Екатерина Прыжкова
Конспект занятия в старшей группе «Быт и предметы утвари русской избы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе «Быт и предметы утвари русской избы».
Цель: Цель:
• Продолжать знакомить детей с традициями русского народа. Занятие знакомит детей с бытом русской избы и традициями русского народа.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Быт и предметы утвари русской избы“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Темочки
• Формировать представление об облике русской деревни, обобщая и систематизируя знания детей о предметах старинного быта.
• Закреплять знания детей о русском устном и музыкальном фольклоре.
Задачи:
• Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т. д.).
• Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками. Словами, которые использовались только в быту в русской избе, новыми словами: ухват, чугун, прялка, рубель, коромысло.
• Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр.
• Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.
• Систематизировать знания детей о народных традициях, поверьях, фольклоре.
• Развивать творческие навыки в процессе изготовления оберегов.
• Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.
Словарная работа: ухват, прялка, коромысло, чугун, самовар.
Предварительная работа : рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища, и для изготовления домашней утвари. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, хороводов. Чтение русских народных сказок.
Оборудование: уголок русской избы с предметами быта (печь, лавки, стол, старинная посуда, прялка и др., мультимедийная установка, слайды с изображением деревни, записи русских народных песен, атласная ленточка для игры "Вышел Ваня…", русский народный костюм для хозяйки.
Ход ЗАНЯТИЯ
(Воспитатель вместе с детьми приходят в зал по ниточке от клубка. Клубочек приводит детей в зал.)
Воспитатель: Дети, нас с вами привел сюда клубочек, зачем же он нас сюда привел? Видно кто-то озорничал. Странно. А где же мы с вами оказались? Как вы думаете (Ответы детей). оказались в русской избе, в горнице. Горница большая, светлая! Да красивая какая! Хозяев дома нет. (воспитатель удивлен.)Зачем тогда нас сюда привел клубочек?
-
Воспитатель предлагает детям рассмотреть убранство горницы. Спрашивает у детей как называются предметы обихода, которые видят дети.
-Давайте присядем поближе к печи. Здесь в старину усаживали дорогих гостей, а непрошенных оставляли возле порога. Для чего нужна печка? Ответы детей. Воспитатель уточняет: В печи готовится еда, пёчётся хлеб. На печке сушат грибы, ягоды и разные полезные травы. А ещё печь нужна для обогрева жилища. В каждой избе была печь, и называли ее печь-матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей.
Обращает внимание на самовар.
В старину любили русские люди почаёвничать, т. е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара. Богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и баранками.
Прялка.
Обязательно в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи.
Дети рассматривают ухват, лапти, сундук,коромысло, горшки, кринки и т. д.
Воспитатель поощряет детей за их внимательность и ответы.
Вдруг дети слышат, что кто-то чихает за печкой. Выходит домовой. Говорит: «Что это я никак проспал? ко мне гости пришли, а я спал себе за печкой! Ай-ай-ай. (Приветствует своих гостей руками).
-Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома. Сядем рядком, да поговорим ладком.
Воспитатель спрашивает у хозяина кто же он такой? Домовой отвечает:
-А неужто не узнали? (Ответы детей)
-Я домовой! Второй по важности хозяин дома!
Короткий рассказ о том, кто такие домовые.
Воспитатель:
Домовые обязательно живут в каждом доме, они приносят счастье в дом, оберегают его от всех несчастий, пожаров, охраняют дом и поддерживают семейный очаг. Домовой - это доброе существо, но с характером, любит, когда к нему относятся по-человечески. Имя свое Домовой получил от места, где он родился, жил и работал. Выглядит он по-разному: иногда возникнет в облике хозяина дома - не отличишь, иногда как седой старичок с лицом, сплошь заросшим волосами, а то и вовсе веником или кошкой прикинется. Любит жить за печкой. (Картинки разных домовых)
Отсюда он следит за порядком: чтобы мыши и хозяева не озоровали, чтобы уютно и тепло было в доме.
Известно ведь, что домовой завсегда с котом дружится. Дело в том, что кошки — единственные домашние животные, способные видеть потусторонние сущности. Отсюда и идет обычай первыми в новый дом или квартиру запускать кошку или кота: уж эти-то сумеют настроить домового на добрый лад! При сем нужно приговаривать:
«Дарю тебе, домовой-батюшка, мохнатого зверя на богатый двор».
Воспитатель говорит домовому, что они с детьми внимательно рассмотрели предметы убранства его горницы. Им очень понравилось у него в гостях.
Домовой предлагает детям игру
-Раз вы уже все предметы моего дома уже знаете, тогда сыграем с вами в игру «Что было раньше, а что сейчас»(показывает детям картинки с изображением предметов быта старины, а дети должны назвать чем их заменили сейчас.)
Домовой спрашивает у детей, знают ли они, что такое оберег? (ответы детей). Домовой рассказывает, что это такое.
На Руси в старину очень любили обереги, почитали домового. Верили, что они приносят в дом счастье. Показывает картинки оберегов
Домовой предлагает детям изготовить обереги и затем отнести их к себе в дом, чтобы они оберегали их жилище от разных бед и несчастий.
Домовой приглашает детей в свою мастерскую, показывает им готовую подкову. Это подкова-оберег, который всегда вешали над входом в дом.
Далее воспитатель обьясняет детям ход работы.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какая у меня красивая, необычная подкова. Какого она цвета?
Дети: Желтого
Воспитатель: Правильно! А чем она украшена?
Дети: Яблоками и листиками.
Воспитатель: Какого они цвета?
Дети: Яблоки – красного, листики – зеленого. Воспитатель: Молодцы! Для того чтобы сделать такую подкову нам нужен пла стилин разного цвета: красный – для яблок и зеленый – для листьев.
Воспитатель: На каждой основе нарисована изогнутая линия, на которую вы будете выкладывать свои подковы (показ линии).
Воспитатель: Ну, а теперь я вам расскажу и покажу, как мы будем лепить:
Воспитатель: А как мы будем лепить яблочки?
Дети: Скатывать шарики.
Воспитатель: Правильно! Посмотрите и сосчитайте, сколько яблок на моей подкове?
Дети: Три!
Воспитатель: А вы на своей подкове можете сделать больше яблочек.
Воспитатель: Начинаем лепить.
Воспитатель: Готова наша подкова?
Дети: Нет.
Воспитатель: А чего еще не хватает?
Дети: Не хватает листьев.
Воспитатель: Какого цвета тесто нам нужно?
Дети: Зеленое.
Воспитатель: Я беру зеленый пластилин и отщипываю от него небольшой кусочек. Затем скатываю из него овал и прищипываю один конец листика большим и указательным пальцами.
Воспитатель: А для того, чтобы наши яблочки и листочки крепко держались на подкове, мы должны приложить их к влажной тряпочке. (Показ педагога)
Воспитатель: Готова наша подкова?
Дети: Да!
Воспитатель: Вы запомнили, последовательность нашей работы?
Дети: Сначала лепим подкову, потом яблоки, затем листики. Правильно. Но может быть вы захотите добавить и свои элементы украшения. Начинаем работу.
Звучит спокойная музыка.
Работа детей. Подведение итогов работы.
По завершению работы Домовой оценивает работы детей и говорит, что, теперь он будет спокоен за их жилище. Ведь теперь дома детей будут под надежной защитой оберегов.
Домовой прощается с детьми и возвращается к себе за печку.
Дети уходят к себе в группу по той же ниточке, что и пришли в зал.