Ольга Елизарова
«Мозаика Ломоносова». Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной к школе группе
«Мозаика Ломоносова»
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Цели:
• продолжать знакомить детей с великим земляком М. В. Ломоносовым :
• расширять и систематизировать знания детей о песке, о том, что из него изготовляют.
• развивать самостоятельность
• воспитывать чувство патриотизма, активность, уважение к людям
Публикация «„Мозаика Ломоносова“, Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
Методические приемы: подарки для малышей, вопросы, проблемные ситуации, объяснение, показ. Индивидуальная работа с Максимом Ю., Машей К.
Планируемые результаты: может поддерживать беседу о знаменитом земляке, рассуждает, высказывает свою точку зрения, интересуется изобразительной детской деятельностью при изготовлении аппликации с использованием бисера.
Материалы и оборудование: песок, розовые тарелки, бисер, клей ПВА, трафареты из картона, дракончики.
Ход занятия:
1. Вводное слово воспитателя:
Он был ученый и поэт
Он размышляя про тьму и свет.
В чем сходство стужи и тепла?
Что можно сделать из стекла?
Как получается фарфор?
И что таится в недрах гор?
Он краски изучил и цвет.
Он создал Университет.
Был в красноречии силен.
Историк он, географ он.
И как сказало о нем поэт:
«Он сам был – Университет!»
2. Беседа – рассказ о М. В. Ломоносове.
Воспитатель: Ребята, чей 3000-летний юбилей отмечает наша страна в ноябре?
Дети: Михайла Васильевича Ломоносова
Воспитатель: Правильно. Кем был этот человек? И почему память о нем до сих пор жива?
Дети: Он был великим ученым, химиком, физиком, астрономом.
Воспитатель: Трудно назвать какую-либо отрасль науки из существующих в 18 веке, в которую бы Ломоносов не внес крупного творческого вклада:
«Историк, механик,
Минеролог, художник и стихотворец,
Он все испытал и все прошел…»
А. С. Пушкин
Воспитатель: Дети, почему мы называем М. В. Ломоносова своим земляком?
Дети: Он родился неподалеку от Архангельска, в Холмогорах.
Воспитатель: Детство Михайлы было нелегким
В соседстве двух морей
На родине метели
Вблизи бродящих льдов
И стужи он рожден
Страшилов
На нашей реке Двине стоит город Холмогоры, неподалеку от него находилась деревня Мешанинская. Там, 19 ноября 1911 года родился Михайло Ломоносов.
Он был единственным сыном в семье, рос здоровым и крепким. Как и все дети, он с детства помогал своим родителям: пас кот, трудился в огороде, в поле.
Когда Михайле исполнилось 10 лет, отец стал брать его с собой в море. Отец научил Михайла пользоваться компасом, ориентироваться по звездам, определять направление ветра, ставить паруса.
Миша был очень любопытным ребенком и задавал отцу много вопросов. Отец решил отдать его учиться писать и читать в церковь к местному дьячку.
В то время было мало книг, мальчику в руки попали учебники «Арифметика» и «Грамматика». Он потом их назвал вратами своей учености.
Отец хотел, чтобы Михайло стал рыбаком, как многие поморы. У Михайло была другая мечта – он задумал отправиться в Москву учится.
В декабре 1730 года Михаил вместе с обозом рыбы отправился в Москву, ему было 19 лет. С собой у него было 3 рубля, сухари и 2 книги «Арифметика» и «Грамматика».
Единственным высшим учебным заведением в Москве была славяно-греко-латинская академия. В нее он поступил скрыв свое крестьянское происхождение. Михайло сказал, что он сын дворянина из Холмогор.
В дальнейшем Михайла быстро закончил академию и его как лучшего ученика отправили в Санкт-Петербург. После окончания университета М. В. Ломоносов стал учиться в Германии. Человеком М. В. Ломоносов был разносторонним, его интересовало все, даже искусство. В Германии ему показали интересные картины, которые были сделаны из мозаики, но секрет производства этой мозаики они не раскрыли. Ломоносов решил сам создать свою российскую мозаику.
У него к тому времени уже была своя научная лаборатория в Петербурге и там началась работа над изготовлением мозаики.
Очень кропотливым и нелегким был этот труд… Надо было создать такую мозаику, чтобы она с годами не теряла цвет, чтобы была лучше, чем в Италии. И вот поэтапно он достиг результата. Мозаика Ломоносова была очень качественной. Дети, как же делал Михайло Васильевич свою мозаику?
Дети: Он очень сильно нагревал песок и добавлял в него красители.
Воспитатель: В накаленный песок добавлялся краситель и получалось необыкновенной красоты и цвета стекло. И из множества этих разноцветных стекол он создал шедевры, которые мы можем видеть и в наше время. Рассмотреть мозаичные картины «Петр I» и «Полтавская баталия».
Подвижная игра.
На краю площадки очерчивается небольшое место – льдина, на ней стоит водящий «белый медведь». Остальные «Медвежата» произвольно размещаются по площадке. «Медведь» рычит: «Выхожу на ловлю» и бежит ловить «медвежат». Поймав одного «медвежонка» отводит его на «льдину», затем ловит других. Пойманные «медвежата» берутся за руки и начинают ловить остальных играющих.
4. Поисково-исследовательская деятельность.
Воспитатель: Дети, присаживаетесь за столы. Перед вами тарелочки с песком. Аккуратно пересыпьте песок с ладони на ладонь.
Легко ли сыплется песок?
Дети: Песок сыплется легко
Воспитатель: Почему песок легко сыплется?
Дети: Песок сухой и сыпучий.
Воспитатель: Дети, не напоминает ли вам его движение – движение воды?
Дети: Да, напоминает.
Воспитатель: Дети, возьмите в кулак песок и тонкой струйкой ссыпайте его в одно место. Что мы наблюдаем?
Дети: Появилась горка треугольник.
Воспитатель: Да, дети постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то можно заметить, что песчинки скатываются вниз по конусу. Какой из этого можно сделать вывод?
Дети: Песок как будто движется по конусу.
Воспитатель: Дети, как вы думаете из чего состоит песок?
Дети: Он состоит из песчинок.
Воспитатель: С помощью чего мы можем рассмотреть песчинки?
Дети: С помощью лупы.
Рассматривают песчинки.
Воспитатель: Какой формы песчинки?
Дети: песчинки все разной формы.
Воспитатель: Песок сухой, состоит из песчинок разной формы. Дети, давайте, рассмотрим какого цвета песок.
Дети: Песок разной формы и разного цвета.
Воспитатель: Дети, вот из такого песка были сделаны Ломоносовские мозаики. Вместе с мозаикой М. В. Ломоносов делал бисер для украшения одежды.
На стол перед вами лежит трафарет котика – символа следующего года и бисер для украшения. Мы наклеим бисер на трафарет и подарим украшенного котика малышам и они повесят их на елку. Нанесем клей и ровным слоем выложим бисер.
Рефлексия.
Выставка изделий.
Воспитатель: О ком мы сегодня беседовали? В какую игру играли? Чем украшали трафарет котика?