Лаборешникова
Конспект занятия в подготовительной группе «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1. Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло, зыбка, ухват и т. д.)
2. Обогатить словарь детей народными загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т. д.).
3. Развивать связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи народных игр.
4. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Темочки
5. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.
Методы работы:
Словесные (рассказ, беседа, чтение стихов, загадки, прослушивание музыки, вопросы);
Наглядные (рассматривание иллюстраций, презентации, старинных вещей); Практические (дидактическая «Что было, что стало», хороводная игра «Игра с лентой»).
Материалы и оборудование: «Русская изба» с предметами быта (стол, старинная посуда, самовар и т. д.); блюдечко, слайды с изображением русского быта; шкатулка с загадками; Игры с предметаи
«Что это такое?» ; атласная ленточка для игры «игра с лентой»; музыкальное сопровождение
Ход занятия.
Воспитатель входит в зал с детьми, рассаживаются на стульчики, под русскую народную музыку зажигает свечу.
Воспитатель: Ребята, мы пришли побеседовать с вами о русском быте, как жили наши предки в деревне. Садитесь поудобнее.
Слава нашей стороне,
Слава русской
И про эту старину
Я рассказ свой поведу.
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли!
Русский народ славен дружбой и силой. Про наш народ говорят, что он радушный и гостеприимный. Предки наши строили жилище из дерева, и называлось оно избой. Лучшая комната в избе называлась горницей, в ней принимали гостей. В избу входили, кланяясь. Знаете почему? (Ответы детей).
Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло.
А вы знаете, что было главным в избе? (Ответы детей)
Да, печка. Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду.
Русской печки нет добрее
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать она уложит.
Воспитатель: Раньше всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, плели лапти, вязали, вышивали. А ещё песни пели и загадки сочиняли. Хотите послушать? (достаёт шкатулку с загадками).
Летом спит, зимой горит.
Пасть открывает,
Что дают – глотает. (печь)
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает.
Что схватит – отдаёт
А сам в угол идёт. (ухват).
У нас в печурочки,
Золотые чурочки. (дрова в печи)
Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк,
Кашу сварит… (чугунок)
Выпускает жаркий пар,
Древний чайник (самовар).
Четыре братца под одной крышей живут,
Одним кушаком подпоясаны. (стол).
Сама не ест,
А людей кормит. (ложка).
Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят… (лапти).
Воспитатель: Ребята, вам понравились загадки?
Что-то засиделись мы с вами ребята, пришла пора и поиграть.
А игра наша называется «Игра с лентой».
(Под русскую народную музыку мальчик идёт внутри круга с лентой в руке)
Дети идут хороводом и поют.
Вышел Костя погулять,
Стал подружку выбирать,
Стал подружку выбирать.
Кому ленточку отдать.
(дети останавливаются).
Поклонись, поклонись,
Да за ленточку держись.
Мальчик кланяется выбранной девочке и говорит:
«Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая» и т. д. перечисляет какая она. (В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется).
Воспитатель: Ребята, есть у меня чудесное блюдечко и наливное яблочко. Покатим яблочко по блюдечку и увидим, как жили на Руси.
рассматривание макета избы.
Изба была построена полностью из дерева.
Почти около каждой избы стоял колодец, из которого люди, с помощью коромысла и ведер, домой носили воду.
Самая главная в русском доме была печка. Она и кормила людей, и обогревала их в зимние морозы, и спать укладывала.
Для малышей люди делали люльки, которые ещё назывались «Зыбкой». Эти зыбки были приделаны к потолку, и их можно было покачать, укачивая ребёнок засыпал.
Все предметы в доме были сделаны из дерева и немного из металла (деревянные лыжи, музыкальные инструменты, корыто, коромысло, посуда, ухваты, коса и т. д.)
Посуда была тоже из дерева (ложки).
Ещё делали посуду из глины (горшки, чугунки, миски).
Для того, чтобы сшить или связать себе какую-нибудь одежду, русский народ прял пряжу. Для этого использовали веретёна.
Прялка помогала сучить нить.
Вот такие сарафаны шили русские умелицы. (рассматривание куклы, ее наряд).
Воспитатель: Ребята, мы с вами узнали, как жили раньше люди.
Раньше носили лапти, а сейчас (сапоги)
Раньше в печи готовили, а теперь… (на плите)
Раньше на лавках спали, а теперь… (на кровати)
Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас… (в шкафу)
Раньше воду из колодца носили, а теперь… (льётся из крана)
Воспитатель: Молодцы! А я продолжу вам рассказывать о жизни русского народа.
Мужчины на полях работали, а хозяюшки хлеб да пироги пекли.
Ребята, самое главное на столе – это хлеб! А выпекали его в русской печи. И говорили о хлебе так: «Хлеб всему голова!»
А сейчас поиграем в игру "Золотые ворота"
Если играющих меньше 20 человек, то выбираются двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота».
Если собралось очень много игроков, то выбираются 4 человека, которые встают в круг, берутся за руки и поднимают руки вверх, образуя «двойные ворота» с входом и выходом.
Остальные игроки встают цепочкой (берутся за руки или кладут руки на плечи друг к другу) и проходят под воротами.
Игроки-ворота напевают:
Золотые ворота
Пропускают не всегда
Первый раз прощается
Второй запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас!
На последних словах ворота резко опускают руки и ловят тех, кто оказался под ними. Пойманные образуют новые «ворота».
Игра заканчивается, когда всех игроков поймают.
Воспитатель: Мы узнали много про русский народ, избу и поиграли в игры.
Мы молодцы.