елена пантелеева
Конспект занятия в подготовительной к школе группе (6–7 лет) с использованием приемов мнемотехники «Первый снег»
▼ Скачать + Заказать документы
Городской округ город Выкса
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №7 «Золотая рыбка»
в подготовительной к школе группе (6-7 лет)
ОО «Речевое развитие»
с использованием приемов мнемотехники "Первый снег"
Выполнила:
Пантелеева Е. А.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной к школе группе (6–7 лет) с использованием приемов мнемотехники „Первый снег“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
воспитатель
высшей квалификационной категории
Городской округ город Выкса, 2022
Тип занятия : занятие развивающего типа
Цель: Развитие восприятия поэтической речи; умения запоминать стихотворения посредством мнемотехники.
Задачи:
Обучающие:
• Познакомить детей со стихотворениями о первом снеге.
• Помочь запомнить стихотворение А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…».
• Закреплять умение детей пользоваться мнемотаблицой при заучивании стихотворений.
Развивающие:
• Развивать способность детей воспринимать поэтическую речь, вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.
• Совершенствовать умение выразительно с естественными интонациями читать стихотворение.
• Развивать художественное восприятие пейзажных картин.
Воспитательные:
• Воспитывать чуткость к художественному слову, любовь к природе.
• Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям и произведениям изобразительного искусства.
Словарная работа:
Салазки – маленькие санки.
Глянь-ка – данным словом привлекают внимание человека, обращаются к нему. Аналоги слова "Глянь" - "Взгляни", "Погляди", "Посмотри".
Предварительная работа: Чтение художественной литературы, наблюдения за первым снегом, беседы о сезонных изменениях, работа с мнемотаблицами.
Оборудование: снежинка, интерактивная доска, презентация к занятию, мнемотаблица к стихотворению «Мама!Глянь-ка из окошка…», два конверта с мнемо-карточками.
Методы и приемы : беседа, игровой, наглядно - слуховой, наглядно-действенный, словесный, показ, рассматривание, мнемотаблица, разгадывание загадок, музыкальная игра, чтение стихотворения.
Литература:
1. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада. Планы занятий. - М. : Мозаика-Синтез, 2016
2. Видеохостинг youtube
3. Яндекс картинки
Ход деятельности:
В. - Ребята, поприветствуем друг друга.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Улыбнись соседу справа,
Улыбнись соседу слева,
Обними своих друзей
Вместе жить нам веселей.
В. - Ребята, сегодня к нам пришла гостья! Чтобы узнать кто это, необходимо разгадать загадку.
Она пушиста, серебриста,
Но рукой ее не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снежинка)
В. -Правильно, это Снежинка прилетела к нам с первым снегом.
Скажите, пожалуйста, а какой бывает снежинка? (предположительные ответы детей - белая, холодная, искристая, блестящая, гладкая, лучистая и т. д.). Дети передают снежинку друг другу и дают ей определения.
В. - Ребята, снежинка приглашает нас в небольшое путешествие, чтобы побольше узнать о ее друзьях. (Проходят и садятся на стульчики).
(Слайд 2) На экране картина «Первый снег» Пластова Аркадия Александровича.
В. - Ребята, вспомните свои ощущения, когда вы увидели первый снег после мокрой, грязной осени.
Вы обрадовались этому или огорчились? Изобразите свою эмоцию. (Дети изображают мимикой).
Я вижу, что первый снег вас обрадовал.
А знаете, есть много хороших стихотворений о первых, зимних изменениях в природе.
Предлагаю вам послушать стихотворение Ивана Бунина, которое так и называется «Первый снег» (Аудиоречь с видеорядом).
(Слайд 3)
Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.
И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.
В. - Ребята, какие строчки вам запомнились? Какие эмоции они у вас вызвали? (предположительные ответы детей – грустно, печально и т. д.)
Предлагаю послушать еще одно стихотворение о первом снеге, которое написал поэт Якова Аким (Аудиоречь с видеорядом).
(Слайд 4)
Утром кот принес на лапах
Первый снег! Первый снег!
Он имеет Вкус и запах,
Первый снег! Первый снег!
Он кружится,
Легкий, Новый,
У ребят над головой,
Он успел платок пуховый
Расстелить на мостовой,
Он белеет вдоль забора,
Прикорнул на фонаре,—
Значит, скоро,
Очень скоро
Полетят салазки с горок.
Значит, можно будет снова
Строить крепость во дворе!
В. -Понравилось вам стихотворение?
Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (предположительные ответы детей – радость, восторг, восхищение, удивление и т. д.) Похоже ли оно на стихотворение И. Бунина?
- Какие строки вам запомнились?
В. - Что такое салазки?
Ребята, нашей Снежинке тоже очень понравились стихи о ее братьях и сестрах и она предлагает поиграть.
(Слайд 5)
Музыкальная игра Буренка Даша «Cнежинки»
Капельку водички (показывают каплю)
Заморозила зима.
Словно пёрышко у птички, (имитируют птичек)
Мне на рукавички (вытягивают ладони вперед, поворачивая вверх-вниз)
Плавно упала она. (поднимают руки вверх и медленно опускают)
В ножках пружинки, («пружинка»)
В глазках смешинки, (имитируют руками хлопанье ресниц у глаз)
А вокруг снежинки – (подносят ладонь к бровям – смотрят в вправо-влево)
Ловлю снежинки. (Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки)
В ножках пружинки,
В глазках смешинки,
Ловлю, ловлю снежинки.
Как они похожи (пожимают плечами)
Но у каждой свой наряд. (реверанс)
И кружусь я тоже, (кружатся)
Ими заворожен,
Снегопаду очень рад. (ладони у лица, улыбаясь качают головой)
В ножках пружинки,
В глазках смешинки,
А вокруг снежинки -
Ловлю снежинки.
В ножках пружинки,
В глазках смешинки,
Ловлю, ловлю снежинки.
В. - Ребята, я предлагаю познакомиться сегодня еще с одним замечательным русским поэтом. Его поистине волшебные стихи проникнуты любовью к Родине, к ее народу, к русской природе. Имя этого поэта Афанасий Афанасьевич Фет (дети проходят на стульчики).
Послушайте чудесное стихотворение, которое написал Афанасий Фет про первый снег. Оно называется «Мама! Глянь-ка из окошка…» (Аудиоречь с видеорядом)
(Слайд 6)
Мама! Глянь-ка из окошка —
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело —
Видно, есть мороз.
Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!»
В. - Кому понравилось стихотворение хлопните в ладоши.
-Это красивое стихотворение Афанасия Фета про первый снег я предлагаю вам запомнить, чтобы прочесть его маме и папе и порадовать их. А помогут нам в этом карточки-схемы.
(Слайд 7)
В. - А для того, чтобы правильно произносить все слова я предлагаю выполнить гимнастику губ и языка. (трубочка, лопатка, чашечка, вкусное варенье, качели, грибок).
-Первые строчки стихотворения – обращение ребенка к матери. Как надо прочесть эти строчки? (предположительные ответы детей – громко, радостно)
(Слайд 8)
Мама! Глянь-ка из окошка —
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос…
В. -Что означает слово глянь-ка? Как можно сказать по-другому? (предположительные ответы детей – посмотри, погляди, выгляни и т. д.)
- А вы знаете, что существует примета: если кошка моет нос, быть гостям. А снег ведь может быть гостем?
-Попробуем повторить? (хоровое чтение, 3–4 ребёнка повторяют строки с помощью мнемотаблицы).
-А что так обрадовало ребенка, когда он выглянул в окно? Что он увидел? (предположительные ответы детей – грязи нет, снег)
(Слайд 9)
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело —
Видно, есть мороз. (хоровое чтение, 3-4 ребёнка повторяют строки)
В. - В следующих строчках поэт передаёт радость ребенка, предвкушающего катание с горы. Как их стоит прочитать? (предположительные ответы детей – весело, бодро).
(Слайд 10)
Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
(хоровые ответы, 3-4 ребёнка повторяют строчки с помощью воспитателя, опираясь на мнемотаблицу).
В. - А вот последние строчки, надо прочитать иначе, чем предыдущие, спросительными нотками и чуть тише.
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!»
(Дети читают эти строчки вместе с воспитателем, а потом 3–4 ребенка индивидуально).
(Слайд 11)
В. - Попробуем прочитать все стихотворение (хоровое чтение).
(Слайд 12)
В. - Предлагаю поиграть и стихотворение собрать. Но для этого нужно разделиться на 2 команды. (Каждой команде дается конверт с мнемокарточками к стихотворению. Задача детей собрать мнемосхему в правильном порядке). (Слайд 13)Задание проверяется с опорой на слайде.
В. - Хорошо справились, молодцы!
(Слайд 14)
Рефлексия (стоя в кругу).
В. - Ребята, напомните снежинке какое стихотворение мы запоминали?
- У нас получилось?
- Что было трудно?
- Как справились? Что помогло?
-Скажите, пожалуйста, что вам понравилось больше всего?
- Ребята, вы – большие молодцы. Все хорошо потрудились. Я очень рада за вас. А у снежинки для вас есть карточки-подсказки, с помощью которых вы можете прочитать своим близким такое чудесное стихотворение и порадовать их.
А кто хочет может даже нарисовать первый снег, любимую игру или развлечение, связанное с ним. А снежинке я предлагаю остаться с нами в группе. Вы согласны?
Приложения
Мнемотаблица к стихотворению
А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»