Светлана Коротич
Конспект занятия в средней группе «Гном-Берегоша плохому не научит!»
Занятие по энергосбережению в средней группе
Тема «Гном – Берегоша, плохому не научит»
Образовательная область: Ребенок и природа
Программные задачи: систематизировать представления детей об источниках тепла в доме; формировать потребность в бережном отношении к теплу; содействовать развитию познавательной практической деятельности творческого мышления, речевой активности; воспитывать бережливость.
Публикация «Конспект занятия в средней группе „Гном-Берегоша плохому не научит!“» размещена в разделах
Материал и оборудования: игрушка гнома демонстрационные картинки (солнце, огонь, печь, батарея)картинки-модели условных обозначений понятий «Что согревает человека?», «Что сохраняет тепло?». Познавательные беседы «Что такое тепло?», «Обогревательные приборы», загадывание загадок об источниках тепла.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня необычный гость. Знакомьтесь, Гном–Берегоша.
Гномик : Я не просто гномик,
Я – Гномик- Берегоша,
Я ужасно скромный,
Я очень экономный.
Немножечко болтливый,
Но очень бережливый.
Гном-Берегоша пришёл познакомить нас тайнами тепла и предлагает, отправится в небольшое путешествие, и узнать, где оно живёт. Вы согласны? Тогда в путь
Первая остановка. Ребята, давайте попробуем догадаться, что спрятано в этой картинке. Слушайте загадку.
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в конце,
И зовут тебя все … (солнце)
Солнце обогревает весь мир. Это главный источник тепла. Но солнечного тепла нам не хватает, особенно зимой.
- Чтобы защититься от холода, люди что делают? (шьют одежду, строят дома)
- Можно ли получить тепло от одежды? (ответы)
Воспитатель: Представьте, что вы вышли на улицу в большой мороз, вы сняли варежки. Руки стали замерзать. Вы снова одели варежки. Руки потеплели.
- Но, почему? Ведь варежки на морозе тоже стали холодными. Значит, не варежки согрели ваши руки, а вы теплом своих рук согрели их. Таким образом, вся наша одежда и обувь сами греть не могут. Они лишь удерживают тепло.
Идем дальше.
Остановка. Попробуем угадать, что спрятано в этой картинке.
Что, дотронувшись едва,
Превращает в дым дрова. (огонь)
Очень давно-давно люди могли обогреваться только теплом от разожжённого костра. Сгорел костёр и тепла нет. Поэтому огонь в костре поддерживать приходилось круглосуточно.
Идём дальше.
Остановка.
Послушайте загадку и попробуйте угадать, что спрятано в этой картинке.
Лето придет – не глядят на неё
Зима настанет - обнимают её. (печь)
Прошло время и люди научились строить печи. Печь протопишь, она долго сохраняет тепло, в ней и еду готовили.
- Где сегодня можно увидеть печь?
Дети: в деревне.
Но время шло и люди придумали другие обогревательные приборы, которые являются нашими помощниками.
Послушайте эту загадку и попробуйте угадать, что спрятано в этой картинке.
В нашем доме под окошком
Приросла к стене гармошка,
Не беда, что не играет –
Всю квартиру согревает. (батарея)
В городе квартиры, больницы, школы, детские сады обогревают батареи. Наш детский сад тоже обогревают батареи.
- Почему батареи теплые?
На больших котельных при помощи топлива нагревают воду и пускают её по трубам, проложенным под землёй. А из этих труб горячая вода попадает в батареи. Батареи горячие – у нас тепло. Тепло нужно беречь. Так как для его получения нужно сжечь много дров, угля, газа – природных богатств, которые стоят дорого, их надо экономить.
- В какую пору года тепло для нас особенно необходимо?
Дети: Зимой
А вот о том, как подготовить дом к зиме, чтобы холод не проникал, а тепло не убегало из дома, я прочитаю вам сказку.
«Жил-был Колобок в большом красивом домике. И вот пришла поздняя осень. Стало ему в домике холодно. Решил он узнать, что надо делать, чтобы было тепло. Катится Колобок по осеннему лесу, навстречу ему Белка.
- Белка-белочка, что ты делаешь?
- Готовлюсь к зиме, утепляю свой домик.
- А как утепляешь?
- Закрываю все щели мхом.
Покатился Колобок дальше, навстречу ему Ёж.
- Ёжик, ты к зиме готовишься, как свой дом утепляешь?
- Форточку и окошки закрываю и заклеиваю.
Покатился Колобок дальше, навстречу ему Медведь.
- Михаил Иванович, как ты готов встретить зиму?
- Я спать буду в берлоге.
- А она у тебя тёплая?
- Конечно тёплая, главное вход в неё хорошо закрыть и утеплить, а окошек в моём доме нет.
Покатился Колобок домой и начел утеплять свой дом, как посоветовали ему лесные звери.»
- Почему Колобок ушёл из дома?
- Как утепляла дом Белочка, Ёжик, Медведь.
- Что решил Колобок?
- Что надо сделать, чтобы тепло из дома не ушло?
(закрывать двери, заклеивать рамы на окнах, закрывать форточки, заменить стекло, если разбилось)
Ребята, вот наш гость Гном-Берегоша удивляется, что Колобок не побоялся холода и отправился в лес.
Воспитатель: А вы, ребята, в холодное время года, ходите на прогулки?
Дети: Да
- А что надо делать, чтобы не замёрзнуть?
Дети: надо тепло одеваться и много двигаться
Давайте покажем, Гному- Берегоше как мы согреваемся, когда холодно.
Игра «Согреемся вместе» (если замёрзли щёчки – потрём, ушки – пощиплем, ручки – похлопаем, ножки - потопаем)
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг и скажите, куда может пробраться холод в нашей группе?
Дети: В открытую фрамугу, через дверь, через балкон, окно, разбитое стекло
- Когда надо начинать утеплять свой дом?
Дети: осенью
Воспитатель: Как спасти дом от холода?
Дети: надо закрывать двери, заклеивать рамы на окнах, закрывать форточки
Теперь вы знаете правила экономии тепла.
Чтоб в тепле жить нам весело и дружно,
Бережливыми быть нужно!
Молодцы ребята, на этом наше занятие закончено. спасибо вам.