-Назовите правила поведения в заповеднике.
Дети выбирают экологические знаки и дают характеристику им.
1. Ветки не ломайте, деревья не качайте. Ни травинку ни лист не рвите.
2. Нельзя шуметь, кричать, аукать.
3. Нельзя разжигать костры-это опасно для деревьев и жителей леса.
4. Не рвать растения занесенные в «Красную книгу».
5. Не разорять муравейники. «Старичок-лесовичок» благодарит детей и уходит.
Завершение беседы.
-Как важен заповедник, чтобы природа оставалась нетронутой, сохранилась первозданной, где обитают редкие растения и животные. Нельзя просто так, без дела и без причин ходить по заповеднику и беспокоить его обитателей.
-Предложить детям внести свой вклад в природу, пополнить деревьями «Кавказский заповедник».
-Послушайте стихотворение адыгейского писателя (поэта) Аскера Гадагатль «Деревцо».
(Читает ребенок).
Посадил я в лесу
Деревцо мне лицо щекотало
Оно
Я на ветки смотрел
Сверху вниз
Я ему говорил:
-Подтянись!
Деревцо
поливал я весной
Охранял его
В холод и зной.
А теперь над моей
Головой оно
Машет весело
Буйной листвой.
Беседа по стихотворению.
-Ребята, как вы думаете, красивый поступок совершил мальчик, который посадил деревцо!
Ответ: Да.
-Как мальчик заботился о деревце?
Ответ: поливал его и в холод, и в зной. Деревцо выросло и стало своей листвой давать тень, спасать путника от жарких лучей солнца.
- предлажить детям пройти к столикам, где их ждут акварельные краски. Повторить части дерева и приемы его рисования.
Под музыкальную запись «Звуки природы» дети рисуют дерево самостоятельно.
Итог: Рассматривание работ.
-Что мы узнали о пользе леса для человека?
Ответ: Деревья дают много кислорода, лес угощает ягодами и грибами. Помогает человеку выздороветь лекарственными травами.
-Как человек должен заботиться, о природе?
Ответ: Человек должен беречь природу и охранять ее богатство.
- Молодцы ребята, вы все правильно рассказали и внесли свой вклад в природу своими рисунками.
-Звучит запись: «Под небом голубым» Б. Окуджава.
-Дети идут собираться на прогулку.
Список использованной литературы:
.1. А. М. Гадагатль «Стихи для детей».
2. В. В. Дежкин, В. В. Снакин Заповедное дело : Толковый терминологический словарь- справочник с комментариями. М:НИА- Природа,2003 г.
3. А. Зеленовская «Стихи».
.4. Музыка на стихи Б. Окуджава «Под небом голубым».
5. Официальный сайт министерства природных ресурсов Российской федерации. 6. Справочник «Национальные парки России». М: Изд-во Центра охраны дикой природы,1996г.