Ежкова Ольга Михайловна
Конспект занятия в средней группе «Секреты Зимы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Секреты зимы» (средний дошкольный возраст)
Цель: Знакомство детей со свойством снега и льда через экспериментальную деятельность.
Задачи:
Обучающие:
1. Расширять представления о снеге и его свойствах: липкий, холодный, мокрый, тает в тепле, превращаясь в воду, через обследование предмета и экспериментальную деятельность, о зимних явлениях.
2. Познакомить детей со льдом и его свойствами (гладкий, прозрачный, холодный, твердый).
Публикация «Конспект занятия в средней группе „Секреты Зимы“» размещена в разделах
3. Обучать детей экспериментированию в виде пробующих действий.
3. Активизировать речь детей через познавательные вопросы. Приучать детей отвечать развернутыми ответами.
Развивающие:
1. Развивать у детей умение наблюдать, концентрировать свое внимание на предмете
2. Способствовать развитию логического мышления через выявление причинно-следственных связей и практическую деятельность (делать вывод, с помощью воспитателя выдвигать простейшие гипотезы, проверять их с помощью воспитателя.)
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к окружающему миру через исследовательскую деятельность.
2. Воспитывать у детей желание помочь.
3. Воспитывать аккуратность.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация».
Расширить и активизировать словарь детей: холодный, колючий, мокрый, рассыпчатый, легкий, хрустящий, блестящий, сверкающий, прозрачный, гладкий, твердый.
Оборудование: посылка Зимы, ёмкость со снегом, контейнеры со снегом, перчатка, мех темного цвета, кубики льда, лупы, салфетки для рук, деревянные палочки.
Предварительная работа: наблюдение за снегом, игры со снегом. Чтение и разучивание стихотворений о зиме, рассказывание русской народной сказки «Снегурочка», игры-экспериментирования со снегом.
Ход НОД:
Вводная часть:
(Дети в группе сидят на стульчиках полукругом и беседуют о зиме, заходит Почтальон Печкин с посылкой)
П: Здравствуйте! Это группа №3?
В: Здравствуйте! Да, это группа №3. А Вы кто?
П: Я Почтальон Печкин, принес вам посылку, принимайте…
В: Спасибо, Почтальон Печкин! А от кого посылка?
П: Там все написано, читайте, до свидания!
В: Хорошо, до свидания!
В: (читает) Эту посылку прислала Зима.
В: Ребята, как вы думаете, что могла прислать Зима? (ответы детей).
В: Здесь, на посылке написано, чтобы узнать, что в ней нужно руку в окошко просунуть, кто не боится первым это сделать? (дети по желанию опускают руку в коробку и говорят свои впечатления)
В: Что чувствуешь, какой предмет?
В: Ну что откроем и посмотрим, что же прислала нам Зима? …Это действительно снег!
В: Скажите, каким бывает снег? (белый, холодный, колючий, мокрый, рассыпчатый, легкий, хрустящий, блестящий, сверкающий и т. д.)
В: На что похож снег? (вата, мороженное, сахар и т. д.)
В: А из чего состоит снег? (ответы детей)
Основная часть:
В: Ребята, я приглашаю вас в снежную лабораторию (дети и воспитатель встают, надевают фартуки и проходят к столу, на котором расстелен мех)
В: Рассмотрите, из чего состоит снег? (воспитатель сыпет снег на мех)
В: А давайте возьмем инструмент, он называется лупа. Лупа – это увеличительное стекло, скажите. Что это? Повтори Андрюша, Ева …
В: Рассмотрите с помощью лупы еще раз, из чего же состоит снег? (из снежинок, крупинок)
Наблюдение1: дети рассматривают снег через лупу.
В: Вывод: Значит снег состоит из снежинок, а какие бывают снежинки? (красивые, большие)
В: Снежинка - это снежная звёздочка, у которой всегда шесть лучиков, они все разные и очень красивые, (воспитатель показывает на экране телевизора снежинки).
Худ. слово:
Снежинки-картинки, взгляни поскорей!
У каждой по шесть серебристых лучей,
И каждый зазубренный лучик –
Зимы заколдованный ключик.
В: А теперь нас ждет опыт (дети и воспитатель переходят к другому столу и садятся на стульчики). Перед вами стоит контейнер со снегом и деревянная палочка. Я предлагаю вам взять палочку и опустить ее в снег. Опыт 1: дети опускают палочку в снег и наблюдают.
Наблюдайте, как палочка входит в снег. Легко или трудно вам это сделать?
В: Значит, снег какой? (мягкий, рыхлый)
В: Да, ребята, мягкий снег, и мягкий снег правильно называть рыхлый.
В: Вывод: в контейнерах снег какой? (рыхлый)
В: Давайте повторим вместе… Лиза повтори, Платоша повтори…
В: Посмотрите, что произошло со снегом, пока мы с вами беседовали? (указывает на миску с растаявшим снегом)
В: Да, верно, снег начал таять, превращаясь в воду.
В: Почему он растаял? (потому что в группе тепло, в тепле снег растаял)
В: Точно. Сейчас приглашаю вас размяться… (дети встают в круг на физминутку)
Физминутка: СНЕЖОК
Раз, два, три, четыре, (загибают пальчики, начиная с большого).
Мы с тобой снежок слепили («лепят», меняя положение ладоней).
Круглый, крепкий, (показывают круг,
очень гладкий (сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую).
И совсем-совсем не сладкий (грозят пальчиком).
Раз – подбросим (смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок).
Два – поймаем (приседают, ловят воображаемый снежок).
Три – уроним (встают, роняют воображаемый снежок).
И…сломаем (топают).
В: Ребята, мы выяснили, что снег тает в помещении. А что будет, если эту воду поставить на мороз? Превратится она в снег? (нет)
В: А во что она превратится? (она превратится в лёд)
(Воспитатель достаёт вторую ёмкость, в которой лежат кубики льда. Обобщает ответы детей)
В: Правда, вчера мы вынесли воду на улицу, и на морозе она замёрзла и превратилась в лёд, мы уже знаем, что вода при низкой температуре замерзает.
В: Давайте, обследуем лёд. Погладьте его пальчиками, какой он? (лёд холодный, гладкий)
Наблюдение 2: дети обследуют лед руками.
В: Возьмите лёд в руки, кому неприятно – положите обратно на тарелочку. Какой лёд? (скользкий, мокрый, тает на ладошке…)
В: На что похож лёд? (на стекло, на леденцы)
В: Что же бывает ледяное? (сосулька, горка, дорожка)
В: А почему люди не вставляют лёд в окно вместо стекла? (он растает)
В: А давайте попробуем и в лед опустить палочку деревянную.
Опыт 2: дети опускают палочку в лед и наблюдают.
В: Что происходит? Легко воткнуть палочку или сложно? (палочкой нельзя проткнуть лёд)
В: Значит, какой лед? (твердый)
В: Чем отличается лёд от снега? (лёд прозрачный, а снег белый; лёд твёрдый, а снег рыхлый)
Итог:
В: Вот, о каких удивительных свойствах льда и снега мы сегодня узнали.
В: Ребята, а вы знаете, как и откуда появляется снег? (ответы детей)
В: Точные ответы мы получим в следующий раз в нашей лаборатории. А сейчас приглашаю покинуть лабораторию и снять фартуки… Спасибо, что помогли провести опыты в зимней лаборатории.
(поворачиваются, а на столе стаканы с кислородным коктейлем)
В: Ребята, Зима передала нам угощение, я даже не знаю, что это такое? На что похоже? … Рядом ложечки… (дети угощаются коктейлем)