Людмила Александровна Носенко
Конспект занятия в логопедической группе «Дикие животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в логопедической группе по теме «Дикие животные»
Цель занятия : Закрепить понятия «признак». Подбор признаков к предмету с помощью вопросов. Практическое употребление притяжательных прилагательных.
Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные» (животное, зверь, медведь, волк, лиса, барсук, заяц, белка, еж, лось, рысь, рога, копыта, мех, шкура, лапа, берлога, нора, дупло, логово, лежка; дикий, хищное, травоядное, голодный, злой; менять, линять, спать, добывать, охотиться). Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в единственном числе с уменьшительно- ласкательными суффиксами).
Публикация «Конспект занятия в логопедической группе „Дикие животные“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
Закрепить понятия «признак». Подбор признаков к предмету с помощью вопросов.
Практическое употребление притяжательных прилагательных. Совершенствование слоговой структуры слов (трехсложные слова с одним закрытым слогом).
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, чувства рифмы, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, тактильной чувствительности, навыков ориентировки на плоскости.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Предметные картинки с изображением диких животных и их детенышей.
Предварительная работа. Разучивание пальчиковой гимнастики «Белка». Чтение сказки Л. Толстого «Белка и волк», рассказа Е. Чарушина «Лисята».
Ход занятия
1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона. Развитие тонкой моторики, тактильной чувствительности. ]
Логопед загадывает загадки о диких животных.
По снегу бежит — петляет.
К лету шубку он меняет.
На снегу его не видно,
Волку и лисе обидно.
Дети отгадывают загадку, логопед выставляет картинку - отгадку
. Я скачу туда-сюда
По деревьям ловко.
Не пустеет никогда
У меня кладовка.
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
. День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит-бродит он молчком,
Уши серые толчком.
Логопед. Кто это такие?
Дети. Это дикие животные.
Логопед. Почему их так называют?
Дети. Они живут в лесу, сами строят себе жилье и добывают пищу.
Логопед. На сегодняшнем занятии мы и будем говорить о диких животных, об их жизни зимой.
2. Расширение словаря прилагательных. Игра «Кто знает больше слов?» (подбираются слова-определения к диким животным).
Лиса (какая) — пушистая, рыжая, хитрая, быстрая, осторожная.
Заяц (какой) — трусливый, быстрый, длинноухий, белый, быстроногий, пушистый, пугливый, боязливый.
Медведь (какой) — косолапый, неуклюжий, бурый, сильный.
Еж-…
Волк.
3. Игра «Разноцветные квадраты». [Совершенствование навыка слогового анализа слов. Развитие зрительного восприятия и внимания. ]
Логопед предлагает детям занять места за столиком. Он помещает на магнитную доску картину «Дикие животные»’, ставит на стол контейнер с картонными квадратами трех цветов и магнитами.
Логопед. Посмотрите на картину и перечислите изображенных на ней животных.
Дети. Лиса, рысь, заяц, еж, белка, барсук, медведь, волк, лось.
Логопед. Сейчас вы разделите названия этих животных на слоги и закроете их изображения желтыми квадратами, если в слове один слог — зелеными, если в слове два слога и синими — если в слове три слога. Магниты помогут прикрепить квадраты.
Дети выполняют задание. Логопед следит за правильностью выполнения и останавливает ребенка, если тот допускает ошибку, предлагает подумать и исправить ошибку.
4. Игра с мячом «Большие и маленькие». [Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с суффиксами -онок-, -енок-, -ат-, -ят-).]
Логопед убирает альбом, приглашает детей пройти на ковер, берет в руки мяч.
Логопед. А теперь встаньте в кружок. Давайте поиграем. Я буду бросать вам мяч и называть дикое животное. Вы будете ловить мяч, называть сначала одного детеныша, а потом детенышей этого животного и возвращать мяч мне. Волк.
1-й ребенок. Волчонок, волчата.
Логопед. Лиса.
2-й ребенок. Лисенок, лисята.
Логопед. Медведь.
3-йрсбенок. Медвежонок, медвежата.
Логопед. Заяц.
4-й ребенок. Зайчонок, зайчата.
5. Упражнение «Белка». [Координация речи сдвижением, развитие тонкой моторики. ]
Логопед предлагает детям сесть по-турецки на ковер и сделать пальчиковую гимнастику. Дети вместе с логопедом произносят текст и выполняют упражнение «Игра на рояле» двумя руками.
В сосне дупло,
В дупле тепло.
А кто в дупле
Живет в тепле?
А живет там белочка,
Белочка-карелочка,
Непоседа, егоза,
Словно бусинки глаза. Л. Прокофьев
6. Употребление притяжательных прилагательных. Логопед вывешивает на доску две картинки: ледяной дом лисы и лубяной — зайца, предлагает вспомнить сказку «Лиса и заяц». «Чей ледяной дом? — Лисы. — А чей лубяной? — Зайца. — Что случилось с лисьим домиком? — Растаял. — Кто выгнал непрошеного гостя из заячьей избушки?» «Заяц на радостях пригласил в дом гостей. Сейчас мы узнаем, кого». Из-за дома виднеется хвост лисы. «Чей это хвост?» В дальнейшем обговаривается ситуация с заячьими ушами, ежиными иголками, медвежьей лапой, лосиными рогами.
7. Эмоциональная - артикуляционная гимнастика «Веселые зверушки»
• К нам пожаловал медведь и как начал он реветь: брови подняты вверх, произносят звук: «А-а-а!» рот широко тянуть.
• А лисичка- сестричка: «Не сердись, ты, медведь. Перестань на нас реветь: брови подняты, произносят: «О-о-о!» губы тянуть.
• А тут зайка прискакал, нас с тобою увидал. Дети улыбаются во весь рот, произносят «ха- ха - ха».
• Тут и ежик появился, зашуршал листвою. Губы вытянуть, произносят «ш – ш – ш».
• Ну, конечно и волчок прибежал и на бочок: высунуть язык вновь спрятать.
• Стали звери играть, нас с тобою развлекать. Дети делают языком «болтушку».
8. Упражнение «Подскажи словечко». [Развитие речевого слуха, чувства рифмы. ]
Логопед. Я хочу загадать вам загадки о животных. Давайте поиграем в игру «Подскажи словечко».
Без тропинок, без дорог
Серый катится клубок.
Он в иголках острых сплошь,
Потому что это.
Дети. Еж.
Логопед.
Сладкий мох искал весь день
И жевал его.
Дети. Олень.
Логопед.
Лесники се котят
Взять домой не захотят.
Ей не скажешь: «Мурка, брысь!»
Потому что это.
Дети. Рысь.
9. Окончание занятия. [Оценка работы детей. ] Логопед предлагает детям рассказать, чем они занимались, оценивает их работу.