Екатерина Курманова
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звуки [з]-[з’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в средней группе. Развитие речи. «Звуковая культура речи : звуки з и зь»
Цель. Упражнять детей в произношении изолированного звука з (в слогах, словах); учить произносить звук з твердо и мягко; различать слова со звуком з,зь.
Ход занятия
Воспитатель:
Темочки:
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
- Дети, давайте вспомним струящуюся песенку воды, вытекающей из крана. Эту песенку дети исполняют все вместе и индивидуально каждый.
Воспитатель:
- Дети,Слушайте сейчас, особенно внимательно. Произносит звуки з (з-з-з-з) и с (с-с-с-с).
- Что вы слышите? Вы смогли услышать две похожие песенки, два звука, которые легко спутать. При их произношении язык прижимается к нижним зубам. Проверим? Звуки произносятся, похоже, только звук з получается звонким.
З-з-з-з - это песенка звонкая и очень хорошо получается у комариков. Летом в вечернее время з-з-з-з слышится справа, слева, сзади, над головой.
Воспитатель предлагает детям поиграть. Все занимают места на ковре. Одна команда детей изображает комаров, которые поют то тихо, то громко, а остальные дети отмахиваются, отгоняют комаров. Затем дети меняются ролями.
Путем индивидуального исполнения комариной песни, выбирается лучший певец – комар солист.
Воспитатель:
- В комариной школе учатся малыши-комарыши. Можно сказать иначе. Вы – ребята, а они?
Дети:
- Комарята.
Воспитатель:
- Молодцы. Давайте дальше. Вы ребятишки, а они?
Дети:
- Комаришки.
Воспитатель:
- Правильно. Еще мы умеем петь сложные песенки:
За-за-за, зя-зя-зя – потерял я ферзя. Кто что потерял? Ферзь – это шахматная фигура. Значит, это шахматист потерял ферзя. Давайте, ребята, повторим эту песенку вместе.
Следующая песенка:
Зя-зя-зя, за-за-за – прилетела стрекоза.
Дети вместе с воспитателем повторяют слова песенки.
Воспитатель:
- Зю-зю-зю, зу-зу-зу – не дразните вы козу. Давайте повторим все вместе. Скажите, ребята, почему не стоит дразнить это животное?
Дети:
- У козы есть рога. Может забодать.
Воспитатель:
- Все правильно. Молодцы. Послушайте, пожалуйста, стихотворение А. Прокофьева «На зеленой лужайке» :
На зеленой лужайке
Заиграли балалайки,
Загудела дудочка,
Дудочка - погудочка.
Дети, послушайте еще раз и назовите слова со звуками з, зь. В этом стихотворении три слова начинаются с этого звука.
Дети:
- Загудела, заиграла, зеленой.
Воспитатель:
- Все правильно. Замечательно. Давайте поиграем. Я буду медленно произносить слова, как только вы услышите слово, начинающееся со звука з, хлопните в ладоши. Звонок, кролик, зонт, карандаш, зеркало, бумага, ластик, чашка, звери.
Воспитатель поправляет детей, которые допускают ошибки. Еще раз повторяют и произносят слова, которые вызвали затруднение.
Игра «Расставь картинки». «У каждого ребенка по 2–3 картинки, в названии которых есть звуки з и зь, и по одной картинке, в названии которой нет этих звуков. На фланелеграфе изображения большого и маленького комариков (можно условные изображения). Воспитатель предлагает детям разделить картинки на две группы : карточки, в названии которых есть звук з, поставить рядом с большим комариком, карточки, в названии которых есть звук зь, расположить рядом с маленьким комариком. Воспитатель вместе с детьми проверяет правильность выполнения задания.
Игра «Назови слова со звуками з и зь». Дети называют слова, а воспитатель раскладывает фишки на две группы : кладет фишку рядом с большим комаром, когда ребята называют слово со звуком з, и рядом с маленьким комариком – когда они произносят слово со звуком зъ. Потом фишки складываются в корзинку.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята! Надеюсь, вам понравилось наше занятие и мы продолжим играть в следующий раз.