Лучший педагог года

Конспект занятия в подготовительной группе «День славянской письменности и культуры»

Фортуна Татьяна
Конспект занятия в подготовительной группе «День славянской письменности и культуры»

Конспект занятия в подготовительной группе

«День славянской письменности и культуры»

Цель: Воспитывать любовь к Родине, уважение к народным традициям.

Задачи: - дать знания о Кирилле и Мефодии, как основоположниках славянской письменности.

- формировать у детей представления о сходстве и различии современной и славянской азбук;

Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „День славянской письменности и культуры“» размещена в разделах

- формировать нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру.

- познакомить со старославянским алфавитом;

Методы и приемы: Активация деятельности различных анализаторов:

словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ, вопросы проблемного характера)

игровые (подвижные, сюрпризный момент)

практические (занимательные упражнения, чтение пословиц, стихотворений, динамическая пауза, рефлексия)

Оборудование: Демонстрационный: Азбука, компьютерная презентация, камень, береста, мелки восковые, листы бумаги, выставка книг, магниты, 2 доски магнитные, буквы алфавитов (русский и кириллица).

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим на очень интересную тему. А что бы вы поняли о чем пойдет речь, отгадайте загадку:

«На странице букваря тридцать три богатыря.

Мудрецов богатырей, знает каждый грамотей»

Дети : Буквы, алфавит.

Воспитатель: Правильно. У каждого народа своя азбука, но было время когда дети не умели ни писать ни читать, когда на свете не существовало букв.

«О светло светлая и красно украшенная Земля Русская!

И многими красотами удивлена еси:

Озерами многими удивлена еси,

Реками и кладезями местночестными,

Горами крутыми, холмами высокими,

Дубравами чистыми, полями дивными,

Зверями различными, птицами бесчисленными,

Городы великими, селами дивными…»

А сочинил это стихотворение мальчик Данилка. Жил он в деревне на берегу реки. Больше всего он любил слушать бродячих сказителей. Они рассказывали о подвигах героев, о приключениях отважных мореплавателей, о красоте родной земли. Очень хотелось запомнить слово в слово эти рассказы, но их так много и такие длинные!

Воспитатель: какая мысль могла прийти в голову Данилке?

На чем мог рисовать Данилка?

Дети: на камне, песке. глине, бересте.

Воспитатель: Молодцы! все это можно использовать для рисования. Давайте проверим (дети пробуют рисовать на мокром песке (на берегу речки) вода смываем водой; так же рисуют на глине – полить водой). Ребята какой можно сделать вывод.

Дети: побежавшая волна смыла рисунок. А дождь размыл глину, лучи солнца стерли рисунок даже с камня.

Воспитатель: Но земля матушка сохранила свернутый трубочкой кусок березовой коры- бересты. Развернули и вот что увидели это чудом сохранившиеся Данилино послание (показываю берестяной рисунок, переведенный на лист бумаги. Предлагаю детям пересказать, что они видят) Что вы здесь увидели?

Дети: Высокие горы, по реке плывет лодка, красивый город…

Воспитатель: Постепенно рисунки превратились в значки, каждый значке обозначал какое-нибудь слово. (показываю детям значки и предлагаю детям назвать их)

Дети: Сова, лист, нога…

Воспитатель: Как вы думаете, все ли слова можно было записать таким образом?

Дети: Нет слов очень много.

Воспитатель: И вот первыми были Кирилл и Мефодий, которые придумали славянскую азбуку, именно которую мы изучаем. Конечно написанные буквы сильно изменились, некоторые даже исчезли, но основа осталась. (показываю славянскую азбуку).

Звучит праздничный колокольный звон.

Воспитатель:

По широкой Руси нашей, матушке,

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных,

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

- А я хочу рассказать вам как появилась азбука.

Данным - давно наши предки обрабатывали землю, вели хозяйство, строили дома, ткали холсты, вышивали, а книги читать и письма писать не умели. В те времена жили два брата проповедника. Кирилл и Мефодий. Младший брат Кирилл решил написать книги, понятные славянам, но для этого нужно было придумать славянские буквы. Это и сделали братья. В их азбуке было 44 буквы.

В честь просветителей Кирилла и Мефодия был учреждён праздник – День славянской письменности и культуры. Каждый год, 24 мая во всех славянских странах торжественно прославляют святых Кирилла и Мефодия.

Первыми славянскими азбуками стали Глаголица и Кириллица. Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». А «Кириллица» названа в честь её создателя- Кирилла. Позже эта азбука стала основой для русского алфавита (слайды

Книги на Руси делали из пергамента: специально обработанной кожи овцы. На одну книгу иногда уходило до 30 шкур животных — целое стадо! Вот почему книги стоили дорого и покупали их только очень богатые люди.

Обычные письма писали на более дешевом материале бересте. Знаки наносились костяным стерженьком. Берестяные новгородские грамоты подтвердили предположение, что уже в Древней Руси было немало умевших писать и читать.

Каждая буква в старорусском алфавите имеет свое имя: аз, буки, веди, земля. Названия букв напоминали людям о таких словах, как: «добро», «земля», «люди», «покой», «слово».

Физминутка

Ребята, а у вас есть имена? Давайте поиграем?

-У кого имя начинается на букву «А» - потопаем, у кого имя начинается на «Б»- хлопаем, все остальные попрыгаем…

Рассказ воспитателя:

- Первая бука древнего алфавита называлась «Аз» вторая - «Буки». Попробуйте их сложить и посмотрите, что получится.

(дети складывают написанные на бумаге слоги)

Получилось слово «АЗБУКА».

В народе так и говорят: «Сначала «аз» да «буки», потом и науки». Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний.

- Ребята, а Вы знаете пословицы о пользе учения?

Чтение пословиц и поговорок детьми об учении

(Дети рассказывают пословицы об учении)

Не пером пишут — умом.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Побольше грамотных, поменьше дураков.

Кто хочет много знать, тому мало надо спать.

Идти в науку – терпеть муку.

Божьей волей свет стоит, наукой люди живут.

Без муки нет и науки.

Ничего не мыслить – век киснуть.

Рассказ воспитателя

Первый букварь был написан и напечатан в 1574 году. Он был без картинок и совсем не был похож на букварь, по которому учим алфавит сейчас.

Славянские буквы гораздо сложнее и труднее русских, для их запоминания нужно было больше времени и усилий, чем для запоминания русских.

Воспитатель: А сейчас ребята, давайте с вами попробуем слепить из пластилина буквы славянской письменности. Каждый, на выбор выбирает любую букву,которая вам понравилась и лепит. Только давайте постараемся, что бы наши буквы не повторялись и тогда у нас с вами получиться целый алфавит.

Мы бесконечно благодарны святым Кириллу и Мефодию за то, что они создали славянскую азбуку. Сейчас мы даже не можем себе представить, как бы мы обходились без книг. Из книг мы познаём много нового и интересного, книга нас многому учит. Перед тем как книга приходит в наш дом, многие люди вкладывают свой труд для создания этой книги, об этом мы с вами уже говорили на других занятиях, а сейчас мы предлагаем вам рассмотреть книги.

Публикации по теме:

Фотоотчет «День славянской письменности и культуры»Фотоотчет «День славянской письменности и культуры» Все дети очень любознательны и пытаются найти ответ на многие вопросы самостоятельно. Однажды в уголке книги я услышала спор детей " о русских.

Фотоотчет «День славянской письменности и культуры»Фотоотчет «День славянской письменности и культуры» Ежегодно 24 мая в нашей стране отмечается один из важных праздников – День славянской письменности и культуры. Праздник пришел к нам из.

Сценарий праздника «День славянской письменности и культуры» в начальных классах (Звучит музыка “Седе Адам”. Валаамский распев) (Слайд 1) Возникновению славянской письменности исполняется 1153 года. В 863 году, согласно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной группе «День славянской письменности и культуры»
Опубликовано: 20 сентября 2024 в 07:53
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия в подготовительной группе «День славянской письменности и культуры»» (включая файлы) размещена пользователем Фортуна Татьяна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 сентября. Передвижка «День воссоединения Донбасса и Новороссии с Россией»

30 сентября в нашей стране отмечается особая памятная дата — День воссоединения Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области с Российской...

27 сентября. День работников дошкольного образования

Сегодня свой профессиональный праздник отмечают все дошкольные работники. Этот праздник сравнительно молодой, но с каждым годом он приобретает всю большую важность для нашего общества и страны.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД