наталья гольцова
Конспект занятия в средней группе «Орел в Орле»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в средней группе «Орёл в Орле»
Цель: уточнить, расширить и систематизировать представления детей о перелетных и зимующих птицах, познакомить с историей образования города Орла.
Задачи:
Образовательные: познакомить с историей образования города Орла, его символом; побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом.
Темочки:
Развивающие: закреплять знания детей о птицах, умение их различать, группировать, описывать внешний облик, их особенности, поведение; закреплять навык употребления сложноподчиненных предложений с предлогом «потому что»; активизировать употребление в речи прилагательных, глаголов; развивать наблюдательность, зрительное восприятие, умение делать выводы, память, мелкую моторику.
Воспитательные: воспитывать в детях бережное отношение к птицам, природе; прививать любовь и бережное отношение к родному городу, его истории.
Оборудование и материалы: карточки с изображением птиц, слайды (история образования г. Орла, символика); проектор, экран; ватман с наброском птицы, гуашь коричневого, черного, охры жёлтой цветов, разведённая в тарелочках, влажные салфетки.
Предварительная работа: беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.
Ход непосредственно - образовательной деятельности
1. Беседа о зимующих и перелетных птицах.
- Ребята, вы знаете, что птицы делятся не зимующих и перелетных, летающих и нелетающих, диких и домашних. Почему их так разделяют? (зимующие – зимуют с нами, перелетные – улетают в теплые края, дикие – живут в природе, домашние с человеком.)
- Почему от нас улетают перелетные птицы? Правильно, осенью исчезают насекомые, те птицы, которые едят насекомых, называются насекомоядные, они первыми покидают наши края и улетают в теплые (трясогузки, дрозды и скворцы). Позднее замерзают водоёмы, к югу направляются водоплавающие (дикие гуси, утки и лебеди).
- Внешний вид птиц бывает очень разнообразным, они различаются по размерам, по окраске оперенья, по местам гнездования. Но у них много и общего: все птицы несут яйца, откладывая их в гнезда. У всех птиц есть перья и крылья. Но правда не все умеют летать (пингвины и страусы). А также птицы предпочитают разный корм. Чем люди подкармливают птиц?
2. Д/И «Назови лишнюю птицу»
А) (На доске выставлены картинки с изображением птиц: ласточка, ворона, соловей, снегирь, курица)
- Какая птица лишняя? Почему?
- Почему остальных птиц называют дикими?
- Какую пользу приносят дикие птицы?
Б) - Закройте глаза (педагог картинки с птицами переставляет местами, вместо курицы ставит орла)
- Какая птица лишняя? Почему?
3. Д/И “Продолжи предложение, найди причину”
(Педагог читает предложения, дети заканчивают их)
- Весной птицы строят гнезда, потому что…
- Осенью птицы улетают на юг, потому что….
- У цапли длинные ноги, потому что…
- Все люди любят слушать соловья, потому что…
- Кукушка подкидывает яйца в другие гнезда, потому что…
- У орла большое гнездо, потому что …
4. Чтение отрывка из стихотворения Ольги Соколовой
«Мой край»
Орел – ты птица боевая,
Орел – ты гордая скала.
Ты прилетел с другого края,
Где есть и горы, и моря.
Ты основал наш город славный,
Для горожан ты самый главный.
- Как вы думаете, чему посвящено это стихотворение? Молодцы, ребята, это отрывок из стихотворения «Мой край». Его написала Ольга Соколова. Вам понравилось это стихотворение?
- У каждого человека есть малая родина, город или село где он родился и вырос. Когда говорят «москвич», значит, этот человек живет… (в Москве). Подскажите, как можно назвать нас, жителей города Орла? (Орловцами! Орловчанами)
5. История образования города Орла
(Показ слайдов)
- Нашему городу в этом году исполняется 450 лет. Давным-давно на Руси царствовал государь Иван IV Грозный (слайд Иван Грозный). Его так прозвали в народе, потому что он был очень строгим и подозрительным в отличие от других царей. Русь тогда воевала с крымскими татарами и несла большие потери людей, продовольствия, были разорены многие города. Татары захватывали добычу, уводили пленников (слайд «Нашествие татар»). Наконец царь решил защитить южные границы России от вражеских полчищ. Был издан указ о постройке города для защиты. Итак, в1566 году началось строительство нашего города (слайд город-крепость). Когда указ был принят, то на строительство города прибыли люди из других городов. Все молодые, здоровые, крепкие. Слабым здесь делать нечего! Работа закипела. Рубили лес, громко стучали топоры, молотки, звенели пилы.
- Какое название имеет наш город? (Орёл)
- А кто ещё носит такое название? (слайд орёл- птица)
- Какими качествами обладает эта птица? (Гордая, красивая, большая, зоркая)
- Да, наверное, и строители нашего города хотели, чтобы он стал гордым, неприступным для врагов, и красивым. Существует одна легенда, почему наш город так называется. По преданию, когда стали рубить дуб, росший на берегу, с вершины дерева слетел орёл. «А вот и хозяин», сказал один из мужиков. Орёл улетел, а имя своё оставил городу, рождённому для защиты южных границ Русского государства от набегов крымских татар. Шло время, город менялся и вначале прошлого столетия выглядел так (слайды «старого» Орла). А вот таким знаете город вы (слайды с видом современного города Орла). Но, по-прежнему, образ этой гордой птицы охраняет наш город. Вот как выглядит символ нашего города (слайды с птицей на ЖД вокзале). Эта фигура орла установлена на площади ЖД – вокзала.
- Ребята, давайте вместе изобразим эту красивую птицу на большом листе. Помогут вам ваши ладошки и пальцы.
6. Пальчиковая гимнастика «Эти пальчики гуляют…»
Эти пальчики гуляют,
Эти что-то собирают,
Эти любят поболтать,
Эти любят подремать,
А большой с мизинцем-братцем
Любят чисто умываться.
7. Рисование символа города- птицы орёл.
(На заготовке размечен контур птицы, есть голова, туловище нужно
нарисовать ладошками крылья, пальцами – глаза и лапы)
- Здесь уже отмечена голова птицы с острым клювом. Голова у орла повёрнута в сторону, не хватает чего – зоркого? (Глаза). (Рисует один ребенок глаз). Что самое могучее у птицы? (крылья). Крылья рисуем ладошками. (Дети по очереди опускают ладошки в краску и при помощи воспитателя формируют крылья). Чего не хватает? (Не нарисовали лапы) Лапы мы нарисуем пальчиками (Ребёнок рисует пальчиком лапы по контуру и прорисовывает когти).
- Посмотрите, какая величественная птица появилась перед нами, как зорко она смотрит вокруг, как мощно она расправила свои крылья.
8. Подведение итогов
- Дети, расскажите, что нового вы сегодня узнали? (Ответы детей)
- Зачем построили город- крепость?
- Какая птица является символом нашего города? Почему?
- Почему нужно беречь птиц? Как можно им помочь в холодное время года?