Фортуна Татьяна
Конспект занятия в подготовительной группе «День славянской письменности и культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной группе
«День славянской письменности и культуры»
Цель: Воспитывать любовь к Родине, уважение к народным традициям.
Задачи: - дать знания о Кирилле и Мефодии, как основоположниках славянской письменности.
- формировать у детей представления о сходстве и различии современной и славянской азбук;
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „День славянской письменности и культуры“» размещена в разделах
- День славянской письменности (Кирилл и Мефодий), 24 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2024
- формировать нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру.
- познакомить со старославянским алфавитом;
Методы и приемы: Активация деятельности различных анализаторов:
словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ, вопросы проблемного характера)
игровые (подвижные, сюрпризный момент)
практические (занимательные упражнения, чтение пословиц, стихотворений, динамическая пауза, рефлексия)
Оборудование: Демонстрационный: Азбука, компьютерная презентация, камень, береста, мелки восковые, листы бумаги, выставка книг, магниты, 2 доски магнитные, буквы алфавитов (русский и кириллица).
Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим на очень интересную тему. А что бы вы поняли о чем пойдет речь, отгадайте загадку:
«На странице букваря тридцать три богатыря.
Мудрецов богатырей, знает каждый грамотей»
Дети : Буквы, алфавит.
Воспитатель: Правильно. У каждого народа своя азбука, но было время когда дети не умели ни писать ни читать, когда на свете не существовало букв.
«О светло светлая и красно украшенная Земля Русская!
И многими красотами удивлена еси:
Озерами многими удивлена еси,
Реками и кладезями местночестными,
Горами крутыми, холмами высокими,
Дубравами чистыми, полями дивными,
Зверями различными, птицами бесчисленными,
Городы великими, селами дивными…»
А сочинил это стихотворение мальчик Данилка. Жил он в деревне на берегу реки. Больше всего он любил слушать бродячих сказителей. Они рассказывали о подвигах героев, о приключениях отважных мореплавателей, о красоте родной земли. Очень хотелось запомнить слово в слово эти рассказы, но их так много и такие длинные!
Воспитатель: какая мысль могла прийти в голову Данилке?
На чем мог рисовать Данилка?
Дети: на камне, песке. глине, бересте.
Воспитатель: Молодцы! все это можно использовать для рисования. Давайте проверим (дети пробуют рисовать на мокром песке (на берегу речки) вода смываем водой; так же рисуют на глине – полить водой). Ребята какой можно сделать вывод.
Дети: побежавшая волна смыла рисунок. А дождь размыл глину, лучи солнца стерли рисунок даже с камня.
Воспитатель: Но земля матушка сохранила свернутый трубочкой кусок березовой коры- бересты. Развернули и вот что увидели это чудом сохранившиеся Данилино послание (показываю берестяной рисунок, переведенный на лист бумаги. Предлагаю детям пересказать, что они видят) Что вы здесь увидели?
Дети: Высокие горы, по реке плывет лодка, красивый город…
Воспитатель: Постепенно рисунки превратились в значки, каждый значке обозначал какое-нибудь слово. (показываю детям значки и предлагаю детям назвать их)
Дети: Сова, лист, нога…
Воспитатель: Как вы думаете, все ли слова можно было записать таким образом?
Дети: Нет слов очень много.
Воспитатель: И вот первыми были Кирилл и Мефодий, которые придумали славянскую азбуку, именно которую мы изучаем. Конечно написанные буквы сильно изменились, некоторые даже исчезли, но основа осталась. (показываю славянскую азбуку).
Звучит праздничный колокольный звон.
Воспитатель:
По широкой Руси нашей, матушке,
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных равноапостольных,
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
- А я хочу рассказать вам как появилась азбука.
Данным - давно наши предки обрабатывали землю, вели хозяйство, строили дома, ткали холсты, вышивали, а книги читать и письма писать не умели. В те времена жили два брата проповедника. Кирилл и Мефодий. Младший брат Кирилл решил написать книги, понятные славянам, но для этого нужно было придумать славянские буквы. Это и сделали братья. В их азбуке было 44 буквы.
В честь просветителей Кирилла и Мефодия был учреждён праздник – День славянской письменности и культуры. Каждый год, 24 мая во всех славянских странах торжественно прославляют святых Кирилла и Мефодия.
Первыми славянскими азбуками стали Глаголица и Кириллица. Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». А «Кириллица» названа в честь её создателя- Кирилла. Позже эта азбука стала основой для русского алфавита (слайды
Книги на Руси делали из пергамента: специально обработанной кожи овцы. На одну книгу иногда уходило до 30 шкур животных — целое стадо! Вот почему книги стоили дорого и покупали их только очень богатые люди.
Обычные письма писали на более дешевом материале бересте. Знаки наносились костяным стерженьком. Берестяные новгородские грамоты подтвердили предположение, что уже в Древней Руси было немало умевших писать и читать.
Каждая буква в старорусском алфавите имеет свое имя: аз, буки, веди, земля. Названия букв напоминали людям о таких словах, как: «добро», «земля», «люди», «покой», «слово».
Физминутка
Ребята, а у вас есть имена? Давайте поиграем?
-У кого имя начинается на букву «А» - потопаем, у кого имя начинается на «Б»- хлопаем, все остальные попрыгаем…
Рассказ воспитателя:
- Первая бука древнего алфавита называлась «Аз» вторая - «Буки». Попробуйте их сложить и посмотрите, что получится.
(дети складывают написанные на бумаге слоги)
Получилось слово «АЗБУКА».
В народе так и говорят: «Сначала «аз» да «буки», потом и науки». Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний.
- Ребята, а Вы знаете пословицы о пользе учения?
Чтение пословиц и поговорок детьми об учении
(Дети рассказывают пословицы об учении)
Не пером пишут — умом.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Побольше грамотных, поменьше дураков.
Кто хочет много знать, тому мало надо спать.
Идти в науку – терпеть муку.
Божьей волей свет стоит, наукой люди живут.
Без муки нет и науки.
Ничего не мыслить – век киснуть.
Рассказ воспитателя
Первый букварь был написан и напечатан в 1574 году. Он был без картинок и совсем не был похож на букварь, по которому учим алфавит сейчас.
Славянские буквы гораздо сложнее и труднее русских, для их запоминания нужно было больше времени и усилий, чем для запоминания русских.
Воспитатель: А сейчас ребята, давайте с вами попробуем слепить из пластилина буквы славянской письменности. Каждый, на выбор выбирает любую букву,которая вам понравилась и лепит. Только давайте постараемся, что бы наши буквы не повторялись и тогда у нас с вами получиться целый алфавит.
Мы бесконечно благодарны святым Кириллу и Мефодию за то, что они создали славянскую азбуку. Сейчас мы даже не можем себе представить, как бы мы обходились без книг. Из книг мы познаём много нового и интересного, книга нас многому учит. Перед тем как книга приходит в наш дом, многие люди вкладывают свой труд для создания этой книги, об этом мы с вами уже говорили на других занятиях, а сейчас мы предлагаем вам рассмотреть книги.