Темирханова Элина
«Ознакомление с малыми фольклорными формами». Конспект занятия по развитию речи в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Ознакомление с малыми фольклорными формами»
Цель: Познакомить детей с устным народным творчеством: загадками, скороговорками, чистоговорками, колыбельными песнями.
Задачи:
• Познакомить с жанром загадки,
• Формировать умение отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении.
• Придумывать небольшие загадки;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Средняя группа
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• Познакомить с жанром скороговорки, его назначением;
• Формировать умение чётко произносить скороговорки;
• Объяснить назначение и особенности колыбельных.
• Воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Материалы: Кукла, коробка с игрушками (заяц, мышка, котик, поросенок, слон, мишка, собачка, карточки с изображением шишки, сушки, мишки, мяч.
Ход занятия:
Организационный момент: Воспитатель предлагает детям поприветствовать друг друга при помощи мяча. Дети передают мяч по кругу и произносят слова:
Покатился, покатился мячик по дорожке,
Прыг –скок, прыг-скок к ребятам в ладошки.
«С добрым утром, Егор!»
Егор берет мяч и передает его своему соседу, приветствует его по имени. И так далее по кругу.
Воспитатель показывает Куклу, которая держит в руках посылку.
Воспитатель: Кукла Маша принесла посылку, но на ней ничего не написано. Как можно узнать, что здесь лежит?
Дети: Угадать, открыть, потрогать, достать из коробки.
Воспитатель: Ещё можно загадать загадку, о том, что лежит в посылке, т. е. спросить о чём-то, рассказать, какой это предмет, но не называть его.
Воспитатель: Ребята, попробуйте отгадайте загадки.
Маленький рост,
Длинный хвост,
Серенькая шубка,
Остренькие зубки. (Мышка)
Дети отгадывают, воспитатель показывает игрушку.
Воспитатель: Что есть у мышки, о чём говорилось в загадке?
Дети: У нее серенькая шубка, длинный хвост, остренькие зубки и она маленькая.
Воспитатель: Все верно! Молодцы! Слушайте следующую загадку.
Этот зверь живет лишь дома,
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спица.
Он мурлычет, песнь поет.
Только мышь его боится…
Угадали? Это… (кот).
Дети отгадывают, воспитатель показывает игрушку.
Воспитатель: Как вы поняли, что это кот?
Дети: Коты мурлыкают, у них усы, как спица, их боятся мыши.
Воспитатель: Правильно! Продолжаем дальше.
Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку (заяц).
Дети отгадывают, воспитатель показывает игрушку.
Воспитатель: Что есть у зайца, о чём вы услышали в загадке?
Дети: У зайцев длинные ушки, они очень хорошо прыгают и еще любят морковку.
Воспитатель: Какие вы молодцы! А теперь следующая загадка.
Толстовата, неуклюжа,
Любит грязь и любит лужи.
Любит спать и любит хрюкать,
Пятачком в грязи похлюпать (свинья).
Дети отгадывают, воспитатель показывает игрушку.
Воспитатель: Как вы поняли, что это свинья?
Дети: Свинья хрюкает, любит грязь и лужи, у нее есть пятачок.
Рассмотрев вместе с детьми игрушки, воспитатель обобщает:
Воспитатель: Загадка - это такой короткий рассказ, в котором сам предмет не называется, а только описывается.
Воспитатель: Ребята, а давайте попробуем сочинить загадку сами.
Достает из коробки мишку и собачку. Дети с помощью воспитателя придумывают загадку о животных.
«Его можно увидеть в цирке, у него длинный хобот» (слон).
«Он большой и косолапый, очень любит мед и малину» (мишка).
«Она сидит на цепи, сторожит дом» (собачка).
Физкультминутка «Звериная зарядка» :
Раз — прыжок, два — присядка.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснутся, (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться, (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ноги на ширине плеч)
Широко расставив лапы,
То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало — начинает все сначала.
Воспитатель показывает картинки и предлагает детям послушать, правильно ли они произносят слова «шишка», «сушка», «шапка».
Воспитатель: Чтобы правильно произносить, все звуки и слова нам нужны «чистоговорки» и «скороговорки». Ребята, давайте все вместе попробуем проговорить чистоговорки сначала тихо, потом громче, медленно, быстрее.
Су - су - су - су - тихо зимой в лесу.
Са - са - са - са - укусила в нос оса.
Са-са-са - в лесу бегает лиса.
Со-со-со - у Сони колесо.
Су-су-су - ягоды в лесу.
Су-су-су - в лесу видели лису.
Су-су-су - было холодно в лесу.
Ша-ша-ша - наша Маша хороша.
Ша-ша-ша - выходи из камыша.
Шо-шо-шо - Паша пишет хорошо.
Шу-шу-шу - я письмо пишу.
Воспитатель: А сейчас проговорим скороговорки медленно, затем немного быстрее.
Саше дали кашу,
А Клаше - простоквашу.
Хороши у бабушки
Пышки и оладушки.
В шалаше шуршали мышки,
Шелушили мышки шишки.
В летнем душе две лягушки
Лягушатам моют ушки.
Сшил мишутка шубки мышкам,
Чтоб не зябли мышки слишком.
Воспитатель: Чистоговорки и скороговорки - помогают детям научится правильно говорить, читать стихи, петь песенки.
Воспитатель: А сейчас послушайте короткую песенку (поёт колыбельную).
Люли, люли, люленьки, прилетели гуленьки.
Сели на скамеечку попросили леечку.
Поливали огород там смородина растет,
Стали гули ворковать мою деточку качать.
Баю,баю, баю- бай, поскорее засыпай.
Воспитатель: Что это за песенка? Для чего они нужны? Пели ли вам колыбельные? Какие колыбельные вы знаете? Громкие или тихие колыбельные песни? Быстрые или медленные? Почему?
Воспитатель: (берет куклу на руки)Давайте покачаем куклу и споем ей колыбельную песенку.
Дети качают куклу передавая друг другу, напевая колыбельную.
Баю, баю, баюшки,
Спать ложатся, заюшки,
На ромашках спят шмели,
Лягушата спать легли.
В тёмном поле у реки,
Спят ежата - колобки.
Влезла белочка в дупло,
Спать ей тихо и тепло
Баю, баюшки, баю,
Да кому же я пою,
Рыбка спать ушла на дно,
Детка спит уже давно.
Подведение итогов, рефлексия.
Воспитатель: Давайте, вспомним, что мы делали сегодня с вами? Что вам больше всего понравилось?
Дети: Загадывали и отгадывали загадки, проговаривали скороговорки и чистоговорки, пели колыбельные песни.
Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы сегодня отгадывали загадки, придумывали новые загадки, а еще понравилось, как вы пели колыбельные песенки. Молодцы, ребята