Харченко
«Путешествие в сказку А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Конспект занятия в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной группе на тему:
«Путешествие в сказку А. С. Пушкина «сказка о царе Салтане…»
Цель: Обобщить знание детей по сказке А. С. Пушкина.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить детей понимать красоту и силу русского языка, учить применять образные выражения.
2. Закреплять знания о творчестве А. С. Пушкина, его стихах и сказках
3. Формировать умение точно и последовательно, полным предложением, отвечать на поставленные вопросы.
Развивающие:
1. Развивать творческие способности, память, воображение.
2. Приобщать к владению русским языком, развивать фонематический слух.
3. Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию произведения, подбирать слова для характеристики героев.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес и любовь к творчеству великого поэта.
2. Воспитывать чувство прекрасного, умение ценить и понимать поэзию.
Предварительная работа:
Чтение произведений А. С. Пушкина, просмотр мультфильмов, беседы о творчестве великого поэта.
Оборудование:
Большая книга с изображением трех чудес.
Набор картинок для восстановления последовательности одного из событий сказки.
Использование ИКТ
Использование образовательных технологий:
«Развитие речи детей 5-7 лет» под редакцией О. С. Ушаковой,
В. В. Гербова «Занятие по развитию речи в подготовительной группе».
Ход занятия
1. Мотивация
-Ребята вы любите путешествовать?
-На каком виде транспорта вам нравится путешествовать?
-Какие виды транспорта вы еще знаете?
Я сегодня предлагаю Вам путешествие на необычном виде транспорта –это машина времени! Стоит ее вежливо попросить, и она перенесет в любое место. Подумайте, как можно вежливо попросить?
(дети говорят свои предложения)
2. Обобщение знаний детей по сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о его сыне славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о его прекрасной царевне – Лебедь».
Воспитатель и дети попадают в сказочную страну. На поляне стоит большая волшебная книга. Воспитатель предлагает детям открыть книгу и посмотреть, что же там внутри.
3. Беседа по иллюстрации
На картине изображена белка с орешками. Расскажите, что Вы видите на картинке?
-Из какой сказки эта иллюстрация? /сказка о царе Салтане…/
-Кто написал сказку? /А. С. Пушкин/
-Какие еще сказки А. С. Пушкина вы знаете? / «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о золотом петушке»/
-С чего начинается любая сказка? /с зачина/
-Какие зачины Вы знаете?/Жили- были, В тридевятом царстве, За горами за лесами. /
Давайте с вспомним с каких слов начинается сказка А. С. Пушкина «сказка о царе Салтане…»
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.»
«Кабы я была царица,-
Говорит ее сестрица,-
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна.» -
«Кабы я была царица,-
Третья молвила сестрица,-
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».
-Что же случилось с девицами дальше?/Одна стала поварихой, другая ткачихой, а третья- царицей и родила сына. /
-Как его назвали?/Гвидон/
-Что стало с царицей и ее сыном дальше?/Они попали на остров/
-Как называется остров на который попала царица со своим сыном?/Буян/
4. Беседа о чудесах.
-Что интересного происходило на острове Буяне?/Чудеса/
-Что такое чудо? Как вы понимаете это слово?/Это когда происходит что то волшебное, необыкновенное, прекрасное, интересное. /
Какие чудеса происходили на острове? Сколько их было?/Белочка с орешками, Тридцать три богатыря, царевна- лебедь/,/три чуда/.
-Вспомните как писатель описывает первое чудо?
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поет
И орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра чистый изумруд.
Вот что чудом-то зовут.
-О каком чуде говорит автор? /о белочке/
-Что белочка умела делать? /песенки петь, орешки грызть. /
Какие орешки?/не простые, все скорлупки золотые, ядра чистый изумруд/
Ребята, мне очень нравится песенка, которую пела белочка. Я вам ее сейчас спою, а вы послушайте. Нравиться? А вы помните эту песенку? А теперь давайте споем ее вместе.
Песня белочки
Во саду ли, во городе
Девица гуляла
Она ростом не величка,
Лицом- круглоличка.
-О ком говорится в песенке?/О девице/
-Опишите ее. /Составление рассказа по картинкам/
Ребята, давайте еще раз посмотрим на нашу иллюстрацию.
-Да не простые. Белочка приготовила нам задание: с помощью картинок восстановить последовательность одного из событий сказки.
Часть детей при помощи картинок составляет одно из событий сказки. Другая половина определяет, правильно ли составлена последовательность.
Карточки
/1 Царь ступил на двор широкий
2 Белка песенку поет
3 Золотой орех грызет
4 Изумрудец вынимает
5 И в мешочек опускает/
- Вам понравилась первая страничка в книге?/понравилась/
-Дальше смотреть будем?/будем/
Переворачиваем страничку. На картине изображены тридцать три богатыря.
-Кто изображен на картине? /тридцать три богатыря и с ними дядька Черномор/
-Как описывает А. С. Пушкин это чудо?
/Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге-
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря,
В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор,
Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит…/
-Кто такие богатыри?
-Вам нравятся богатыри? Почему?/Потому, что они сильные, отважные, крепкие, здоровые. /
-Чтобы быть такими крепкими и сильными, и здоровыми, что нужно делать?
/закаляться и делать зарядку/
Давайте с вами под музыку сделаем необычную, волшебную зарядку.
Физкультминутка/Тридцать три богатыря/
Молодцы, теперь я вижу, что вы такие же крепкие, сильные и здоровые, как тридцать три богатыря.
Беседа о третьем чуде
Посмотрите, в книге есть еще одна страничка. /переворачивают/
-Какое чудо изображено на этой страничке?/это третье чудо/
-Кто нам расскажет о нем?/воспитатель вызывает желающего/
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама то величава,
Выступает словно пава,
А как речь то говорит,
Словно реченька журчит.
Молвить можно справедливо,
Это диво, так уж диво. /
-О ком говорит автор?/о царевне Лебедь/
-Опишите царевну. /прекрасная, чудесная…/
-Почему она чудесная?/потому что творила чудеса/
Итог
- О каких чудесах мы узнали в сказке А. С. Пушкина?
-Как чудеса помогли князю Гвидону и его матери?
-Какими словами закончилась эта сказка?
-Чем заканчивается любая сказка?
-Кто помнит концовки сказок А. С. Пушкина?