Лариса Суворова
Конспект занятия в старшей группе «Мы с Волги, из Казани»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Мы с Волги, из Казани»
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»
«Социально-коммуникативное развитие»
«Физическое развитие»
«Речевое развитие»
Задачи:
«Познавательное развитие» :
- познакомить детей с географическим положением города Казани;
- пробудить интерес к иным культурам.
- воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.
«Речевое развитие» :
- обогащать словарный запас, развивать память, речь, внимание;
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Мы с Волги, из Казани“» размещена в разделах
- Волга, река
- Казань
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Реки и озера
- Республика Татарстан
- Старшая группа
- Темочки
- развивать интонационную выразительность речи
«Социально-коммуникативное развитие» :
- содействие сплочению детей в коллективе.
«Физическое развитие» :
- развивать интерес к народным играм
Методы и приемы:
Практический: работа с картой. игра, аппликация
Наглядный: показ, рассматривание
Словесный: рассказ, вопросы, чтение стихотворения
Материалы и оборудование: музыкальный центр, аудиозапись. Ноутбук, татарский национальный костюм.
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Народная игра
Игровая Игровое задание
Коммуникативная Вопросы, рассказывание
Музыкальная Слушание
Логика образовательной деятельности
№ Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1 Звучит народная татарская музыка
Входит девочка в национальном татарском костюме
- Здравствуйте, меня зовут Алсу. Я приехала к вам в гости из республики Татарстан. Мы с вами соседи – живем на берегу реки Волга. А приехала я не с пустыми руками. Я привезла фотографии моего края и сувениры. Слушают музыку Создана позитивная мотивация.
Развита интонационная выразительность речи
2 Работа с картой
Алсу показывает границы Татарстана и столицу – город Казань. Реки: Волга, Казанка, Кама.
Дети слушают, рассматривают, задают вопросы
Ребенок читает стихотворение (см. приложение) Закреплено умение работать с картой
3 Презентация «Наши соседи татары» Дети слушают рассказ и задают вопросы.
Играют в народную игру «Продаю горшки» Привит интерес к иным культурам.
Воспитано чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов
Развит интерес к народным играм
4 Игра-рефлексия.
«Ниточка тянись, впечатлениями делись…»
Предложить детям поделиться друг с другом своими впечатлениями о занятии. Педагог начинает, а дети продолжают, передавая друг другу клубочек с нитками
Рассматривают выполненные работы. Созданы условия для сплочения детского коллектива.
Обогащен словарный запас.
Развита память, речь, внимание
Приложение
Спросите нас: - Откуда вы?
Мы с Волги, из Казани.
Поит нас волжская вода,
Мы хлеб растим, пасем стада,
Качаем нефть, грузим суда,
В свободном Татарстане.
Текст к презентации
2. В гербе отображены основные цвета флага Татарстана: красный внизу, а сверху зеленый, разделенные между собой тонкой белой полосой. В центре двухцветного круга красуется крылатый белый барс на фоне красного восходящего солнца. Изображение обрамляет татарский народный орнамент, по низу которого написано «Татарстан». У крылатого зверя приподнята правая передняя лапа, на боку имеется щит в виде круглой астры с восемью лепестками.
3) Татарские традиции домоводства и семейного уклада жизни в большей степени сохранились в селах и поселках. Казанские татары, например, жили в деревянных избах, которые отличалась от русских только тем, что в них не было сеней и общее помещение разделялось на женскую и мужскую половину, разделенную шторой или деревянной перегородкой. Почти в каждом доме на стене висел вставленный в рамку кусочек текста из Корана, он висел над порогом в качестве оберега, и на нем было написано пожелание счастья и благополучия. В украшении дома и придомовой территории использовалась много ярких сочных цветов и оттенков, внутренние помещения обильно украшались вышивкой из геометрических орнаментов. Главой семьи является отец, его просьбы и указания должны выполняться беспрекословно, мать на особом почетном месте. Татарских детей с ранних лет учат уважать старших, не причинять боли младшим и всегда помогать обездоленным. Татары очень гостеприимны, даже если человек враг семьи, но он пришел в дом как гость, ему ни в чем не откажут, накормят, напоят и предложат ночлег. Татарских девушек воспитывают как скромных и благопристойных будущих хозяек, их заранее учат вести хозяйство и подготавливают к вступлению в брак.
4) Древнейшие ремесла татар токарное, плотницкое, слесарное. А еще татары занимались добычей и обработкой луба и лыка, вили веревки, ткали рогожи, плели лапти, славились лучшими скорняками. Благодаря кожевенному производству татары прославились узорной обувью. Женским ремеслом было ткачество, плетение кружев и салфеток, вязание платков из козьего пуха.
5) Татарские мужчины согласно мусульманским законам брили голову налысо и прикрывали ее тюбитейкой. Мужские рубахи были длинные с широкими рукавами и большим воротником. Поверх нее одевали жилет. С наступлением холодов на жилет надевали халат, подпоясывались кушаком, сверху надевали шубу. Широкие и длинные штаны татары заправляли в сапоги. Однако большая часть населения носила лапти.
Женская одежда состояла из длинной рубахи с яркими нашивками по краям и с широкими оборками по подолу. На рубаху надевали нагрудник, унизанный серебряными монетами. Женщины носили широкие штаны – поверх рубахи надевали два камзола. На голову татарки наматывали полотенца с узорами на краях или бархатные шапочки, украшенные вышивкой. Татарские девочки уже с трех лет носили украшения. Руки татарки украшали перстнями, кольцами, браслетами.
6)Появление ребенка в татарской семье считалось большой радостью. В кроватку клали нарядно украшенные подушки трех-четырехугольные. Эти подушки являлись оберегом для малыша.
До наших времен дошла игра «Продаю горшки». Сначала в нее играли взрослые с малышами. А потом подросшие дети самостоятельно играли в нее.
Мальчики и девочки играли в различные игрушки. У мальчиков биты, самодельные луки, небольшие мячи. Девочки играли в тряпичные куклы.
7)В весенний праздник Сабантуй жители отправлялись на луг. Начинались состязания со скачек. Затем соревновались в беге, борьбе на кушаках. В играх участвовали подростки, юноши, взрослые. На Сабантуе проводится много разных конкурсов. Состязания продолжались весь день. А вечером на лугу водили хороводы, пели песни, плясали.
8)Чак-чак–готовят из сладкого теста, которое мелко нарезают и обжаривают в растительном масле.
Тыкмач – суп-лапша. Лапшу татары готовят дома.