Елена Кузина
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «У народа один дом — Россия»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с историей и характерными особенностями русского народного национального костюма;
- продолжать знакомить детей с богатством русского народного творчества через стихи, пословицы и поговорки;
- расширять и углублять представления о нашей стране, о государственной символике;
Развивающие :
- развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине;
-развивать память, внимание, воображение, логическое мышление;
Воспитательные:
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе „У народа один дом — Россия“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Подготовительная группа
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
- воспитывать чувство любви к родине, гордости за свой народ за ее культуру, гражданско – патриотические чувства;
-воспитывать уважительное отношение к государственным символам.
Интеграция образовательных областей :социально – коммуникативное, речевое, физическое, художественно – эстетическое.
Интеграция видов деятельности: коммуникативная, игровая, речевая, двигательная, исследовательская.
Предварительная работа: : беседы о России, заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, слушание народных песен, рассматривание национальных костюмов.
Методические приемы: проблемные вопросы, рассматривание, беседа, дидактические игры, физминутка, сравнение, анализ, использование ИКТ.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный материал: государственная символика, иллюстрации о Москве, иллюстрации с изображением народных костюмов.
Раздаточный материал: карточки с изображением гербов разных стран.
Оборудование: мультимедийное оборудование.
У народа один дом - Россия.
Ход занятия:
1 часть.
Воспитатель: На планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется? (Россия).
В. : Правильно, Россия. А какая она наша Россия? (Красивая, огромная, большая, величавая, сильная, богатая, необъятная, многонациональная, любимая).
В. : Да, мы живем в стране, которая носит удивительное имя – Россия. Это наша Родина. Каждый, слыша слово «Родина» представляет что-то свое, самое родное и близкое, самое дорогое. Так что же для вас Родина? (Это мама, папа, семья. Это лес, березки, реки и поля. Это город, дом, где я родился. Это наш детский сад.
В. : Крепко любят свою Родину русские люди и сложили о ней много пословиц и поговорок. Какие вы знаете? Вспомните их.
Родина поучает – Родина выручает.
Жить – Родине служить.
Нет в мире краше Родины нашей.
Одна у человека мать – одна у него и Родина.
Кто за Родину горой – тот истинный герой.
Родина мать, умей за нее постоять.
В. : Молодцы.
В. : Каждая страна, каждое государство имеет свои отличительные знаки, государственные символы. Какие символы России вы знаете? (Флаг, герб, гимн).
В. : А сейчас мы поиграем в игру «Узнай российский флаг». На экране выставляются изображения флагов разных стран.
- Найдите российский флаг и назовите местоположение на экране. Затем предлагаю закрыть глаза, в это время меняю расположение флага РФ. Открыв глаза, дети снова пытаются найти флаг среди других и назвать его местоположение.
- В какие цвета окрашен Флаг нашей страны? (Белый, синий, красный).
- Что они означают? Как вы думаете?
В. : Белый цвет говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападет.
Синий цвет – это вера, вечность, народ любит свою страну, защищает ее.
Красный цвет – это цвет силы, это кровь людей, пролитая за Родину.
В. : Послушаем стих-е о Флаге России. (ребенок).
Флаг бывает разный, но мне всего милей
Бело – синий – красный, Флаг Родины моей.
Красный – это кровь, пролитая за Русь.
За Родину свою ты постоять не трусь!
Символ синий – вечность, символ мира – белый
Уважай ты честность! Будь всегда ты смелый!
Крепость, мощь и сила в Российском флаге есть,
Он для нас и символ, достоинство и честь.
В. : (на столах гербы разных стран). – Найдите и покажите герб России. Что изображено на гербе? (На гербе изображен двуглавый орел золотого цвета на темно-красном щите).
В. : Орел – птица сильная, властная, гордая, такая, как наша страна. Это означает, что наше государство – независимое, что в нашей стране живут люди разных национальностей.
кто изображен в центре герба? (Этого всадника зовут Георгием Победоносцем). Он скачет на белом коне, с копьем в руках. Этим копьем он побеждает змея. Наш герб символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
В. : Давайте послушаем стих-е о Гербе России. (ребенок).
У России величавой
На гербе орел двуглавый
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу смог
Сильный, мудрый он и гордый
Он – России дух свободный.
В. : Где его можно увидеть? (На монетах, на паспорте).
В. : Правильно. Он изображается на всех печатях, денежных знаках: бумажных и металлических. На паспортах и документах. Государственный Герб обязательно изображается на всех важных государственных бумагах, давая всем, кто видит эти бумаги, понять, что они важные и государственные.
В. : А что такое гимн?
В. : Гимн – это торжественная песня. Он исполняется в особо торжественных случаях: спортивных соревнованиях, во время подъема государственного флага. При исполнении гимна любой страны люди встают, а мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране. (Слушаем гимн. Включаем аудиозапись).
В. : А как называется столица России? (Москва). Показ картинки.
Ребенок: - Город чудный, город древний
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы!
Такой большой старинный город,
Гордиться им моя страна
Всем городам он голова!
Столица Родины – Москва!
В. : Да, Москва – это главный город и очень красивый. Велика наша страна Россия и многонациональна.
Каких народов только нет
В стране великой нашей:
Как пестрый солнечный букет,
Калмыки и чуваши,
Татары, Коми и мордва,
Башкиры и буряты –
Всем скажем добрые слова
Любому будем рады.
В. : Люди каких национальностей живут в нашей стране? (Татары, грузины, башкиры, и др.).
- Чем народы отличаются друг от друга? (Они могут отличаться внешностью).
- Каждый народ говорит на своем языке. Игра «Назови на каком языке говорят…»
Татары – на татарском
Чуваши – ….
Грузины – ….
Башкиры – ….
Марийцы – ….
Буряты – ….
Евреи – ….
В. : Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой национальный, например, башкирский или татарский, и обязательно русский язык. Потому что русский – это государственный язык России. На нем говорят на всей территории нашей страны, на нем обучают детей в школе, студентов в институтах, на нем издаются законы России.
2 часть ФИЗМИНУТКА:
В. : А сейчас мы с вами поиграем в русскую народную игру «Ручеек.»
В башкирскую народную игру «Юрта».
3 часть.
(Воспитатель выставляет на доске картинки с изображением народных костюмов : башкирского, татарского и русского)
В. : Какие национальные костюмы вы видите? (Русский, татарский, башкирский).
Какие элементы башкирского (татарского) женского костюма вы можете назвать? Как называется платье? Головной убор? Обувь? А теперь расскажите о мужском костюме. Какие элементы костюма мужчины вы можете назвать? (Ответы детей).
Но вы сказали и о третьем костюме. Это действительно русский народный костюм.
Давным – давно наша страна называлась Русью. И жили там мирные, трудолюбивые люди. Жили они в деревянных избах и носили они русскую национальную одежду.
Одежда русских людей в старину была довольно простой, удобной и красивой. Основными элементами женского костюма были: рубаха, сарафан. Рубаха была длинной с рукавами. Рукава, у некоторой одежды были очень длинными. Когда они были спущены, работать было невозможно. Появилась поговорка о плохой работе: «Работать, спустя рукава». Рубаха была белого цвета, на горловине, рукавах и по подолу была вышивка. Как вы думаете, для чего нужна вышивка?
Д. : Для красоты.
В. : По народному поверью, вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом, то есть была защитой от злых сил. Украшая вышивкой свою одежду, люди надеялись, что это принесет им счастье, здоровье, хороший урожай. Вышивки – обереги располагались в определенных местах: на рукавах, оберегая руки, сохраняя в них силу и ловкость. У выреза на вороте, оберегали легкие и сердце. Узоры на подоле не давали злой силе подобраться снизу. В вышивке использовался и растительный и геометрический орнамент. Это были не просто крестики, ромбики, волны и кружочки. В старину они многое обозначали. Извилистая линия – это знак воды. Считалось, что этот знак приносит веселье, радость. Круг – солнышко, значит дарит людям тепло, добро. Ромб – знак земли, обозначает плодородие. А если в нем еще крест и маленькие кружочки, то это засеянное поле. Он приносит счастье, богатство, достаток. А вышитый крестик берег людей от злых сил. Поверх рубахи надевали сарафан. Его украшали так же вышивкой, лентами. Каждый цвет в одежде обозначает что то свое: красный – благополучие, хорошую жизнь; желтый – тепло и ласку; синий – радость; черный – богатство. На голову надевали платок или кокошник. Самой распространенной обувью были лапти или сапоги.
Основную часть мужского костюма, тоже составляет рубаха - косоворотка. Как вы думаете, почему ее называли косовороткой? (Разрез для головы чаще был с боку и по этому называлась - косоворотка). Рубаху носили на выпуск и подпоясывали кушаком или поясом. Обязательной частью мужского костюма были широкие, длинные штаны – порты. Порты заправляли о сапоги.
Как назывались штаны в мужском костюме? (порты).
4 часть.
Итог занятия.
В. : Вот и заканчивается наше занятие. Скажите, о чем мы сегодня говорили? (Говорили о Родине, о России). Какие государственные символы вы можете мне назвать (флаг, герб, гимн). Вспоминали пословицы о Родине и читали стихи. Рассматривали народные национальные костюмы.
Что нового вы сегодня узнали?
Что для вас было наиболее интересным?
Мы любим и гордимся своей Родиной, что мы здесь родились и живем.
Россия – ты великая держава!
Твои просторы бесконечно велики!
На все века увенчана ты славой,
И нет другого у тебя пути!