Анастасия Черемных
Конспект занятия в подготовительной группе «Ленинскому округу города Иркутска 100 лет!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной группе
Тема: "Ленинскому округу города Иркутска 100 лет!"
Цель:
• познакомить детей прошлым и настоящим родного города, округа
• расширить и углубить знания детей о своем районе
• формировать чувство патриотизма и любви к малой родине
Задачи:
• познакомить детей с исторически значимыми и памятными местами своего района
• воспитывать интерес к истории родного города, округа, района
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Ленинскому округу города Иркутска 100 лет!“» размещена в разделах
• формировать элементарные временные и исторические представления
• развивать познавательные интересы, зрительное восприятие, память
• воспитывать уважительное отношение к родному городу
• развивать коммуникативные навыки, связную речь
Оборудование:
• проектор
• аудиозаписи песен о г. Иркутске
• презентация
• клубок для игры-викторины
Предварительная работа:
• беседы о городе Иркутске, Ленинском округе
• рассматривание иллюстраций и фотографий с видами родного города, округа
• знакомство с гербом города Иркутска
• чтение и разучивание стихов об Иркутске
• рисование на тему "Мой любимый район"
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, 3 ноября 2020 года, Ленинскому округу г. Иркутска исполняется 100 лет! Для того, чтобы узнать с чего начиналась история нашего округа, мы сейчас отправимся в увлекательное путешествие, в прошлое нашего города Иркутска, в прошлое нашего Ленинского округа, в прошлое нашего микрорайона Ново-Ленино! А потом вернемся в настоящее и посмотрим, как сейчас выглядят те места, с которых начиналась история!
А для того, чтобы нам перенестись в прошлое, нужно произнести волшебные слова:
В руки палочку возьму
Волшебство я призову,
Чудо в гости к нам придет,
В старину нас унесет!
1. История Ленинского округа презентация
Текст к слайдам:
История Ленинского округа
XVII в. - начало XIX в. Первое заселение территории: посёлок Жилкино
Город Иркутск основан в 1661.
В те далекие годы современная территория Ленинского округа была покрыта озерами, рощами. Вслед за казаками Якова Похабова пришли и монахи со старцем Герасимом. В "Летописи г. Иркутска" В. А. Кротова записано: "1672 года в декабре заложен Вознесенский монастырь старцем Герасимом по грамоте сибирского митрополита Герасима". Первой постройкой стала деревянная церковь Вознесения Господня, от нее и получил свое название монастырь. Отведенные монастырю земли заселялись разными людьми, образовались монастырские вотчины, среди которых была Жилкинская заимка, выросшая впоследствии в Жилкинское селение. В 1710 вкладчиком Вознесенского монастыря Саввой Боковым была основана деревня, названная по его фамилии – Боково.
Первой постройкой нынешней территории Ленинского округа была деревянная церковь Вознесения Господня (1672 г.) в Жилкино. Позже церковь была перестроена в Вознесенский монастырь. Вскоре на отведенных ему землях, образовались монастырские вотчины, среди которых Жилкинская заимка, известная сейчас как Жилкино. Вознесенский монастырь стал одним из первых очагов просвещения в Сибири. На его территории работали 2 школы: для крестьянских детей и школа, где преподавали монгольский язык (1725 г.)
В Вознесенском монастыре вплоть до своей кончины проживал Иннокентий (Иван Кульчицкий, епископ Иркутский и Нерчинский. Благодаря ему Иркутская православная епархия получила самостоятельный статус, а монастырь значительно поправил своё положение. В 1805 он был причислен к лику святых.
Монастырь стал центром для образовавшихся вокруг него деревень: Боково и Подгородно-Жилкино (ранее — Жилкинская заимка).
В 1872 монастырь купил у жилкинских крестьян за 130 десятин земли. На этих землях монастырь разместил маслобойню, кирпичный завод, скотный двор, а на небольшой горке поставил деревянную церковь и дом для монахов - скит.
Михайло-Архангельская церковь
3 мая 1872 года на территории скита Вознесенского монастыря была заложена деревянная церковь и братские кельи. 27 июня 1876 года церковь была освящена.
В 1938 году церковь закрыли.
С 23 мая 1944 года Скитская церковь вновь открыта для прихожан.
XIX в. Образование поселка Иннокентьевский
В 1894, во время строительства Транссибирской железнодорожной магистрали, на монастырских землях (53 га) была построена станция Иннокентьевская (ныне Иркутск-Сортировочный, названная так в честь святого Иннокентия. Возле неё возник поселок Иннокентьевский. В нём жили преимущественно ремонтные рабочие и другой персонал, обслуживавший станцию.
27 июля 1898 года на станцию прибыл первый железнодорожный поезд. Постепенно возрастал поток поездов по Транссибу, рос и посёлок. В Иркутск ехали целыми семьями, причём не только русские крестьяне и интеллигенция, но также венгры, поляки, чехи, словаки. В 1901 население Иннокентьевского составляло около тысячи жителей, а через четыре года - уже более 5 тысяч. В 1905 в поселке насчитывалось 474 двора, 7 улиц и пять переулков.
XX в. Образование и развитие Ленинского района
В 1912 по обе стороны железной дороги проживало около 8 тысяч человек. В феврале 1917 года поселки были присоединены к Иркутску и подчинены его городскому правлению.
3 ноября 1920 года поселок Иннокентьевский получил имя Ленина. Образовалась административная единица Ленинский район, куда вошли поселки Жилкино, Боково, а также территория Глазковского предместья.
Сад Томсона
Август Карлович Томсон, латыш по происхождению, приехал в Иркутск в 1908 году. Работал маляром на железнодорожной станции. Сын лесника, он и в Сибири не оставлял мечты о саде: выписывал литературу, изучал сибирскую флору. С детства работая с деревьями, он понимал, что теплолюбивые саженцы погибнут на новом месте. Вот если бы сочетать урожайность культурных сортов и морозоустойчивость местных дикоросов!
Участок земли под опытную деляну получить долго не удавалось, поэтому первые саженцы выращивались в кадках в квартире. Наконец Томсону удалось купить небольшой участок, где путем прививки культурных сортов на местные яблоньки он к 1912 году добился плодоношения у двух растений.
В 1914 г. неожиданная помощь пришла от крестьян Подгородно-Жилкинского селения. Побывав в садике Томсона и заинтересовавшись, они сдали ему в аренду на 12 лет неудобные для пашни 10 десятин земли на Ново-Иннокентьевском выселке. Вдвоем с женой выкорчевывали вековые пни, рубили березняк, переносили саженцы на новое место.
В 20-е годы его труды наконец-то были вознаграждены. Пришедшие к власти Советы сразу увидели пользу в деятельности Томсона. Саженцы стали применять для озеленения Иркутска.
Детский сад №95
Детский сад начал функционировать с 29 сентября 1961 года, открыв свои двери для детишек работников мотостроительного поезда 272 ВСЖД. С начала открытия учреждение располагалось на улице Ушинского. Но с течением времени изменился адрес детского сада- он стал располагаться по адресу: ул. Мичурина, 8. Детский сад был рассчитан на 4 группы и располагался в двух одноэтажных зданиях. В одном здании были ясельная и санаторная группы, медицинский кабинет и пищеблок, а в другом- средняя и разновозрастная группы для детей с 5 до 7 лет, кабинет заведующей и методический кабинет.
Воспитатель: Ребята, вот мы и побывали в прошлом нашего Ленинского округа, а теперь нам пора возвращаться, и посмотреть, как же эти места выглядят сейчас- в настоящем!
Снова палочкой волшебной
Я взмахну четыре раза
В детский садик непременно
Дети все вернутся сразу!
Воспитатель: Ребята мы долго смотрели на экран проектора, и для того, чтобы наши глазки отдохнули, давайте поиграем, сделаем зрительную гимнастику!
2. Зрительная гимнастика:
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро — быстро поморгаем
И немножечко потрем.
Посмотри на кончик носа
И в «межбровье» посмотри.
Круг, квадрат и треугольник
По три раза повтори.
Глазки закрываем,
Медленно вдыхаем.
А на выдохе опять
Глазки заставляй моргать.
А сейчас расслабились
На места отправились.
3. Игра-викторина "Волшебный клубочек"
Ты катись, катись клубочек
Быстро, быстро по рукам
У кого сейчас клубочек
Даст ответ скорее нам!
Вопросы:
• Назови город, в котором мы живем?
• Жителей нашего города называют?
• Назови округ в котором мы живем?
• Назови микрорайон, в котором мы живем?
• Назови главную улицу нашего микрорайона?
• Назови улицу, на которой стоит наш детский сад?
• Назови номер нашего детского сада?
• Как называется главная железнодорожная станция нашего микрорайона?
• Как называется природно-исторический памятник, расположенный рядом с нашим детским садом?
• Назови улицу, на которой ты живешь?
4. Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами познакомились с прошлым нашего округа, посмотрели, как выглядит наш округ в настоящем! Расскажите, что вам понравилось в нашем занятии? Что больше всего запомнилось?