мариана галстян
Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Золотая хохлома. Роспись тарелки по мотивам хохломской росписи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширение знаний о народном промысле хохломская роспись.
Задачи:
- рассказать о появлении хохломской росписи;
- учить последовательно выполнять работу;
- учить красиво располагать узор по всей поверхности тарелки;
- способствовать развитию эстетического вкуса;
- способствовать развитию мелкой моторики рук, через рисование мелких завитков;
- воспитывать интерес к народным промыслам России, гордость за наших мастеров;
- воспитывать интерес к рисованию.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе по теме „Золотая хохлома, Роспись тарелки по мотивам хохломской росписи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Посуда. Все о посуде для детей
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Хохлома. Рисование, роспись
- Темочки
Интеграция образовательных областей: художественно-зстетическое развитие, речевое развитие, позновательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Предварительная работа: Знакомство с произведениями хохломской росписи; рассказ воспитателя о творчестве народных мастеров; рассматривание альбомов; чтение стихов, книг, посвященных золотой Хохломы; упражнения в рисовании элементов узоров хохломской росписи : «травка», «листочки»; «ягодки»
Материалы и оборудование:
Выставка предметов мастеров хохломского промысла; запись произведения П. И. Чайковского «Камаринская»; таблицы поэтапного изображения основных хохломских узоров «травка», «листочки», «ягодки»; иллюстрации хохломских изделий; кисти № 3, деревянные дощечки, гуашь, баночки с водой, подставки для кистей, салфетки
Методические приё мы: рассказ, беседа-диалог, наглядный материал, практическая работа.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Воспитатель –Здравствуйте ребята! У нас сегодня с вами будет необычное занятие, а какое вы сейчас узнайте! Для этого закройте глаза
Что я вижу! Что за диво!
Сколько радости вокруг!
Правда, дети, тут красиво?
Аж захватывает дух!
Открывайте глаза. Ребята мы с вами попали в город мастеров!
(Звучит фонограмма русской народной песни «Камаринская», дети рассматривают выставку)
2. Основной этап
( сюрпризный момент : появляется кукла)
Воспиатель- Здравствуйте ребята, меня зовут Марфуша. Я вас приветствую в нашем волшебном городе мастеров. Хочу вас сегодня познакомить с нашей сказочной посудой и рассказать где родилась Хохломская роспись.
Подойдите ко мне и рассмотрите предметы, не простые предметы откроются вашему взору.
Посмотрите как у нас ложки. Как мы с вами знаем ложки бывают не только для еды, а также музыкальные. А давайте мы поиграем на них.
Дети – Да!
(включается музыка, играем на ложках)
Ребята, вам понравилось играть на ложках?
Дети – Да
Воспитатель- А сейчас я вам расскажу расскажу где родилась Золотая Хохлома.
- Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их расписывал (раскрашивал, что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую» посуду. В каждой избе сверкали «золотом» чашки до ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «золотая хохлома».
А сделать настоящую хохлому совсем не просто.
Сначала мастер вырезает из дерева заготовку - будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, потом ее пропитывают льняным маслом. А золота для «золотой хохломы» и не требуется! Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком!
Ребята а вы бы хотели стать мастерами?
Дети – Да
Воспитатель - Думаю сегодня мы сможем ненадолго превратиться в русских мастеров и самим попробовать расписать посуду. А для этого давайте вместе с вами скажем волшебные слова и сделаем волшебные движения.
Физкультминутка.
Птица хохломская крыльями махала (Руки в стороны, махи)
Крыльями махала – злато рассыпала. (Махи, встряхиваем кисти рук)
Головой качала, в стороны качала (Наклоны головы)
Да, с землицы русской травы собирала. (Наклоны в пол, собираем)
Травы собирала, чаши украшала, (Собираем, обводим руками круг)
Мастерство с любовью нам передавала. (Руки к сердцу, руки вперед.)
-Ну вот мы и мастера и мастерицы.
Воспитатель - Молодцы! Давайте ребята сядем на свои места. Скажите, какие цвета встречаются в узорах?
Дети-четыре цвета: красный, чёрный, жёлтый, зелёный
Воспитатель-Посмотрите, из каких растительных элементов состоит хохломской узор?
Дети- трава, цветы, ягоды
Воспиатель- Вы перечислили элементы, но в хохломской росписи их называют по-иному: завиток, а листья украшены оживкой, в виде прожилок. Тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляники, и завитки трав и листьев. Какой основной элемент в золотой хохломе?
Дети- Завиток является основным элементом хохломской росписи.
Воспиатель-Какое главное правило при составлении узора?
Дети-элементы узора должны располагаться ритмично, на одинаковом расстоянии, повторяя элементы равномерно).
Воспиатель- А теперь давайте возьмем наши волшебные кисточки и приступим к работе.
1. Сначала красной гуашью рисуем три крупные ягодки-клубнички в левой части тарелочки.
2. Рядом с ягодками рисуем один крупный листик
3. Между ягодками и листикам рисуем завитки
4. Добавляем мелкие цветы и завитки наверху.
Воспитатель- Ой ребята, как хорошо у вас получается, я вижу что вы стали настоящими хохломскими мастерами. Нам пора возвращаться в группу, мы возьмем собой наши тарелочки и обязательно их доделаем.
Давайте попрощаемся с Марфушей и скажем ей до свидания!
Дети- До свидания Марфуша
3. Заключительный этап
Воспитатель- Для того чтобы вернутся в группу, давайте закроем глаза. (Звучит фонограмма русской народной песни «Камаринская»)
Что я вижу! Что за диво!
Сколько радости вокруг!
Правда, дети, тут красиво?
Аж захватывает дух!
Воспитатель- Открывайте глаза, теперь мы с вами в группе.
Рефлексия
1. Вам понравилось наше путешествие?
2. У кого мы были в гостьях?
3. Что мы узнали и что делали?