Воронцова Наталья
Конспект занятия в средней группе «В гости к пчелам — на пасеку»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в средней группе.
Тема: «В гости к пчелам - на пасеку».
Цель: дать детям понятие о профессии пчеловод.
Задачи:
- образовательные: продолжать знакомство детей с особенностями жизни пчел, их внешним строением, образе жизни и продукции пчеловодства; ввести в активный словарь слова «улей», «нектар», «пчеловод», «дымарь».
Публикация «Конспект занятия в средней группе „В гости к пчелам — на пасеку“» размещена в разделах
- развивающие: развивать речь, уважение к труду пчеловода.
- воспитательные: воспитывать любознательность, уважение к профессии пчеловода и бережное отношение к насекомым.
Предварительная работа: чтение стихов о насекомых, отгадывание загадок, беседы о насекомых, рассматривание иллюстраций.
Оборудование: картинки насекомых, изображение пчелы, улей, рамка с сотами, дымарь, шляпа с сеткой для пчеловода, кукла Незнайка.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, кто это к нам пришел? (Незнайка)
Воспитатель: -Здравствуй Незнайка, мы рады видеть тебя у нас в гостях.
- А вам интересно, зачем он к нам пришел? (Да)
- Ну, тогда, надо его спросить? (спрашивают)
Незнайка: Я пришел к вам в гости, чтобы загадать загадку, об одном, ммммм, животном. А если вы отгадаете, то я вам о нем расскажу. Хотите?
Воспитатель: Ребята, ну что, будем отгадывать загадку? (Да)
Незнайка: Работящая хозяйка
Полетает над лужайкой
Похлопочет над цветком
Он поделится медком.
(пчела)
Незнайка: правильно, это пчела.
Воспитатель: Незнайка, а разве пчела это животное? (Да). Ребята, подскажите Незнайке, пчела, кто это? (насекомое)
Воспитатель: Интересно Незнайка, а что ты знаешь о пчелах, расскажи нам пожалуйста.
Незнайка: Ну, они такие большущие, плавают по воде, у них есть хвост, и еще, они мяукают.
Воспитатель: Ребята, правильно ли Незнайка рассказал о пчелах? (нет.)
Посмотрите на картинки, найдите пчелу и опишите ее, какая она? Из каких частей состоит тело (голова, грудь, брюшко, лапки, крылья). Тело пчелы черного и желтого цвета. На голове находиться специальный хоботок, с помощью которого пчела пьет нектар из цветка. Все тело пчелы покрыто щетинками, на них цепляется пыльца. Перелетая с цветка на цветок пчела переносит пыльцу, таким образом происходит опыление, Если бы не было пчел, не ели бы мы с вами яблоки, груши. А какой вкусный и полезный пчела дает мед.
- Пчелки в домиках живут, улей – домик их зовут,
Сестры, братья – целый рой, все гудят наперебой,
Пчелы пользу нам приносят, опыляют огород,
Сок с цветочков в дом приносят, превращая его в мед.
-Незнайка. а хочешь узнать о жизни пчел.? (да). Тогда мы с ребятами приглашаем тебя на пасеку.
Незнайка:-А что, такое пасека (Пасека- это место, где размещаются пчелиные домики- ульи.)
Воспитатель: - В старину пасеку называли «Пчельник». А человек, который заботится о пчёлах на пасеке, называется – пчеловод.
-Повторите ребята (Пчеловод) Давайте отправимся в гости на пасеку к Макару Ивановичу - пчеловоду, который расскажет много интересного о жизни пчёл.
2. Основная часть.
Воспитатель: Вот ребятки мы с вами на пасеке.
Пчеловод : Кто шумит у меня на пасеке? Да это же ребятки.
Воспитатель: Здравствуйте Макар Иванович.
Пчеловод :…Здравствуйте, будьте моими гостями.
Здесь на пасеке живут и трудятся все лето пчелы. Вот и домик пчелы. Как он называется? (улей).
- Ульи окрашиваются в желтый, синий или фиолетовый цвета, т. к только эти цвета различают пчелы.
Есть такая пословица: «Одна пчела много меду не наносит». Как вы ее понимаете? Действительно, чтобы получилось много меда, необходимо много пчел. Вот и живут пчелы большими семьями - роями. - В одном улье живет один рой - одна пчелиная семья. Как в любой семье обязанности распределены - самая главная в семье – пчела-матка. Она самая большая, но с короткими крылышками. Она только и делает, что откладывает яйца, из которых появятся молодые пчелки. Есть пчелы медоносы или рабочая пчела, есть пчелы охранники, они защищают свой улей от других насекомых: ос, пчел из других ульев, муравьев. Отпугивают всех желающих похитить мед. Пчелы водоносы снабжают улей водой. Есть пчелы, которые следят за температурой воздуха в улье Чтобы было прохладней в улье, они быстро,быстро машут крылышками, прямо как вентилятор.
- Незнайка, ребята, хотите посмотреть, что находится внутри домика?
-А как вы думаете, что это такое?
- Это рамка с сотами. Она сделана из воска и делают ее сами пчелы. Затем соты наполняют медом. Ребята, из чего пчелы делают мед? (Пчелы делают мед из нектара)
Ребята, как вы думаете, что такое нектар?
-Незнайка, а ты как думаешь?
- Нектар – это цветочный сок. Повторите слово – нектар.
Ребята, мед очень полезен. Кто знает, чем полезен мед? (ответы). Мед помогает при простуде, когда мы заболеем, медом лечат раны, из меда готовят лекарства. Я думаю пчелам надо сказать спасибо за то, что они приносят много полезного, давая нам мед.
Воспитатель: -А кто из диких животных очень любит мед (Медведь.) - Правильно, медведь. Предлагаю вам поиграть в игру «Медведь и пчелы».
Лесным пчелам никто не делает домики-ульи, поэтому они располагаются в дуплах деревьев. Вот здесь у нас будет дупло. Медведь хочет забрать из дупла мед, а дикие лесные пчелы его туда не пускают, прогоняют, жужжат: «ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж» (дети повторяют).
Подвижная игра «Медведь и пчелы»
- Давайте считалочкой выберем медведя: «Раз-два-три, медведем будешь ты». (Можно надеть шапочку-маску). Медведь отходит в сторону.
Воспитатель:
Полетели пчелки
Собирать нектар и пыльцу с цветочков.
(Дети-пчелы бегают, взмахивая руками, приседая на корточки)
Вот медведь идет,
(Медвежьей походкой выходит ребенок-медведь и направляется к дуплу)
Из дупла мед унесет.
Пчелки, домой!
(Дети-пчелы подбегают к дуплу)
Слова детей-пчелок :
Это дупло – домик наш,
Уходи медведь от нас:
«Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!»
(Дети-пчелы машут крыльями и прогоняют медведя)
Воспитатель: - Какую работу выполняете вы, Макар Иванович? Я слежу за тем, чтобы у пчел были в порядке рамки, меняю их, если они заполнены, слежу за ульями, перевожу их на место, где есть медоносные растения. Зимой убираю домики-улья в отапливаемое помещение.
Чтобы пчелы вели себя спокойно и не набрасывались на меня, есть такое приспособление, которое называется дымарь. (Дети рассматривают.)
- Посмотрите, у Макара Ивановича специальная одежда, может, кто-нибудь знает, из чего она состоит? (Штаны, рубашка, шляпа с сеткой)
- Как вы думаете, зачем нужна сетка?
- Молодцы, повторите еще раз, кто это? (Пчеловод.)
Ну что, Незнайка, запомнил ли ты, кто такие пчелы, где они живут и какую пользу приносят людям? (да, пчелы это насекомые, которые собирают нектар, приносят его в ульи, и потом из нектара делают мед)
- Молодец Незнайка.
3. Итог.
- Ребята, о каком насекомом мы сегодня разговаривали?
- Как называется дом, в котором они живут?
- Из чего пчелы, делают мед?
- Как называется профессия человека, который следит за пчелами?
Пчеловод :- Молодцы ребята и Незнайка, вот вам мёд к чаю кушайте, не болейте и приходите ещё к нам на пасеку.
До свидания. (до свидания)