МААМ-картинки

Конспект занятия «Пензенский край — частица России» в подготовительной группе

галина колотова
Конспект занятия «Пензенский край — частица России» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №2 ГОРОДА КАМЕНКИ КАМЕНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект занятия в подготовительной группе

«Пензенский край – частица России».

Подготовила :воспитатель

высшей квалификационной категории

Колотова Г. В.

.

г. Каменка,2024г

Цель: познакомить детей с историей своего родного края.

Задачи:

1. Формировать представление о своем крае, как части России.

Темочки:

2. Обобщать знания детей о природе родного края.

3. Знакомить детей с народами, населяющими Пензенскую область.

4. Дать представления о народных промыслах Пензенской области.

5. Воспитывать патриотические чувства к своей малой Родине, гордость за свой город, любовь к месту, где живешь, её природе.

Оборудование: презентация «Пензенский край – частица России», сундук, карта Пензенской области, бутылка минеральной воды «Кувака», герб Пензенской области; пазлы герба Пензенской области, России, флага России, флаг Пензенской области; лапти, тюбетейка, рубаха; Абашевская игрушка; портрет М. Ю. Лермонтова; стол для предметов, для сундука.

Предварительная работа: заучивание стихов о народах Пензенской области, знакомство с реками Пензенской области, их названиями.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Ход занятия:

Воспитатель: Не заменят край родимый

Никакие чудеса!

Только здесь всё так любимо –

Реки, горы и леса.

Здесь от милого порога

Начинается страна.

Стран других на свете много,

Только Родина одна!

(1. Слайд)

Дети, а что такое Родина?

Дети: Родина – это то место, где родился и живёшь. Родина – это место, где твой дом, твои родные, твои друзья.

Воспитатель: Верно вы сказали. А в какой стране мы с вами живём?

Дети: В России! (2. Слайд)

Воспитатель: Правильно, Россия – это наша родная страна, наша Родина. Посмотрите, какая большая наша Россия! Много в нашей стране различных мест и называются они области, края, республики. А кто знает, как называется наша область?

Дети: Наша область называется Пензенская.

Воспитатель: Верно. А ещё нашу область называют Сурский край. Знаете, почему? По названию нашей главной реки Суры. Пензенская область наша малая родина, то есть то место, где вы родились и живёте.

И сегодня мы с вами постараемся заглянуть в прошлое Пензенской области. А поможет нам в этом сундук. В старину сундук заменял людям шкаф. Поэтому всё самое ценное, красивое и дорогое сердцу складывали в него.

(Воспитатель открывает сундук и достаёт оттуда карту)

Воспитатель: Как вы думаете, что это?

Дети: Это карта!

Воспитатель: Да, но карта не простая. Это карта Пензенской области. Посмотрите на экран! (3. Слайд) Какого цвета больше на карте?

Дети: Светло-зелёного.

Воспитатель: Светло-зелёным цветом на карте обозначены поля. Зелёным и тёмно-зелёным цветом обозначены леса. Какой вывод сделаем? Чего больше в Пензенской области?

Дети: Больше полей.

Воспитатель: Правильно. Посмотрим, что ещё лежит в сундуке?

(Воспитатель достаёт бутылку минеральной воды «Кувака»)

Что это, дети?

Дети: Это вода.

Воспитатель: Это вода, да не простая! Это минеральная вода «Кувака», добывают её в нашей области из гремучего родника, который так и называется «Кувака».(4. Слайд)

В Пензенской области много родников, рек, прудов и озёр.

А какие реки Пензенской области вы знаете?

Дети: Атмис, Сура, Хопёр, Ворона.

Воспитатель: А какая самая главная река в области?

Дети: Сура.

Воспитатель: Молодцы! Посмотрим, что ещё лежит в сундуке?

(Воспитатель достаёт изображение герба Пензенской области. Что это?

Дети: Это герб.

Воспитатель: Верно, это герб Пензенской области. Посмотрите, что на нём изображено? (5. Слайд)

Дети: На гербе изображён зелёный щит, снопы, красная лента и корона.

Воспитатель: Правильно. Зелёный щит символ здоровья. Три снопа: из пшеничных колосьев, ячменных колосьев и просяных колосьев указывают на богатство и плодородие Пензенской земли. Красная лента символ мужества, силы и трудолюбия жителей области. Царская корона является символом исторического наследия.

У каждой страны есть свой флаг. Какой флаг у России?

Дети: У России флаг из трёх полос: белой, синей и красной.

Воспитатель: Верно. (6. Слайд)

В нашей стране каждая область тоже имеет свой флаг. Посмотрите на экран. (7. Слайд) Это флаг Пензенской области.

Флаг Пензенской области представляет собой прямоугольное полотнище с отношением ширины флага к его длине 2:3, состоящее из двух вертикальных полос: зеленого цвета (у древка, шириной 1/5 длины полотнища) и желтого цвета.

В центре желтой полосы располагается многоцветный вариант полного герба Пензенской области. Высота изображения герба равна 2/3 ширины флага. Зеленый цвет символизирует здоровье и жизненный рост. Красный цвет символизирует жизнеутверждающую силу, мужество, праздник, красоту и труд. Желтый цвет символизирует уважение и интеллект, богатство и стабильность, а также свет и духовность. (Cтатья 15 Устава Пензенской области, Закон Пензенской области от 15 апреля 2022 года N 3815-ЗПО «О флаге Пензенской области»).

А сейчас познакомьтесь с гимном Пензенской области.

(Прослушивание аудиозаписи «Гимн Пензенской области» сл. К. Сурской, муз. В. Огарёва)

Гимн, флаг и герб это символы Пензенской области. Запомните это слово «символы».

А сейчас, предлагаю вам разделиться на 4 команды. Для этого возьмите карточки с цифрами и подойдите к соответствующему столу.

(Дети делятся на команды)

Воспитатель: Задание командам. Перед вами фрагменты гербов и флагов. Ваша задача собрать паззл и назвать, какой герб или флаг вы собрали. (Звучит музыка).

Дети: Мы собрали герб России. Мы собрали герб Пензенской области. Мы собрали флаг Пензенской области. Мы собрали флаг России.

Воспитатель: Молодцы! Посмотрим, что ещё лежит в сундуке?

(Воспитатель достаёт тюбетейку, лапти, рубаху).

Что это? Кому это принадлежит?

Дети: Это лапти, шапка, рубашка. Их люди носили раньше.

Воспитатель: Лапти были распространённой обувью, их носили и русские, и мордва. Тюбетейку носят татары. Рубаха тоже элемент одежды русских, татар и мордвы. (8. Слайд)

Так исторически сложилось, что три народа: русские, татары и мордва проживают на территории Пензенской области. И у каждого народа своя история, свои обычаи, свои праздники и свои игры.

Предлагаю вам поиграть в весёлую татарскую игру «Тимербай»

Правила игры: Дети встают в круг, выбирают водящего – Тимербая. Он становится в центре круга. Все произносят слова. С последними словами водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить за ним. Затем водящий выбирает кого-то вместо себя и игра повторяется. Движения, которые уже показывались повторять нельзя. Все показанные движения надо выполнять точно. (Для усложнения в игре можно использовать малые мячи, ленты, верёвки)

Водящий вместе с игроками говорит слова:

Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

Нашалились, наплескались.

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали.

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

Воспитатель: Заглянем в сундук? Посмотрим, что там ещё лежит?

(Воспитатель достаёт глиняную игрушку)

Кто знает, что это такое?

Дети: Это глиняная свистулька. (9. Слайд)

Воспитатель: Правильно. Это народная игрушка-свистулька из села Абашево Пензенской области. Называется она Абашевская игрушка. А какие ещё народные игрушки вы знаете?

Дети: Дымковская, Филимоновская, Каргапольская.

Воспитатель: Наша Абашевская игрушка – это свистульки, изображающие животных. Но особенностью является то, что животные принимают сказочный облик. Это козы с длинными и острыми рогами, олени с многоярусными рогами, люди, будто наряженные в дикие карнавальные маски. Абашевская игрушка отличается от других яркими красками: синей, зелёной, красной в сочетании с серебряной и золотой.

А ещё в Пензенской области жила мастерица Екатерина Медянцева, которая мастерила танцующих кукол из соломы. (10. Слайд)

Пензенская область всегда славилась и другими народными промыслами. Посмотрите на экран.

Во многих районах Пензенской области жили умельцы, занимающиеся резьбой по дереву. (11. Слайд)

(12. Слайд) Развит в нашей области и художественный стекольный промысел. На стекольном заводе в Никольске изготавливали стеклянные и хрустальные изделия.

(13. Слайд) Развита была и роспись по дереву. Расписывалась посуда, домашняя утварь и наличники на окнах. Но самобытной пензенской росписи не существует. Потому что, наши умельцы владели всеми известными народными росписями.

(14. Слайд) Было развито пуховязание и валяльный промыслы. А так же лозоплетение. (15. Слайд)

Вот какие умельцы жили в Пензенской области! Многие промыслы сейчас возрождаются.

Заглянем в сундук, посмотрим, что там ещё осталось?

(Воспитатель достаёт портрет М. Ю. Лермонтова)

Воспитатель: Ребята, знаете ли вы, кто изображён на портрете(16. Слайд)

Дети: Это Лермонтов!

Воспитатель: Верно. Это наш земляк великий русских поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. Пензенская земля славится знаменитыми людьми. Среди них писатели: Иван Куприн (17. Слайд, Александр Радищев(18. Слайд, Николай Лесков (19. Слайд), историк Василий Ключевский (20. Слайд, врач хирург Николай Бурденко(21. Слайд).

А так же наш современник космонавт Александр Самокутяев (22. Слайд).

Много героев дала Пензенская земля во время Великой Отечественной войны, Афганской и Чеченской войн. Их имена носят улицы и школы, их помнят и чтят все пензенцы.

Вот и опустел наш сундук. Сегодня мы познакомились с историей родного края.

Воспитатель:Кто запомнил, как по другому называют Пензенскую область?

Дети: По другому Пензенскую область называют Сурский край!

Воспитатель:Какие народы живут в нашей области?

Дети: В нашей области живут народы: русские, татары, мордва!

Воспитатель: Чем славится Пензенская земля?

Дети: Пензенская земля славится знаменитыми людьми. Среди них писатели: Иван Куприн, Александр Радищев, Николай Лесков, историк Василий Ключевский, врач хирург Николай Бурденко.

А так же наш современник космонавт Александр Самокутяев.

Воспитатель:Что нового вы узнали о Пензенской области? (23. Слайд)

Воспитатель: Мне не надо далей пенистых,

Не ищу иной красы я.

Край родимый, край мой пензенский,

Ты и есть моя Россия!

Любите свою Родину и гордитесь ею!

Публикации по теме:

«Север край неповторимый». Конспект интегрированного занятия по краеведению в подготовительной группе«Север край неповторимый». Конспект интегрированного занятия по краеведению в подготовительной группе Задачи: Образовательные: -Закрепить знания детей об особенностях природных условий тундры и об особенностях северного оленя. -Формировать.

Фоторепортаж «Прогулка по зоопарку» в рамках проекта «Край мой Пензенский»Фоторепортаж «Прогулка по зоопарку» в рамках проекта «Край мой Пензенский» Попова Валентина Фоторепортаж. «Прогулка по зоопарку» в рамках проекта «Край мой Пензенский» Уважаемые коллеги, гости моей странички сегодня.

Фотоотчет о посещении Пензенского океанариума в рамках проекта «Край мой Пензенский»Фотоотчет о посещении Пензенского океанариума в рамках проекта «Край мой Пензенский» Попова Валентина Фотоотчет о посещении Пензенского океанариума в рамках проекта «Край мой Пензенский» В минувшие выходные мне удалось.

Фотоотчет о проведении праздника «Парад колясок» в рамках проекта «Край наш Пензенский»Фотоотчет о проведении праздника «Парад колясок» в рамках проекта «Край наш Пензенский» Попова Валентина Фотоотчет о проведении праздника «Парад колясок» в рамках проекта «Край наш Пензенский» Весна уверенно шагает по планете,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Пензенский край — частица России» в подготовительной группе
Опубликовано: 9 декабря 2024 в 21:07
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Пензенский край — частица России» в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем галина колотова (УИ 569956) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
10 января 2025 пятница
Международный день благодарности комнатным растениям
Буратино - герой самой популярной детской книги А.Н.Толстого
11 января 2025 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД