Елена Петровна Мишкина
Конспект занятия «Верный товарищ и друг казака» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий, обеспечивающих познание детьми ценностей истории и культуры Казачества, способствующих зарождению личностных смыслов.
Задачи.
- развивать у детей интерес к культуре и истории Казачества;
- способствовать закреплению способа закрашивания шаблона карандашом;
- формировать технические навыки и умения в рисовании;
- воспитывать любовь к животным и уважение к казачьим традициям.
Предварительная работа: беседы о Казаках – их традициях и обычаях, рассматривание картинок с изображением лошадей, разучивание пословиц и поговорок о дружбе казака и коня.
Материалы: цветные карандаши; альбомные листы с шаблонами коня (на каждого ребёнка).
Ход занятия:
Стук в дверь. Воспитатель открывает дверь в группу и вносит куклу в одежде Казака.
Воспитатель: - Ребята к нам гости пришёл Казак.
Казак: - Здравствуйте ребята!
Дети: - Здравствуйте!
Казак: - Меня зовут Григорий. Мы с Другом приехали к вам в гости.
Воспитатель: - Григорий, а кто твой Друг?
Казак: - Отгадайте загадку, тогда узнаете.
Грациозный и ретивый,
Трусит он красивой гривой.
Любит он в росе купаться,
Кушать сено и брыкаться:
Я дал прозвище - Огонь –
Это самый лучший … (Конь).
Казак: - Правильно, ребята, мой верный Друг – это Конь. Конь Казаку всегда был лучшим Другом: и часто спасал жизнь Казаку, помогал спастись от врага, и с поля боя выносил. У Казаков особая любовь к лошадям. Часто Казаки устраивали конные состязания, на которых определялся победитель, который быстрее всех умел скакать и делать на коне разные трюки: запрыгивать на коня на ходу, скакать без седла и даже скакать на коне стоя – это называется джигитовка.
Казаки очень уважительно относились к лошадям, заботились о них: сытно кормили, поили, купали их в реке или озере, чистили специальными щётками и расчёсывали им гривы.
С лошадьми у Казаков связано много народных примет: считалось, что конская подкова приносит счастье, её вешали над входной дверью избы, и верили, что в доме будет мир и счастье, что подкова от всех бед оградит.
Воспитатель: - Григорий, а наши ребята знают казачьи поговорки о лошадях.
Дети вспоминают казачьи поговорки:
«Конь Казаку – верный Друг!»; «Казак сам не поест – а коня накормит!»;
«Казак без коня, что солдат без ружья»; «Без коня Казак кругом сирота»
«Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой».
Казак: - А ещё казаки на крышах своих домов устанавливали деревянных коньков, чтобы они охраняли дом от неприятностей. Мы, Казаки, очень любим своих лошадей, ласково их называем, даём клички, которые подчёркивают черты характера и отличительные особенности внешности. Ветерок, Орлик, Лакомка, Смельчак – вот такие красивые и ласковые имена старались давать им люди. Называли коней и по масти (по цвету): Гнедко, Сивка, Серко, Воронко, Черный…Часто называют их именами людей – Лада, Булат…
Казак: - Ребята, а у вас есть свои кони?
- А я пришёл к вам не с пустыми руками, а принёс вам подарки, трафареты коней, которые я предлагаю вам раскрасить в любой цвет, который захотите. Цвет у коня называется «масть». Давайте вспомним, каких мастей бывают кони.
Варианты ответов детей (вороной, гнедой, рыжий)
Казак: - Молодцы! Но прежде, чем рисовать, давайте разомнёмся.
- Хотите прокатиться на конях? Тогда становитесь в кружок и поскакали!
Физкультминутка «Конь»:
Конь меня в дорогу ждёт, (руки за спиной сцеплены в замок)
Бьёт копытом у ворот, (поднимания согнутых в коленях ног)
На ветру играет гривой
Пышной, сказочно красивой. (покачивания головой, наклоны)
Быстро я в седло вскочу, не поеду – полечу! (подскоки на месте)
Цок-цок-цок, Цок-цок-цок, (руки полусогнуты в локтях перед собой)
Там, за дальнею рекой, помашу тебе рукой. (подскоки на месте, взмахи рукой)
Казак: - Понравилось кататься? А теперь пора и делом заняться!
- Дорогие ребята, я предлагаю вам не только раскрасить коня, но и придумать ему кличку!
Дети под казачью музыку приступают к рисованию.
Рефлексия: В конце занятия Казак Григорий рассматривает все рисунки, обсуждает с детьми масти коней и их клички.
Казак Григорий: - Молодцы ребята, мне очень понравилось у вас в гостях и очень понравились ваши кони. Получился целый Табун лошадей!
- Но мне уже «Пора и Честь Знать» - так говорят, когда гостям нужно уважать хозяев, не надоедать им и не засиживаться.
- До свидания, ребята! До новых встреч!