Приложение МААМ

«Ознакомление с малыми фольклорными формами». Конспект занятия по развитию речи в средней группе

Темирханова Элина
«Ознакомление с малыми фольклорными формами». Конспект занятия по развитию речи в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Ознакомление с малыми фольклорными формами»

Цель: Познакомить детей с устным народным творчеством: загадками, скороговорками, чистоговорками, колыбельными песнями.

Задачи:

Познакомить с жанром загадки,

Формировать умение отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении.

• Придумывать небольшие загадки;

Темочки:

Познакомить с жанром скороговорки, его назначением;

Формировать умение чётко произносить скороговорки;

• Объяснить назначение и особенности колыбельных.

• Воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Материалы: Кукла, коробка с игрушками (заяц, мышка, котик, поросенок, слон, мишка, собачка, карточки с изображением шишки, сушки, мишки, мяч.

Ход занятия:

Организационный момент: Воспитатель предлагает детям поприветствовать друг друга при помощи мяча. Дети передают мяч по кругу и произносят слова:

Покатился, покатился мячик по дорожке,

Прыг –скок, прыг-скок к ребятам в ладошки.

«С добрым утром, Егор!»

Егор берет мяч и передает его своему соседу, приветствует его по имени. И так далее по кругу.

Воспитатель показывает Куклу, которая держит в руках посылку.

Воспитатель: Кукла Маша принесла посылку, но на ней ничего не написано. Как можно узнать, что здесь лежит?

Дети: Угадать, открыть, потрогать, достать из коробки.

Воспитатель: Ещё можно загадать загадку, о том, что лежит в посылке, т. е. спросить о чём-то, рассказать, какой это предмет, но не называть его.

Воспитатель: Ребята, попробуйте отгадайте загадки.

Маленький рост,

Длинный хвост,

Серенькая шубка,

Остренькие зубки. (Мышка)

Дети отгадывают, воспитатель показывает игрушку.

Воспитатель: Что есть у мышки, о чём говорилось в загадке?

Дети: У нее серенькая шубка, длинный хвост, остренькие зубки и она маленькая.

Воспитатель: Все верно! Молодцы! Слушайте следующую загадку.

Этот зверь живет лишь дома,

С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спица.

Он мурлычет, песнь поет.

Только мышь его боится…

Угадали? Это… (кот).

Дети отгадывают, воспитатель показывает игрушку.

Воспитатель: Как вы поняли, что это кот?

Дети: Коты мурлыкают, у них усы, как спица, их боятся мыши.

Воспитатель: Правильно! Продолжаем дальше.

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку (заяц).

Дети отгадывают, воспитатель показывает игрушку.

Воспитатель: Что есть у зайца, о чём вы услышали в загадке?

Дети: У зайцев длинные ушки, они очень хорошо прыгают и еще любят морковку.

Воспитатель: Какие вы молодцы! А теперь следующая загадка.

Толстовата, неуклюжа,

Любит грязь и любит лужи.

Любит спать и любит хрюкать,

Пятачком в грязи похлюпать (свинья).

Дети отгадывают, воспитатель показывает игрушку.

Воспитатель: Как вы поняли, что это свинья?

Дети: Свинья хрюкает, любит грязь и лужи, у нее есть пятачок.

Рассмотрев вместе с детьми игрушки, воспитатель обобщает:

Воспитатель: Загадка - это такой короткий рассказ, в котором сам предмет не называется, а только описывается.

Воспитатель: Ребята, а давайте попробуем сочинить загадку сами.

Достает из коробки мишку и собачку. Дети с помощью воспитателя придумывают загадку о животных.

«Его можно увидеть в цирке, у него длинный хобот» (слон).

«Он большой и косолапый, очень любит мед и малину» (мишка).

«Она сидит на цепи, сторожит дом» (собачка).

Физкультминутка «Звериная зарядка» :

Раз — прыжок, два — присядка.

Это заячья зарядка.

А лисята как проснутся, (кулачками потереть глаза)

Любят долго потянуться, (потянуться)

Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)

А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)

И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)

Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ноги на ширине плеч)

Широко расставив лапы,

То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)

Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)

А кому зарядки мало — начинает все сначала.

Воспитатель показывает картинки и предлагает детям послушать, правильно ли они произносят слова «шишка», «сушка», «шапка».

Воспитатель: Чтобы правильно произносить, все звуки и слова нам нужны «чистоговорки» и «скороговорки». Ребята, давайте все вместе попробуем проговорить чистоговорки сначала тихо, потом громче, медленно, быстрее.

Су - су - су - су - тихо зимой в лесу.

Са - са - са - са - укусила в нос оса.

Са-са-са - в лесу бегает лиса.

Со-со-со - у Сони колесо.

Су-су-су - ягоды в лесу.

Су-су-су - в лесу видели лису.

Су-су-су - было холодно в лесу.

Ша-ша-ша - наша Маша хороша.

Ша-ша-ша - выходи из камыша.

Шо-шо-шо - Паша пишет хорошо.

Шу-шу-шу - я письмо пишу.

Воспитатель: А сейчас проговорим скороговорки медленно, затем немного быстрее.

Саше дали кашу,

А Клаше - простоквашу.

Хороши у бабушки

Пышки и оладушки.

В шалаше шуршали мышки,

Шелушили мышки шишки.

В летнем душе две лягушки

Лягушатам моют ушки.

Сшил мишутка шубки мышкам,

Чтоб не зябли мышки слишком.

Воспитатель: Чистоговорки и скороговорки - помогают детям научится правильно говорить, читать стихи, петь песенки.

Воспитатель: А сейчас послушайте короткую песенку (поёт колыбельную).

Люли, люли, люленьки, прилетели гуленьки.

Сели на скамеечку попросили леечку.

Поливали огород там смородина растет,

Стали гули ворковать мою деточку качать.

Баю,баю, баю- бай, поскорее засыпай.

Воспитатель: Что это за песенка? Для чего они нужны? Пели ли вам колыбельные? Какие колыбельные вы знаете? Громкие или тихие колыбельные песни? Быстрые или медленные? Почему?

Воспитатель: (берет куклу на руки)Давайте покачаем куклу и споем ей колыбельную песенку.

Дети качают куклу передавая друг другу, напевая колыбельную.

Баю, баю, баюшки,

Спать ложатся, заюшки,

На ромашках спят шмели,

Лягушата спать легли.

В тёмном поле у реки,

Спят ежата - колобки.

Влезла белочка в дупло,

Спать ей тихо и тепло

Баю, баюшки, баю,

Да кому же я пою,

Рыбка спать ушла на дно,

Детка спит уже давно.

Подведение итогов, рефлексия.

Воспитатель: Давайте, вспомним, что мы делали сегодня с вами? Что вам больше всего понравилось?

Дети: Загадывали и отгадывали загадки, проговаривали скороговорки и чистоговорки, пели колыбельные песни.

Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы сегодня отгадывали загадки, придумывали новые загадки, а еще понравилось, как вы пели колыбельные песенки. Молодцы, ребята

Публикации по теме:

Формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного посредством ознакомления с малыми фольклорными формамиФормирование социокультурных ценностей у детей дошкольного посредством ознакомления с малыми фольклорными формами Формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста через ознакомление с малыми фольклорными формами, в том числе со сказками.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи, ознакомление с окружающим миром «Дикие животные»Конспект интегрированного занятия по развитию речи, ознакомление с окружающим миром «Дикие животные» Конспект интегрированного занятия по развитию речи, ознакомление с окружающим миром, художественной литературе в разновозрастной группе.

Конспект НОД во второй младшей группе по теме: «Ознакомление с малыми фольклорными формами»Конспект НОД во второй младшей группе по теме: «Ознакомление с малыми фольклорными формами» Конспект НОД во второй младшей группе по теме: "Ознакомление с малыми фольклорными формами". Задачи: -уточнять представления детей о загадках;.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи, звук [р]» Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Звуковая культура речи, звук «Р»». Цель: Упражнять детей в чётком и правильном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Ознакомление с малыми фольклорными формами». Конспект занятия по развитию речи в средней группе
Опубликовано: 7 декабря 2024 в 10:37
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Ознакомление с малыми фольклорными формами». Конспект занятия по развитию речи в средней группе» (включая файлы) размещена пользователем Темирханова Элина (УИ 3096354) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 января 2025 пятница
Зайка в гости к нам пришел!
Образовательные технологии в ДОУ
Праздник мороженого!
Сказочный мир Щелкунчика
25 января 2025 суббота
Празднуем Татьянин день!
День наоборот, задом наперед или шиворот-навыворот
Рассматриваем картины И.И. Шишкина



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД