Наталья Дегтярёва
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи «Дикие животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширить и закрепить представления детей о диких животных.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять представления о лесе, как месте обитания диких животных. Закрепить понятие «дикие животные», «детеныши диких животных», «жилища диких животных», «травоядные и хищные животные»;
- закрепить умение определять количество слогов в словах;
- закрепить умение делать звуковой анализ слов.
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи „Дикие животные“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
- развивать наблюдательность, мышление, память, диалогическую речь, активизировать и обогащать словарь.
Воспитательные:
- воспитывать чувство сострадания и ответственности;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание ее сохранить в первозданном виде;
Материал и оборудование:
- аудиозаписи;
- музыкальный центр;
- шкатулка;
- конверты с заданиями;
- карточки с загадками;
- набор игрушек «Дикие животные»;
- картинки с изображениями диких животных;
- шишки по количеству детей;
- пластилин коричневого и чёрного цветов;
- доски для лепки;
- изображение корзины;
- цветы красного и жёлтого цвета по количеству детей.
Герои и декорации:
- Маша из мультфильма «Маша и медведь»;
- Деревья маленькие и большие для создания лесной атмосферы.
Предварительная работа:
- рассматривание картин, иллюстраций о лесе, диких животных;
- чтение произведений о жизни животных в лесу;
- загадывание загадок про диких животных.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой.
Ход образовательной деятельности:
1. Организационный момент:
Воспитатель собирает детей в круг.
- Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся с ними!
- А теперь давайте вспомним, какое сейчас время года?
- Какой месяц?
- Какой месяц будет потом?
- Какой сегодня день недели, если вчера была среда?
- Какой день будет завтра?
- Какая погода за окном?
- А какое у вас сегодня настроение?
- В любую погоду, нет места для злости,
Особенно в день, когда к нам идут гости.
Сюрпризный момент.
Звучит музыка «Зверя по следам любого» из мультфильма «Маша и медведь. На самокате въезжает Маша.
- Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте всем,
Мне помощь нужна, в лесу тихо совсем.
Злая колдунья наш лес посетила
В игрушки зверей она превратила!
- Здравствуй, Маша! Да как же так? Мы с ребятами обязательно тебе поможем, только пока не совсем понимаем как!
- Мне нужно отыскать всех моих друзей, поместить вот в эту шкатулку и отвезти в лес, но для этого нужно выполнить задания злой колдуньи, отправившись в наш сказочный лес.
2. Постановка мотивации.
- Теперь всё понятно. Ребята, поможем Маше?
- Для того, чтобы отправиться в волшебный лес, нужно произнести волшебные слова:
Хлопнем в ладоши вот так, раз, два! (хлопают)
Топнем ногами вот так, раз, два! (топают)
Глазки закроем и прыгнем на месте,
В лес наш волшебный отправимся вместе! (шагают на месте)
Звучит запись со звуками шелеста листьев.
- Какая красота вокруг! И как тихо, только ветер качает листочки на деревьях.
- Ну, что ж, ребята, вы готовы сразиться с колдуньей? А вот и первое задание!
3. Игра «Отгадай загадки»
На столе лежит конверт с загадками.
«Чтоб зверушку получить, нужно постараться.
И в загадках, кто есть кто, быстро разобраться!»
Дети отгадывают загадки, воспитатель вывешивает картинки с изображением животных на доску.
Под соснами, под елками
Лежит клубок с иголками.
(Ежик)
Серый, страшный и зубастый
Произвёл переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех…
(Волк)
Летом сер, зимою бел,
По характеру не смел.
По полянкам скачет ловко,
Любит сочную морковку.
(Заяц)
Из берлоги слышен храп —
Спит хозяин, косолап.
Всю округу замело,
Но ему во сне тепло.
(Медведь)
У меня роскошный хвост,
А характер мой не прост –
Я коварна и хитра.
Глубоко моя нора.
(Лиса)
Я оранжевый зверек,
Шубка тёплая, как грелка,
Хвостик мягкий, как пушок,
Я — старательная …
(Белка)
Важно я хожу по бору,
Съесть могу и мухоморы.
Не боюсь в лесу врага —
Есть копыта и рога!
(Лось)
- Ребята, как одним словом можно назвать этих животных? (Дикие животные)
- А почему мы их так называем? (Они живут в лесу, заботятся они о себе сами: добывают пищу, строят жилища)
- Спасибо, ребята, первое задание колдуньи мы выполнили, а вот и зайчонок и ёжик, которых я кладу к себе в шкатулку.
Маша берёт зайчонка и ёжика со стола и кладёт в шкатулку. (Животных можно поместить за дерево из картона).
4. Игра «Хищники - травоядные»
На столе лежат картинки с изображением животных по количеству детей и конверт с заданием.
«Чтоб зверушку получить, слушай всё внимательно,
На вопросы отвечай, словом, будь старательным!»
- Ребята, чем питаются дикие животные? (Травой, плодами деревьев, орешками, шишками, другими животными)
- Животных, которые питаются растительной пищей, мы называет травоядными, а животных, питающихся другими животными, хищниками.
- Перед вами картинки с изображение животных, вы по очереди будете переворачивать картинки, и называть, какое животное на ней изображено травоядное или хищное?
Дети выполняют задание.
- Вот ребята, молодцы! И с этим заданием вы справились! А вот лисичка и серый волк. Положу-ка я их в шкатулку.
5. Игра «Кто, где живёт?»
Воспитатель берёт следующий конверт с заданием.
«Чтоб зверушку получить, выполни задание:
Назови, кто, где живёт, опиши создание!»
- Ребята, скажите, кто живёт в берлоге? (Медведь)
- Какой он? (Бурый, косолапый, неуклюжий, питается плодами и ягодами, зёрнами хлебных растений, кореньями, травой, почками деревьев и цветов, жёлудями, зимой впадает в спячку, а весной просыпается)
- А кто живёт в норе? (Зайцы и лисы)
- Какие зайцы? (Заяц длинноухий, серый, трусливый. Летом питается разными травами и листьями кустарников. Зимой – обгрызает молодую кору деревьев, поедает веточки ивы, березы, рябины, лиственницы и ели. Зимой шубка белая, а весной серая)
- Кто расскажет о лисе? (У лисы пышный хвост, рыжая шуба и плутоватая узконосая мордочка с красивыми карими глазами, питается лиса грызунами, а так же плодами и ягодами)
- Кто же живёт в логове? (Волки)
- Какие они? (Серые, зубастые, страшные. Их едой являются зайцы, мелкие животные, грызуны)
- Как ещё называют волков? (Санитары леса. Они охотятся на слабых и больных животных, тем самым помогая лесным жителям)
- Кто живёт в дупле? (Белки)
- Кто расскажет о белках? (Белки рыжие, маленькие, быстрые, питаются шишками, грибами и ягодами)
- Какие вы молодцы! Как много вы знаете! А вот и медведь, положу-ка я его в шкатулку.
6. Физминутка.
- Ребята, вы спасли уже так много животных, пора немного отдохнуть. Встаньте в круг. Повторяйте за мной.
Звучит песня «Пляска лесных зверей»
На полянку прибежали мишки и зайчата. (Водят хоровод)
Праздник весело встречают шустрые зверята.
За лапку, за лапку, за лапку берись, (Встают парами)
Зайчонок и Мишка, скорей покружись. (Кружатся)
Лапками захлопала, хлопай веселей, (Хлопают)
Ножками затопала, топай посильней. (Топают)
За лапку, за лапку, за лапку берись,
Зайчонок и Мишка, скорей покружись.
Ушки мы погладили, станет нам теплей, (Гладят ушки)
Покрутили хвостики, будет веселей. (Виляют попой)
За лапку, за лапку, за лапку берись,
Зайчонок и Мишка, скорей покружись.
7. Игра «Назови детёныша»
Воспитатель берёт следующий конверт с заданием.
- А вот и ещё один конверт!
«Чтоб зверушку получить, назови детёнышей,
Слоги посчитай в словах, да смотри, без помощи»
- Ребята, я буду называть животное, а вы должны мне сказать, как называются их детёныши и посчитать, сколько слогов в их названии.
- У медведя… (Медвежонок. 4 слога)
Дети называют детёныша и хлопками считают слоги.
- У лисы…
- У волка…
- У зайца…
- У ежа…
- У белки…
- У лося…
- Спасибо! Теперь ещё и белочка в шкатулке.
8. Продуктивная деятельность (Лепка ёжиков).
- А теперь нас ждёт ещё одно задание!
Воспитатель берёт конверт с заданием.
«Чтоб зверушку получить, меня нужно удивить!
Предлагаю вам ежей я из шишек налепить».
- Вот это задание! Но, я думаю, мы с вами справимся! Проходите на свои места.
- Перед вами шишки и пластилин. Шишки уже похожи на туловище ёжика, осталось вылепить мордочку. Для того, чтобы наши пальчики стали послушными, сделаем для них зарядку.
Пальчиковая гимнастика.
- Ёж, ёж, где живёшь? (Собирают пальцы в замок и раскрывают, изображая иголки ежа)
Ёж, ёж, где живёшь?
- Я живу в густом лесу! (Ладони с разведёнными пальцами складывают друг к другу и крутят из стороны в сторону)
Я живу в густом лесу!
- Ёж, ёж, что несёшь? (Собирают пальцы в замок и раскрывают, изображая иголки ежа)
Ёж, ёж, что несёшь?
- Деткам яблоки несу! (Стучат кулаками)
Деткам яблоки несу!
Буду яблоки делить, (Ребром одной ладони стучат о кулак другой)
Малых деточек кормить!
Продуктивная деятельность.
- Мордочка у ёжика будет из пластилина. Сначала катаем шарик, затем заостряем носик, словно ёжик принюхивается. Аккуратно присоединяем носик к шишке и пальчиками сглаживаем место соединения. С помощью чёрного пластилина делаем глазки - бусинки и мочку носика. Наши ёжики готовы!
- Маша, посмотри, и с этим заданием ребята прекрасно справились! А вот ещё одно животное – это лось, забирай его в свою шкатулку.
- Спасибо, ребята за помощь! Теперь все лесные жители в моей шкатулке. А вот, чтобы они ожили, вам нужно выполнить ещё одно последнее задание. А я побегу в лес, а то превратятся игрушки в настоящих животных и перепугают всех и такой
бардак начнётся! До свидания, ребята! Вы большие молодцы!
- До свидания, Маша! Счастливого пути!
9. Игра «Звуковой анализ слов»
На доске набор карточек, на которых изображена картинка и схема слова в виде квадратиков и набор красных, зеленых и синих квадратов. Детям предлагается проговорить слово, и расположить цветные квадраты на схеме.
«Чтоб животных оживить, нужно звук определить
И на схеме слова срочно этот звук расположить!»
- Ребята, я уверенна, что и с этим заданием вы легко справитесь! Перед вами схемы слов, нужно провести их звуковой анализ.
- Для начала вспомним, какими бывают звуки? (Гласными, их обозначаем красным цветом. Согласные твёрдые, их обозначаем синим цветом, мягкие – зелёным)
Дети по очереди или группами по три человека выполняют задание.
- Вот теперь злые чары колдуньи пали и все животные ожили. Интересно, как сейчас в лесу?
Звучит аудиозапись со звуками леса.
- Сейчас в лесу, по-прежнему шумно, и все лесные жители заняты своими делами. Как-нибудь мы обязательно пригласим Машу в гости, и она нам подробнее расскажет о жизни своих друзей.
10. Рефлексия.
- Вот и подошло к концу наше лесное путешествие. Пора возвращаться в детский сад. Повторяйте за мной.
Хлопнем в ладоши вот так, раз, два! (хлопают)
Топнем ногами вот так, раз, два! (топают)
Глазки закроем и прыгнем на месте,
В наш детский сад отправимся вместе! (шагают на месте)
- Ребята, скажите, кто же живёт в лесу? (Дикие животные)
- Кто из лесных жителей является хищником? (Животные, которые питаются другими животными)
- Назовите травоядных животных? (Заяц, ёж, белка)
- Кто из лесных жителей самый трусливый? (Заяц)
- Какие животные на зиму впадают в спячку? (Медведи, ежи)
- Самый запасливый лесной зверек - это? (Белка)
Воспитатель требует от детей полных ответов.
- Ребята, вы такие молодцы! Но мне ещё хотелось бы похвалить и Машу, ведь именно она решила помочь жителям леса. А давайте её отблагодарим, подарим ей вот такую огромную корзину цветов! Если вам очень понравилось наше путешествие, приклейте красный цветок, а если было скучно – жёлтый!
Дети приклеивают цветы на корзину.
- Смотрите, какой замечательный букет получился!