Мадаминова Гульнара
Конспект занятия в средней группе по исследовательской деятельности «Путешествие в космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область «Познание»
Цели :Формирование у детей представлений о космосе.
Задачи:
Образовательные задачи: Формировать знания детей о первом космонавте Ю. А. Гагарине, закрепить знание геометрических фигур. Дать детям представления о солнце и о луне.
Развивающие задачи: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности. Совершенствовать уровень накопительных практических навыков: проводить опыты совместно с педагогом.
Публикация «Конспект занятия в средней группе по исследовательской деятельности „Путешествие в космос“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
Воспитательные задачи: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение работать в команде.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций про космос. Разучивание пальчиковой гимнастики «В космос улетим». Чтение художественной литературы: «Первый в космосе» В. Баруздина, Е. Снегирева «Планета Земля», «Сказка о солнечном лучике» Т. И. Попова, энциклопедии «Моя планета». Дидактические игры: «Космос», «Разрезные картинки», «Подбери скафандр по размеру». Аппликация на тему «Ракета». Строительство ракет из кубиков.
Словарь: космос, планеты, ракета, луна, скафандр, иллюминатор.
Демонстрационный материал: Портрет Юрия Гагарина, изображение собак Белки и Стрелки. Материалы для опытов.
Раздаточный материал: Шарики «метеориты», ободки с изображением земли и луны.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним замечательное стихотворение где есть слово «здравствуй».
Дети: Я здороваюсь везде, дома и на улице,
Даже здравствуй говорю я соседской курице
Здравствуй солнце золотое, здравствуй небо голубое
Здравствуй вольный ветерок
Здравствуй маленький дубок
Здравствуй утро, здравствуй день
Нам здороваться не лень.
Воспитатель: Ребята, а что у вас в стихотворение золотое?
Дети: Солнце
Воспитатель: А где живет солнце?
Дети: На небе
Воспитатель: Правильно на небе. А что еще можно увидеть на небе?
Дети: Луну, звезды.
Воспитатель: Да, действительно, люди давно смотрят в небо и видят разное. Днём мы видим – солнце и тучи, а ночью звёзды и луну. А как еще можно назвать место, где живут солнце, луна и звезды?
Дети: Космос.
Воспитатель: Давайте сядем рядышком и побеседуем о космосе. С давних времен люди смотрели на небо и мечтали полететь в космос. Людям было всё в небе интересно и непонятно, но вот на чём и как полететь в космос они не знали. И тогда ученые придумали летательный аппарат- ракету. Как вы думаете, ракета летит быстро или медленно?
Дети: Быстро.
Воспитатель: Правильно, быстро. Хотите покажу, как быстро летит ракета? Представьте себе, что шарик это ракета. Шарик наш большой, надутый. А что внутри шарика?
Дети: Воздух
Воспитатель: Сейчас я отпущу шарик. И что, мы видим, наш шарик полетел, он летел пока в нем был воздух. Теперь он стал маленьким. Почему?
Опыт «Ракета из воздушного шарика».
3 м лески продеты через соломинку для коктейлей. На расстоянии 3 м к потолку привязана конец лески. К соломинке с помощью скотча прикреплен надутый воздушный шарик. Отверстие шарика закрыто прищепкой. Открываем отверстие у шарика. Соломинка с прикрепленным к ней шариком скользит по натянутой леске при выходе всего воздуха из шарика.
Дети: Он сдулся, потому что воздух вышел.
Воспитатель: Настоящую ракету двигает не воздух, а топливо-горючее. И вот, когда ракета была построена, люди не знали, как на ней лететь и хорошо ли человеку будет в ней. И тогда решили они послать в космос своих верных друзей. А именно двух собачек. Взгляните на эту картинку. (Показ) Их зовут Белка и Стрелка. Они пробыли в космосе всего один день и удачно вернулись на землю. А потом в космос полетел такой же человек, как и мы. Как звали этого человека?
Дети: Юрий Гагарин
Воспитатель: Правильно. Много лет назад гражданин России Юрий Гагарин полетел в космос (Показ портрета Юрия Гагарина).
Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы стать космонавтами и полететь в космос? На чем мы полетим? (Ответы детей).
Воспитатель: Вот у нас тут уже есть волшебная ракета, на ней и полетим. Ребята, если мы с вами космонавты, можно лететь в этой одежде? Как называется одежда космонавтов?
Дети: Скафандр
Воспитатель: Нам, как и настоящим космонавтам, необходимо надеть скафандры. Скафандры очень тяжелые. Берем одну штанину - надеваем, затем вторую. Проталкиваем руку в один рукав, затем во второй, застегиваем молнию. (Вжик) Берем шлем, надеваем его на голову. (Шик-шик) Космонавты готовы! Вы что надели? Что надел Артемий? (хоровой и индивидуальные ответы)
Чтобы найти свое место в ракете, я вам дам по геометрической фигуре. Они одинаковые? Чем отличаются? (ответы детей по цвету, по форме) А теперь проходите на нашу ракету. У кого фигура круг садитесь на стульчик с кругом. У кого фигура квадрат садитесь на стульчик с квадратом. И у кого фигура треугольник садитесь на стульчик с треугольником.
(садятся «ракету», «пристегивают ремни» и говорят хором следующие слова)
Начинаем обратный отсчё т: Три, два, один –Пуск! (Звучит музыка запуск ракеты).
Воспитатель: Наша ракета набрала высоту и оказалась в открытом космосе. Земля уже от нас далеко. Ребята, а кто знает, как называется окно в ракете?
Дети: Иллюминатор.
Воспитатель: Посмотрите в иллюминатор, что вы видите (Открывается панно с изображением картинок о космосе,
(ответы детей).
Воспитатель: Мы с вами прилетели в космос. Хотите выйти в открытый космос? Выходите из ракеты. Когда человек оказывается в космосе, его тело становится легким, как перышко и люди как будто летают- это состояние называется невесомость. Мы с вами уже в космосе и стали очень легкие, можем летать, делаем все медленно. Кружимся, не торопимся. Влево, вверх, вверх поднялись, вниз опустились. (под космическую музыку выполняем движения).
Воспитатель: Куда мы прилетели? Что вы видите на картинке?
На столе глобус, рядом ночник «Солнце». Шар желтый и макет земли.
Дети: Солнце.
Воспитатель: Давайте посмотрим на наше солнышко. Это -огромный светящийся огненный шар. Солнце излучает свет и тепло подобно электрической лампочке (включаю электрическую лампу). Ребята, как вы думаете, солнце маленькое? Если сравнить по размеру солнце и землю, то солнце большое, а земля маленькая. Нужно беречь и любить нашу планету.
Воспитатель: Ребята, что хорошего в солнце? (ТРИЗ)
( Ответы детей: оно ласковое, теплое, от него светло. Солнце своими теплыми лучами греет нашу планету.
Воспитатель: А что плохого может быть в солнце?
Ответы детей: Солнце очень и очень горячее. Если приблизиться к нему близко – то можно сгореть вместе с ракетой.
Выходит, в солнце есть что-то хорошее и что-то плохое.
Воспитатель: Вы, бы хотели остаться жить на солнце? (ответы детей)
Полетели дальше, ой куда же мы прилетели. Здесь вам нужно отгадать загадку
Освещает ночью путь, звездам не дает уснуть, пусть все спят, ей не до сна. В небе светит нам (луна) (панно с изображением луны, стол с лотком муки,глобус и приготовленная модель Луны.
Посмотрите, на небольшой шарик около земли -это луна. Луна намного меньше земли и в космосе она выглядит тоже как шар. Луна всегда рядом с землей. Вот как маленький ребенок ходит всегда за мамой, так и Луна словно малыш ходит вокруг Земли. Земля не разрешает луне отдалиться от себя. Давайте посмотрим, как это происходит.
Опыт: демонстрация движение Луны вокруг Земли.
Описание: Глобус с прикрепленным макетом луны, которая вращается вокруг глобуса.
Воспитатель: За это луну прозвали спутником Земли. Скажем все вместе слово «спутник», теперь. (Выборочно) Поверхность луны неровная. Вот у меня есть шарик, потрогайте. Видите она не гладкая. Поверхность луны тоже неровная, на ней есть ямы. Они появились в результате падения камней
Давайте попробуем посмотреть, как это происходит. Я вам дам по камешку, а вы бросайте их на поверхность луны. А теперь уберем камни. Что вы видите на поверхности луны?
Дети: Ямы.
Опыт: «Сделай кратер». (лоток мукой и шарики).
Описание: Дети с высоты своего роста бросают «камни» в емкость с "лунной пылью”. От падения камней- метеоритов образуются ямки.
Воспитатель: Ребята, мы же с вами играли в игру «земля и луна». Давайте поиграем. Вставайте парами и договоритесь, кто из вас будет земля, а кто Луна.
Подвижная игра: Дети делятся на пары. Один ребенок выступает в качестве модели Луны, другой – Земли. Они демонстрируют движение Луны вокруг Земли. При этом ребенок, изображающий Землю тоже движется вокруг своей оси.
Воспитатель: На Луне нет воздуха, воды. А еще на луне днем очень-очень жарко, а ночью очень-очень холодно. Вы бы хотели остаться жить на луне?
Дети: Нет
Воспитатель: А где бы вы хотели жить (ответы детей)
Воспитатель: Почему люди, растения и животные могут жить на Земле?
Дети: Потому, что она не слишком горячая и не слишком холодная.
Воспитатель: Да, ребята, мы живем с вами на замечательной и красивой планете. На Земле есть вода для питья и воздух для дыхания.
Пора космонавтам возвращаться на родную Землю. Занимайте свои места на ракете, пристегните ремни, мы отправляемся в путь!
Воспитатель: Начинаем обратный отсчет
Дети: Три, два, один –Пуск! Звучит музыка запуск ракеты.
Итог:
Воспитатель: За чудесами мы стремимся,
Но нет чудесней ничего,
Чем полетать и возвратиться
Под крышу дома своего!
Ребята пока мы летим, я бы хотела вас спросить
вам понравилось наше путешествие?
А кем вы были во время нашего путешествия?
А кто помнит, как звали первого человека, полетевшего в космос?
Как звали собачек, которые были в космосе?
Как называется одежда космонавта?
А как называют луну?
Молодцы, ребята, вы очень внимательно слушали мой рассказ, все запомнили. Вот мы и дома, можно расстегнуть ремни. Выходите из ракеты. Давайте наш альбом с портретом первого космонавта положим в книжный уголок, а макет луны положим в наш космический музей.