Нестерова Анна
Конспект занятия в подготовительной группе «Жизнь и быт народов Севера»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Углубить и обобщить знания детей о народах Севера, их быте и деятельности.
Задачи:
- развивать любознательность и интерес к особенностям жизни народов Севера; воспитывать уважение к малым народам проживающим на севере нашей страны;
-побуждать детей изучать жизнь и быт других народностей проживающих на территории РФ.
Учить рисовать сюжетную картинку по заданной теме по представлению закреплять графические навыки рисования.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Жизнь и быт народов Севера“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народы севера
- Подготовительная группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Оборудование: магнитная доска, картины с изображением чума, яранги, иглу, нарт, тундры, глобус, маленькие мячи жёлтого и красного цвета, 2 корзины.
Ход занятия.
Воспитатель читает стихотворение чукотской писательницы А. Кымытваль «На коньках по океану»
На коньках по океану
Мы катаемся зимой,
Если только нет бурана
И не гонят нас домой.
Ни фонариков весёлых,
Ни скамеек на катке…
В синей дымке ледоколы
Проплывают вдалеке.
Но зато для детворы
Светят с берега костры:
Это деды ждут внучат,
Курят трубки и молчат.
Ребята, как вы думаете о каком крае идёт речь в стихотворении? Где живут эти ребята, что могут кататься на коньках по океану? (Ответы детей)
Конечно, там, где холодно так, что замерзает, даже океан. На крайнем Севере. А, что за океан вы догадались? (ответы детей) Верно, ребята, Северный Ледовитый океан, омывает эти края. (воспитатель показывает на карте)
На всей этой территории простирается тундра. Проживает там много разных северных народностей : ханты, манси, эвенки, ненцы, чукчи, долганы, коряки, эскимосы. Но их по какой – то причине называют малыми народами.
Ребята, а вы не догадываетесь почему? (ответы детей)
Конечно, потому численность этих народов очень маленькая. В одном только нашем городе проживает миллион человек, а этих народов всех вместе всего 300 тысяч. На территории нашего Красноярского края проживают эвенки.
Ребята, сейчас предлагаю вам отгадать загадки, и узнать что- то интересное.
Шкуры, жерди. Строим дом.
Помогают все кругом.
Применив смекалку, ум
В тундре возвели мы. (чум)
На Чукотке у народов северного ранга
Домом называется круглая. (яранга)
Эскимосский дом, нора.
И пока кругом пурга
Ни за что я не покину
Этот снежный тёплый. (иглу)
После каждого отгаданного названия воспитатель вывешивает на доску изображение соответствующего жилища. (чум, яранга, иглу) .
Ребята, в таких жилищах проживают народы севера.
Например, эскимосы живут в снежных домах – иглу. Они строят их из снежных блоков в форме полусферы. Затем внутрь помещают жировую лампу, снег начинает подтаивать, и вся поверхность стен покрывается крепким льдом. Остаётся только развесить шкуры и можно жить.
Эвенки, ненцы живут в чумах из жердей, покрытых оленьими шкурами и берестой. Посреди чума разжигается костёр, для приготовления пищи и обогрева, дым от костра выходит, через специальное отверстие в центре чума. Но, когда огонь гаснет, в чуме становится очень холодно, поэтому в чумах спят одетыми, либо в тёплых меховых мешках.
Яранга национальное жилище народов Чукотки – коряков, юкагиров, чукчей и имеет некоторое сходство с чумом. Но яранга делится на две зоны – холодную у входа и тёплую, за пологом из оленьих шкур. В тёплой спят и готовят еду, она освещается жировой лампой. А в холодной зоне, у входа, хранятся вещи, припасы, заготовки на зиму.
Давайте немного разомнёмся. Динамическая пауза «В тундре»
Тундра, тундра, низкий лес. (Рывки согнутыми в локтях руками, затем руки на поясе наклоны в стороны)
Снег до самых, до небес! (Подняться на носочках, вытянуть руки вверх, и медленно опускать руки по сторонам)
Правит нартами каюр, (вытянуть руки вперёд, ладонями вниз, присесть; подтянуть руки к груди, выпрямиться, сжимая кулаки)
Мчит в ярангу он свою. (вытянуть руки вперёд, ладонями вниз, присесть; подтянуть руки к груди, выпрямиться, сжимая кулаки)
Нарты полные добра, (Подняться на носочках, вытянуть руки вверх, и медленно опускать руки по сторонам)
Будет рада детвора! (прямые руки вверху, быстрые вращения кистями рук)
Все северные народы ведут кочевой или полукочевой образ жизни. Это значит, что они не живут на одном месте, а постоянно передвигаются. И помогают им в этом, в первую очередь, олени и собаки. Их запрягают в лёгкие сани – нарты, таким образом они перевозят разобранные жилища и вещи своих хозяев. Управляет такой упряжкой – каюр. А делает он это при помощи длинного шеста – хорея. (воспитатель вывешивает изображение каюра управляющего упряжкой)
Чем же занимаются народы Севера? Кто мне подскажет? (ответы детей) .
Верно ребята среди северных народов есть и охотники, и рыболовы и оленеводы. (после соответствующего ответа, воспитатель вывешивает изображение на доску (олень, охотник, рыба)
Одни народы разводят большие стада оленей для торговли, а также для получения мяса, молока, шкур.
Другие – охотятся на песца, медведя, моржа, а оленей используют как транспорт. Олени очень быстро бегают, не проваливаются в снегу.
Третьи, отличные рыболовы – они ловят такую рыбу как чир, мускун, нельму, белорыбицу, а также, щуку, карася, язя.
Охотой и рыболовством в основном занимаются мужчины, а женщины и дети собирают ягоды: морошку, голубику, бруснику, клюкву и разные съедобные травы: дикий щавель и лук, молодые листочки карликовой ивы.
Ребята, а давайте немного поиграем. Для этого нужно разделиться на две команды. Представьте себе, что вы очутились на севере, а родители вас отправили собирать ягоды, одних – морошку, других- бруснику.
Игра под музыку «Увезу тебя я в тундру» На полу рассыпаны шарики (ягоды, стоят две корзины.
Задание: Чья команда быстрее соберет шарики (ягоды). Одна команда собирает красные (брусника, другая желтые (морошка) .
Сегодня я предлагаю нарисовать картинку о том, как живут жители Крайнего Севера.
Пояснение способа рисования.
Самостоятельное рисование детьми, индивидуальная помощь при затруднении.
Рефлексия; рассматривание рисунков, рассказы детей о своих рисунках.