Оксана Скобелева
Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие на Крайний Север»
▼ Скачать +Заказ
Конспект занятия в подготовительной группе по теме :
«Путешествие на Крайний Север»
Цель:
Способствовать формированию представления дошкольников об образе жизни животных на Крайнем Севере, в том числе с занесенными в Красную книгу, об образе жизни коренного населения.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Путешествие на Крайний Север“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Задачи: Познавательное развитие: Познакомить детей с жизнью северных животных, закрепить знания о животных севера (белый медведь, северный олень, тюлень, песец, познакомить с северным сиянием.
Социально — коммуникативное развитие: воспитание гуманного отношения к окружающему миру, чувство ответственности за сохранение редких видов животных. Воспитывать доброжелательность друг к другу.
Речевое развитие: Развитие внимания, памяти, мышления, кругозора.
Художественно — эстетическое развитие: Обучить пониманию необходимости заботливого отношения к природе, защите редких животных и растений. Воспитывать у детей желание получить информацию о животных, проживающих в районах Крайнего севера России.
Физическое развитие: игра: «Разрезные картинки» развитие логического мышления, памяти, внимания.
Предварительная работа: Беседы: «Северное сияние», «Правила поведения на морозе», «Могут ли встретиться белый медведь и пингвин?», «Быт народов Севера». Рассматривание иллюстраций, чтение книг. А. С. Барков «Кто, где живёт?», Т. Хоботов «Где живёт тюлень?», сказки народов Севера «Айога».
Материал и Оборудование: Карта России, мешочки с завязками, игрушки различных видов транспорта, разрезные картинки с изображением животных севера.
Форма работы: групповая работа с детьми.
Ход занятия.
Здравствуйте, ребята, меня зовут Оксана Владимировна. Я сегодня принесла для вас карту России. Посмотрите, какая большая наша страна. В каком городе мы живем? (Санкт-Петербург) Где находиться наш город на карте? (ребята показывают). Наш город очень большой и красивый, но сегодня я вам предлагаю отправиться в интересное и познавательное путешествие в удивительный край. А куда мы с вами отправимся, вы узнаете из стихотворения
Где всегда, скажите дети,
Полно снега, много льда, (слайд 1)
Ночи длятся по полгода,
Ветры мчат туда-сюда? (слайд 2)
Где под северным сияньем
Люди ездят на санях? (слайд3)
Что за регион планеты,
Где не тает лед в морях? (слайд 4)
Где отчётливо видна
Наших звёзд галактика? (слайд5)
Подскажите место то,
Как зовётся?. (Арктика) (слайд 6)
В: Но прежде, чем отправиться в путешествие, нам необходимо составить список необходимых вещей и составить маршрут следования.
Воспитатель предлагает ребятам сесть на подушки в круг, рядом на доске пишет ответы детей.
Дети перечисляют: Зимнюю одежду, обувь, компас, рация и др.
В: А на чем мы туда поедем?
Воспитатель по очереди достаёт из мешочка различный игрушечный транспорт и то, что подходит для путешествия, откладывают на стол:
Из железа есть у папы
Зверь на гусеничных лапах!
По земле ли, по воде –
Сможет он пройти везде! (вездеход)
Одноглазый, быстроногий
Скачет конь, хоть нет дороги!
Если хочешь, прокатись,
Крепче за рога держись! (снегоход)
Жук гигантский к нам летит,
Громко крыльями стучит,
Пассажиров два десятка
Приглашает на посадку! (вертолет)
(самолет, вертолет, ледокол, вездеход, сани и собачьи упряжки, лыжи). То, что не подходит, убирают в сторону. Проводится беседа, на каком виде транспорта можно добраться на Крайний север.
На глобусе находится точка отправления – Санкт-Петербург и точка прибытия - тундра Чукотки, отмечаются флажками.
Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь поехали!
Крайний Север – это далекие края, где до холодных морей Северного Ледовитого океана простирается тундра: зимой — белая, а летом — красочная и пестрая, где даже в жару не тает снег, где бродят полярные белые медведи и кочуют стада северных оленей. Здесь очень суровые условия жизни.
А теперь поближе познакомимся с основными обитателями этого сурового края.
Воспитатель:
Этот зверь – небоскрёб!
Крупный, белый, как сугроб!
Спрятав нос, вразвалку
Вышел на рыбалку! (белый медведь)
Белый медведь (слайд 7) самый крупный наземный хищник в мире. Его длина достигает 3 м, вес до 1 тонны. У него широкие могучие лапы, которые позволяют ему не только передвигаться по суше, но и плавать в воде.
Чем питается белый медведь?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, белый медведь питается рыбой, но главное его лакомство – тюлени. Он подползает к своей жертве, совершает бросок и мощным ударом лапы выбрасывает тюленя на берег.
У медведицы мамы в ноябре-декабре в ледяных норах рождается 2 – 3 крохотных (размером с ладошку) малыша, которых она выкармливает своим жирным, как сливки, молоком.
Ну, а нам лучше всего соблюдать осторожность и держаться подальше от белых медведей.
С кем белый медведь живет по соседству?
Давайте поговорим об этих животных.
Наточив свои клыки,
Спят у моря толстяки.
Лишь усатый часовой
Крутит важно головой! (морж)
Морж (слайд8) крупное хищное животное. Питается рыбой, охотясь на неё в море. Посмотрите, ребята, у него нет лап, а есть ласты. Морж прекрасный пловец.
Ребята, а для чего моржу такие большие бивни?
Ответы детей.
Воспитатель: Верно, его огромные бивни помогают ему не только обороняться от врагов, с их помощью морж выбирается на сушу из воды. Питаются моржи рыбой.
Северные морские котики (слайд 9) являются морскими животными.
Воспитатель: А почему этих животных назвали котиками?
Ответы детей.
Воспитатель: Острую мордочку украшают длинные усы, за которые их и прозвали морскими котиками. Питаются рыбой и кальмарами. Летом они лежат на скалах или плещутся в воде у берега.
Тюлень (слайд 10) немного похож на морского котика, но с ушами. Задние ласты у него небольшие и на них есть коготки.
Тюлени живут до 30—35 лет. Питаются рыбой.
Воспитатель: Ребята, а кто знает, почему детенышей тюленей называют бельки?
Ответы детей
Воспитатель: Молодцы, потому что они белого цвета.
Морские львы (слайд 11) более крупные животные, чем морские котики.
Воспитатель: Как вы думаете, что похожего есть у этих животных с настоящими львами из Африки?
Ответы детей:
Воспитатель: У некоторых из них есть хохолок на голове, а на шее шерсть образует гриву, из-за чего этих животных и прозвали львами. Даже их рычание и рев похожи на львиные.
Песец (слайд 12) маленькое хищное животное, живущее на севере. Зверек похож на лисицу. Теплый мех позволяет не замерзнуть при самом сильном морозе.
Во время пурги песец прячется в снегу. В этом снежном "доме" песец может провести несколько дней, пока погода не наладится. Рыть норы в мёрзлой земле тундры трудно. Поэтому песцы живут в одних и тех же норах по много лет.
Воспитатель:
Что, за дикий, страшный зверь,
Никогда ему не верь.
Быстро прыгает, кусает,
Каждый точно его знает.
За добычей поспешит.
Знает он в охоте толк,
Отвечаем, это. (Волк)
Полярный волк (слайд 13) имеет светлый с серебристым отливом мех и небольшие уши. К зиме он может сменить цвет шубы на совсем белый.
Он хорошо приспособлен к жизни в Арктике: может годами жить при минусовой температуре, месяцами не видеть солнечного света и неделями оставаться без пищи. Продолжительность жизни: около 17 лет. Полярные волки живут стаями по 7—10 волков. Живут в логове.
В:
Добрый взгляд, гордый вид –
Верный друг стрелой летит.
И везёт вслед за собой
Груз и летом, и зимой.
Северный олень (слайд 14).
Копыта северного оленя особенные. Они широкие, да ещё могут раздвигаться, как растопыренные пальцы. Копытами северный олень раскапывает, разгребает снег, чтобы добраться до вкусного мха (ягеля,
В: Ребята, а как вы думаете, олени едят грибы или нет?
Ответы детей.
В: Да, олени очень любят грибы.
Главное украшение северных оленей - их большие ветвистые рога. Огромные стада кочуют по тундре, совершая большие переходы. Оленеводы пасут стада оленей далеко в тундре
В: Ребята, пока я вам рассказывала про холодную Арктику, то сама замерзла, а вы? Предлагаю всем погреться!
Физкультурная минутка «Кто на севере живет»
По ледяной пустыне (идут по кругу вперевалочку, медленно)
Медведица идет.
За нею медвежата (убыстряют шаг)
Торопятся вперед.
Трещит мороз жестокий (обнимают себя руками)
Повсюду снег и лед. (повороты с вытянутой рукой вправо-влево)
По полынье холодной
За нерпой морж плывет. (идут, делают гребки руками)
Бегут, спешат олени. (руки скрестить над головой – «рога», бегут
Им виден путь едва. высоко поднимая колени)
Над ними тихо кружит (бегут маленькими шажками, руки в стороны)
Полярная сова.
А теперь давайте немного поиграем.
Игра «Узнай «северные» слова».
В: Я буду называть слова, а когда среди них встретятся «северные», вы сразу хлопните в ладоши договорились?.
«Снег, ледник, жара, морж, пустыня, холод, цветок, льдина, лес, морской котик, снежинка, поле, колокольчик, северный олень, северное сияние, радуга.»
В: Молодцы, хорошо справились с заданием.
На экран выводится изображение Северного сияния.
В: ребята, расскажите, вам знакомо это явление природы?
Что за чудо-чудеса?
Загорелись небеса.
Ой, горит-пылает пламя
Над сверкающими льдами!
Кто зажег огонь чудесный,
Золотой костер небесный?
Никого за тучей нет
Это с неба льется свет. (Северное сияние)
Воспитатель: такое явление неживой природы в нашей стране можно наблюдать только на Крайнем Севере, в Арктике. Скажите, правда, похоже на радугу? (ответы детей).
Игра на внимательность
В: ребята, предлагаю вам игру на внимательность. Перед вами разложены карточки с изображениями животных и явлений природы. Закройте, пожалуйста, те картинки, которые не относятся к Крайнему Северу.
(необходимо закрыть картинки с изображениями пустыни, львов, страусов, яхт, и т. д.)
В: ребята, вот и подходит к концу наше путешествие, и нам надо возвращаться домой, в детский сад. Понравилось вам наше путешествие?
Вопросы:
Ребята, почему Север называют Крайним? (Кончается суша и начинается Ледовитый океан). Почему океан называется Северным Ледовитым? (Скован вечным льдом). Что такое тундра? (Это ровная местность, где растут карликовые березки, маленькие ивы мох – ягель). Какие животные проживают на Крайнем севере?