Лимонова Елена
Конспект занятия «Зима. Зимние забавы» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в средней группе
Тема: «Зима и зимние забавы»
Образовательная область: Познавательное развитие
Интеграция с другими областями: Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие
Программное содержание:
1. Обучающие задачи:
- закреплять знания детей о признаках зимы, зимних явлениях природы;
Темочки:
- Зима. ВСЕ материалы на зимнюю тему
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимние забавы и игры
- Зимние забавы. Конспекты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- расширять представление о зимних забавах (лепка снеговика, катание на санках, лыжах, коньках, игра в хоккей, в снежки, сооружение построек из снега);
- учить самостоятельно находить ответы на вопросы;
- закреплять умение детей создавать коллаж из готовых материалов (вырезанные картинки, иллюстрации).
2. Развивающие задачи:
- развивать познавательную активность детей и наблюдательность;
- развивать способность зрительного и слухового восприятия;
- развивать мелкую моторику рук, чувство формы, эстетическое восприятие.
3. Воспитательные задачи:
- развивать стремление в проявлении эмоциональной отзывчивости;
- воспитывать приятельские взаимоотношения в процессе совместной деятельности.
4. Речевые задачи:
- развивать умение отвечать на вопросы;
- формировать умение детей аргументировать свои высказывания, предположения;
- развивать способность культуры речевого общения в устной речи;
- обогащать активный словарь: формировать представление детей о словах - признаках – снежная, морозная, безветренная.
Структура (части и предполагаемое их время)
1 часть: игровая мотивация (организационный момент) – 3 минуты
2 часть: основная часть занятия – 15 минут
3 часть: итог занятия – 2 минуты
Общее время занятия : 20 минут
Резервное время (1-3) минуты
Контроль за усвоением детьми программного содержания:
1 часть: игровая мотивация (организационный момент) – беседа, наблюдение за деятельностью детей;
2 часть: основная часть занятия – беседа, опрос, наблюдение за деятельностью детей, контроль за выполнением заданий.
3 часть: итог занятия – беседа, наблюдение за деятельностью детей.
Организация детей (в каждой части занятия) :
1 часть: игровая мотивация (организационный момент) – дети стоят на ковре.
2 часть: основная часть занятия – дети сидят на стульчиках; дети двигаются на ковре; дети выполняют задание за столами.
3 часть: итог занятия – дети сидят за столами; дети двигаются на ковре.
Оборудование:
Мягкая игрушка - медвежонок Умка, сумка хозяйственная, мультимедийный экран, ноутбук, магнитная доска, детские столы и стулья.
Демонстрационный материал: слайды с изображением зимы на севере и в средней полосе России, слайды с изображением детей катающихся на санках, лыжах, коньках, детей, строящих крепость и снеговика, тонированный лист ватмана с изображением зимнего пейзажа.
Раздаточный материал: готовые картинки, иллюстрации для создания коллажа, клей, подставки под кисточки, тряпочки на каждого ребёнка.
Предварительная работа:
Беседа, чтение стихотворений о зиме, рассматривание иллюстраций о зиме, наблюдение за природными явлениями (снегопад, рассматривание снежинок во время прогулки, знакомство с загадками и пословицами о зиме, настольная игра – лото: «Времена года», дидактическая игра: «Когда это бывает?», просмотр мультфильма «Умка» (1969 год, рассматривание энциклопедии для детей «Животные севера», чтение книги «Чудо в Новый год. Как белый мишка нашёл друзей» (Женя Григорьева).
1 часть: игровая мотивация (организационный момент).
Дети свободно стоят около воспитателя на ковре. Воспитатель обращает внимание детей на стол, на котором стоит большая хозяйственная сумка.
Воспитатель: «Ребята, сегодня к нам в группу пришёл гость, которому пришлось проделать нелёгкий путь, чтобы добраться до нашей группы. Он очень любит играть, поэтому спрятался от нас в сумку. Давайте подойдем к столу и попробуем угадать кто это?»
Дети обследуют сумку, поднимают на руке.
Предположения детей: «Котенок, щенок, черепашка. Сумка легкая, значит там кто - то маленький и легкий и пр.»
Воспитатель: «Хотите узнать, кто это?»
Дети: «Да!»
Воспитатель: «Тогда отгадайте загадку!
В царстве холода весь год
Этот зверь большой живёт.
Носит белый он наряд
И лесному зверю брат.
Белый маленький клубочек,
Нос, как пара чёрных точек.
Может поместиться в сумке.
Медвежонок этот - ?»
Дети: «Умка!»
Воспитатель: достаё т из сумки игрушку и отвечает голосом медвежонка: «Здравствуйте, ребята! Я так рад с вами встретиться. А вы?»
Дети: «Здравствуй, Умка!»
Воспитатель: «Мы с ребятами тоже очень рады тебя видеть, Умка».
Умка: «Так хотелось поскорей попасть к вам в гости, чтобы с вами поиграть. Только мне пришлось очень долго до вас добираться с далёкого севера. Я слышал, что у вас тоже наступила зима! Только я ничего не знаю про вашу зиму. Мне очень хочется узнать какая зима у вас, в какие игры вы играете зимой?»
Воспитатель: «Ребята, Умка совсем мало знает о нашей зиме и зимних забавах. Надо ему помочь. Как мы можем Умке помочь?»
Дети: «Можно показать, как мы играем, у нас есть картинки, можно посмотреть их».
Воспитатель: «Правильно, давайте расскажем Умке о нашей зиме. Умка, присаживайся на стульчик вместе с ребятами, посмотри и послушай».
Дети садятся на стульчики перед экраном.
2-ая часть: основная.
Воспитатель включает на мультимедийном экране картинку с изображением зимнего времени года.
Воспитатель: «Посмотрите, какая красивая русская зима! Ребята, какие признаки зимы вы знаете?»
Дети называют признаки (спрашиваю 2-3 человек).
Воспитатель: «Правильно, ребята, у нас выпадает много снега, реки замерзают и покрываются льдом, деревья надевают снежные шапки, становится холодно, поэтому и люди укутываются в тёплые шубки, заматываются в шарфы».
Воспитатель: «Но дети все равно любят зиму и покажут тебе, Умка, как они играют в игру «Зимушка-зима».
Дети выходят на коврик.
Ждали зиму мы давно и смотрели всё в окно. (выполняется «пружинка»)
Наконец она пришла. Здравствуй, зимушка-зима! (хлопают в ладоши)
Всюду снег на ветках пышный, ветерка совсем не слышно. (медленно поднимают руки вверх и опускают вниз)
Словно лёгкие пушинки, в танце кружатся снежинки. (кружатся на месте)
Речка быстрая молчит, птичья песня не звучит. (приседают, обхватывают колени руками)
Дети возвращаются на свои стульчики.
Воспитатель берёт Умку на руки, говорит голосом медвежонка:
«Интересная и весёлая игра. Мне очень понравилось».
Умка: «Ребята, а если на улице идёт снег?
Это какая погода?» (снежная)
Ответы детей (спросить 2-3 ребёнка).
«Если на улице мороз?» (морозная)
(ответы детей)
«Если на улице холод?» (холодная)
(ответы детей)
«Если на улице дует ветер?» (ветреная) (ответы детей)
Умка: «Ребята, вы молодцы. Много знаете! А хотите узнать о зиме, где живу я?»
Дети: «Хотим, да».
Воспитатель включает на экране картинки с изображением пейзажа севера.
Умка: «У нас на севере зима очень длительная и холодная, мягкие снежные покровы сменяются твердыми слоями льда, иногда бывает так, что солнце прячется очень надолго, тогда наступает полярная ночь, а когда начинается сильная метель, то надо искать укрытие и строить берлогу, так делают все белые медведи на севере: нужно вырыть ямку и улечься поудобнее, снег плотно засыплет сверху, а от тёплого дыхания в берлоге появится отдушина, а от холода нас спасает тёплая шубка. Так мы, медведи, пережидаем плохую погоду».
Воспитатель: «Спасибо, Умка, за интересный рассказ!»
Умка: «Ребята, а чем вы занимаетесь на прогулке, когда на улице лежит пушистый снежок, нет ветра, светит приятное зимнее солнышко?»
Воспитатель: «Ребята, давайте теперь мы расскажем Умке про наши зимние забавы».
На экран выставляется слайд с изображением детей, катающихся на санках, лыжах, коньках, строящих крепости и снеговика из снега.
Дети по очереди рассказывают о зимних забавах с опорой на слайд.
Воспитатель: «Ребята, а давайте покажем Умке как мы играем!»
Проводится имитационная игра «Хорошо зимой гулять».
Хорошо зимой гулять:
Ком лепить, в снежки играть.
Быстро на санях кататься
И с горы на лыжах мчаться.
На коньках по льду бежать,
Снег лопаткой разгребать.
Хорошо зимой гулять!
Умка: «Ребята, так интересно, только мои друзья – белые медведи не могут увидеть, во что можно играть зимой.
Воспитатель: «Умка, не переживай, мы с ребятами тебе поможем. Ребята, а давайте мы сделаем для Умки и его друзей зимний коллаж!»
Дети: «Да, давайте!»
Воспитатель обращает внимание детей на магнитную доску, на которой закреплён тонированный лист ватмана, предлагает детям подойти к столу и выбрать по картинке с изображением зимних игр и наклеить на ватман.
Воспитатель: «Какой замечательный коллаж получился. Ребята, вам нравиться?»
Дети: «Да, очень!»
Воспитатель: «Подойдите к столам».
Воспитатель предлагает детям выбрать понравившуюся картинку с изображением зимних забав, а затем наклеить на ватман. Дети выбирают картинку, намазывают клеем и аккуратно приклеивают на ватман, создавая коллаж "Зимние забавы». Ватман закрепляется на магнитной доске.
Воспитатель: «Какой замечательный коллаж получился. Ребята, вам нравится? А что вам ещё понравилось на сегодняшнем занятии?»
Дети перечисляют.
Воспитатель: «А тебе, Умка?»
3я часть: заключительная.
Умка: «Ребята, какая красивая картина получилась! Я так много узнал от вас о зиме, о зимних забавах, посмотрел картинки, поиграл с вами! Мне всё очень понравилось! Я хочу вас отблагодарить и угостить зефиром, ведь он так похож на снежные комочки!»
Дети: «Спасибо!»
Воспитатель: «Умка, очень были рады встрече. Дарим тебе такой замечательный зимний коллаж, чтобы ты не забывал про нас! Будем рады видеть снова у нас в гостях! До свидания!»
Дети: «До свидания, Умка!»
Воспитатель: «Ребята, благодарю вас за работу, вы сегодня были все молодцы!»