Лилия Корчажкина
Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной группе
Тема: «Путешествие в космос»
Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о размере (величине) предметов; по длине, ширинге, высоте, массе, обьему.
Обозначить его с помощью единиц измерения: длину, ширину, высоту – метром, см,; обьем – литром; массу – кг, граммом.
Задачи:
1. Подвести детей к пониманию того, что для удобства, целесообразности люди пользуются мерками – эталонами.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Путешествие в космос“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Помочь детям убедиться в этом с помощью экспериментирования.
2. Формировать навыки познавательного отношения к миру: решать возникшие познавательные задачи, опираясь на имеющиеся знания, умения, навыки, используя экспериментирование.
3. Закрепить приемы измерения длины, ширины, высоты предметов, массы и обьема (см. Приложения)
4. Развивать у детей творческое воображение, мыслительные операции: анализ, синтез.
5. Активизировать словарь детей за счет: употребления сравнительных прилагательных (длиннее, тяжелее и т. д., названия профессий (пилот, штурман и т. д.) Упражнять детей в сложных формах речи - доказательный.
6. Учить детей взаимодействовать друг с другом в процессе деятельности.
Методы и приё мы:
Методы: игровые, сравнительно-поисковые, практические.
Приё мы: постановка цели, вопросы, практическая помощь, поощрение.
Предварительная работа с детьми:
Закрепление навыков измерения величины на занятиях элементарной математике, закрепление представления о космосе, с/ ролевая игра: «Космонавты»
Материал к занятию : Космический корабль, шапочки и накидки для спасателей – космонавтов, предметы для измерения величины, карта звездного неба.
Ход занятия
Звучит спокойная музыка.
1часть:
Воспитатель: Ребята, вот и закончились Новогодние праздники. Многие из нас побывали на елках, а я встречала Новый Год в столице нашей Родины – Москве. Много интересного я там увидела, об этом я расскажу на следующем занятии. А сейчас мне хочется сказать о том, что у нас в семье, и я уверенна, что и в ваших тоже, есть добрая традиция - привозить подарки с тех мест, где побывал.
Своей внучке я купила 1кг. московских конфет и 1 литр сока для того, чтобы в день своего рожденья она угостила детей своей группы, их 10 человек.
Раньше в нашем городе на этот праздник я покупала столько же угощенья.
Давайте проверим, хватит ли московского угощенья детям.
А как в этом убедиться?
Ответы детей.
Воспитатель: Что нужно сделать?
Ответы детей.
Сначала разберемся с конфетами. Давайте представим, что вы дети Дашиной группы. Распределите поровну конфеты. Но сначала мы убедимся, что их один кг. Что нужно сделать?
Ответы детей: Взвесить.
Воспитатель: Да действительно здесь 1 кг. А теперь распределите конфеты. Сделать их можно разными способами. Покажите их мне.
Ответы детей: взвесить по 100 грамм, по счету, 10 кучек.
Оцениваем действия детей: выбора интересного, точного способа.
Воспитатель: Ребята, а теперь разлейте сок. Разделить его нужно на 10 частей. Вот вам и посуда!
Предлагаю: маленькие стаканчики 25-30гр, стаканы по 100 гр. ,150гр.
Оценка действий детей.
Воспитатель: Вот, ребята, мы и проверили – как всегда бывало, угощения хватило всем детям.
В чем же мы убедились?
Ответы детей.
Вывод: 1кг в Москве это столько же, сколько в нашем городе, 1 литр сока в Москве - это столько же, сколько в нашем городе.
Воспитатель: Я вам расскажу сейчас что- то важное и интересное. Для того, чтобы люди быстро, а главное точно измеряли, они придумали одинаковые мерки: длину, ширину, высоту измеряют метрами, сантиметрами, километрами; вес определяют граммами, килограммами; жидкость определяют литрами.
Давайте, ребята, сегодня и проверим, действительно ли мерки – эталоны придуманные людьми, помогают бысто, точно выполнять разную работу.
2 часть
Но что это? Слышны позывные! Звучит голос: «Земля, земля! Жители планеты Марс просят помощи! Земля! Земля!
Воспитатель: Ребята! Нас просят о помощи! Сможем ли мы им помочь?
Ответы детей.
Воспитатель: Тогда собирайтесь! (Надевают шапочки, накидки, готовят корабль)
Воспитатель: Мы спасатели - космонавты. Нас 10 человек. Кто кем будет? Кто командир?
Ответы детей
Воспитатель: Что ты будешь, Вася, делать?
Ответ ребенка: (я буду врачом)
Воспитатель: Как вы думаете, нужен ли штурман? Он будет один или с помощником? Что делают штурманы?
Ответы детей: (следит за курсом корабля)
Воспитатель: Кто ведет космический корабль?
Ответы детей: (пилот)
Воспитатель: Сколько будет пилотов? Что они делают?
Ответы детей.
Воспитатель: Кто еще нужен на космическом корабле? Ведь мы летим оказывать помощь!
Ответы детей: (медсестра, повар)
Распределение по группам. При первом задании присутствуют все
1 группа работает
Штурман и командир будут выполнять задание.
Вопросы к ним:
Воспитатель: С чего начнете
Ответы детей: Найдем планету Марс на звездном небе.
Воспитатель: Что дальше будете делать?
Ответы детей: Измерим расстояниедо нее в световых днях.
Воспитатель: Приступайте, вот вам мерки измерения, что будете измерять?
Ответы детей: Длину
Мерки: Палка, веревка, брусок, ленточка, линейка, счетные палочки, циркуль и т. д.
Воспитатель: Ребята, пожалуйста, выберите мерки измерения длины.
Командир, сколько времени вы даете на это? Не забудьте проверить задание, командир.
Ответы командира
2 группа детей : Врач, м/сестра, повар.
Воспитатель: Подумайте, какие лекарства вы возьмете, сколько следует взять продуктов и какие? Готовьтесь, пожалуйста. Приготовлены пакеты с крупой, соками, упаковки лекарств, бутылочки с лекарствами.
Вопросы к 1 группе (пилоты) : У вас важное задание. Сейчас штурманы рассчитают расстояние и колличество световых дней.
Воспитатель: (к штурманам) Какое расстояние по карте до Марса?
Ответы детей: 10см,
Воспитатель: А каждый световой день, сколько сантиметров? (1 см)
Воспитатель: На 1 день расходуется 1 литр горючего. Сколько его надо на 10 дней? Решайте это и готовьте. Готовые мерки открываются: 1 литр, 0,5 литра, ложки, баночки и т. д.
Вот вам все мерки измерения жидкости и канистра – действуйте.
Дети работают. Оценка действий детей с точки зрения: быстроты, точности, целесообразности.
Воспитатель наблюдает за действиями врача, м/сестры, повара, пилотов. Штурманы готовят корабль. Командир определяет время работы, проверяет готовность корабля.
Дается команда к сбору, отлет.
Воспитатель: Ребята, что мы с вами видим?
Ответы детей: Звездное небо, планеты.
Воспитатель: С помощью какого прибора наблюдается звездное небо? Расскажите, ребята, о тех планетах, мимо которых мы пролетаем.
Ответы детей: 2-3 небольших рассказа
Приземлились. На диване лежат куклы.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что с ними?
Ответы детей: они заболели.
Воспитатель: Что нужно делать?
Ответы детей: Оказывать помощь.
Воспитатель: Доктор, несите лекарства. Дети приносят 2 бутылки темные. В одной бутылке – 1 литр, а в другой - 0,5 литра. В них бесцветная жидкость.
Воспитатель: Ребята, в полете случилась неприятность, слетели этикетки. В одной бутылке было лекарство от болезни желудка (05), а в другой - для компрессов(1л) Где какое, нам нужно разобраться, ни в коем случае нельзя их перепутать.
Помогите, ребята, определить, где какое лекарство. Что нужно сделать?
Ответы детей: Нужно измерить.
Выливают жидкости в разные емкости – измеряют, определяют, переливают, прикрепляют этикетки. Лечат кукол.
Вопросы ко 2 группе детей : Врач, м/сестра, повар.
Воспитатель: Люди во время болезни очень ослабли. Что им следует приготовить, как вы думаете?
Ответы Детей: Сварить кашу с фруктами.
Воспитатель: Почему полезна эта еда?
Ответы детей: Больным нужны витамины.
Воспитатель: Ребята, больны 10 кукол, на каждую куклу понадобатся 1 ложка крупы. У нас в пакете 1кг рисовой крупы. Приготовьте, пожалуйста, рис на кашу всем куклам. Как это можно сделать.
Ответы детей: Измерить меркой.
Воспитатель: Вот вам для этого мерка (большие ложки, стаканы разной емкостью, весы)
Оценка действий детей.
Все дети организуют строительную площадку.
Воспитатель: Ребята, в память о нашем посещении планеты Марс хочется оставить, что- то приятное для жителей. Давайте построим собор, похожий на наш Исаакиевскийсобор. Площадку мы с вами подыскали, давайте найдем ее центр. Как это сделать?
Ответы детей: Рассказы детей
4 ребенка стоят по углам, натягивая 2 веревки, пересечение – центр.
Воспитатель: Ребята, нам еще нужно измерить длину сторон нашего собора - поместится ли он в центре площадки? ( для измерения длины предлагаются различные мерки: линейки, сантиметры, веревки, палки, рейки и т. д.)
Дети измеряют, устанавливают макет.
Воспитатель: Ребята, давайте почитаем стихи об Исаакиевском соборе.
Чтение стихов.
Воспитатель: Вот и все дела мы сделали, пора домой!
Дети садятся в космический корабль.
3 часть
Воспитатель: ребята, давайте вспомним, какие добрые дела нам удалось сделать?
Ответы детей
Воспитатель: Как вы думаете, что нам помогло в работе?
Ответы детей: дружба, взаимопомощь.
Воспитатель: А что еще?
Ответы детей.
Умение быстро и точно пользоваться точными мерками, поэтому нам удалось: точно прилететь на планету Марс, хватило для этого горючего, не перепутали мы и лекарство – вылечили больных, накормили их и построили красивый как у нас в городе, Исаакиевский собор.
Воспитатель: Ребята, помните, в начале занятия я поставила перед вами задачу? Кто вспомнит?
Ответы детей
Воспитатель: Так в чем же мы убедились?
Ответы детей
Вывод: Мерки – эталоны, придуманные людьми на земле, помогают человеку выполнять работу точно, быстро не только на земле, но и на другой планете.
Воспитатель: А сейчас, ребята, мы с вами пройдем в минимузей моделей весов и мер.
Приложение
Приемы измерения
1. Длины, ширины, высоты предметов.
а) Начиная измерение, надо правильно определить точку отсчета.
б) У конца мерки сделать отметку.
в) Перемещать мерку следует слева направо при измерении длины и снизу вверх при измерении ширины и высоты.
г) При перемещении мерки прикладывать ее точно к отметке,обозначающей последнюю отмеренную счасть.
2. Масса (вес)
а) Предмет, масса которого изменяется, надо положить в центр на левую чашку весовтак, чтобы он не падал.
б) На правую чашку нужно класть одну за другой мерки до тех пор, пока чашки весов не уравновесятся, а стрелка не встанет и не упадет вверх.
3. Обьем жидкости.
а) Надо жидкость наливать до краев, полный стакан, ковш и т. д.
4. Чтобы не сбиться со счета во всех измерениях, пользуются мелкими предметами для памяти, счетами.