Валентина Соколова
Конспект занятия «Коми изба» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие в коми избе для детей старшего дошкольного возраста
«Коми изба»
Цель: продолжать знакомить детей с историей Коми народа, через предметы домашнего обихода в стилизованной Коми-избе.
Задачи:
1. Познакомить с жилищем Коми народа (изба, печка) и предметами домашнего обихода. Учить произносить слова на Коми языке.
2. Обогащать словарь детей коми-словами.
3. Воспитывать у детей интерес к истории Коми народа, бережное отношение к старинным вещам.
Публикация «Конспект занятия „Коми изба“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика Коми
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Ход занятия:
I часть (может проводиться в группе или музыкальном зале)
Педагог демонстрирует карту Республики Коми.
В: Ребята, перед вами карта нашей Республики. Давайте вспомним, а где еще в детском саду можно увидеть карту нашей малой Родины (дети дают свои варианты ответов, после чего им предлагается пройти в вестибюль).
II часть
Воспитатель вместе с детьми в вестибюле рассматривают макет карты РК.
В: Как называется наша Республика? А как называется коренной народ, проживающий в Республике (Коми народ).
В: Ребята, а вы знаете, как в деревнях называются жилища, в которых живет коренной Коми народ.
Дети: Нет.
В: Это жилище называется изба, а на коми языке керка (детям предлагается по очереди повторить как звучит коми изба на коми языке).
Предлагаю Вам отправиться в Коми избу.
III часть в избе.
В: Посмотрите ребята, в нашей керке живет хозяин Фрол и хозяйка Аксинья. Свою избу они строили из сосны. Для строительства выбирали прямые стволы, а древесину крепкую и надежную. Строили дома большие, вместительные, вместе жили деды, отцы, внуки, бабушки и правнуки. В избе у Фрола и Аксиньи есть 3 святых места.
1 место – это печь (пач, которая служит для тепла и приготовления еды. Давайте вместе повторим печь - пач. В старину про нее говорили печка – матушка. Возле печи лежат дрова (пес, а также много старинной посуды: чугунки, ухваты и др. В старину печь располагалась в углу у стены с входной дверью. Она занимала большую часть в доме. Пространство возле печки называлось «бабье место». Как вы думаете, почему его так называли? В этом месте хозяйка готовила еду, шила, пряла
2 святое место – это красный угол, который в коми избах находится наискосок от печи, он всегда хорошо освещен, так как по левую и правую сторону от него располагаются окна. Его всегда держат в чистоте, а иногда украшают вышитыми полотенцами, в нем хранятся иконы и свечи. «Красный угол» - это домашний алтарь, место встречи и соединения семьи и Бога, а также самое почётное место для гостей.
3 святое место в избе это стол (пызан, который стоит в центре избы и за ним собирается вся семья Фрола и Аксиньи.
По бокам избы стоят лавки (лабич). Раньше в избе стульев не было, все сидели на лавках, так как семьи были большие. Полы в избе деревянные и покрыты половиками. Половик по Коми будет (джодждра). Их в старину не покупали в магазине, а сами ткали или вязали.
Посмотрите, сколько в избе предметов старинной утвари.
Это прялка (печкан). На ней прядут шерсть. А этот небольшой берестяной короб с крышкой – туес. А это ухват – приспособление, с помощью которого достают посуду их печи, чтобы не обжечься.
Предлагаю Вам размяться и провести физминутку:
Керка, керка, Коми-дом,
(шагаем на месте)
Побывайте в доме том!
(развели руки в стороны)
Гости явятся едва
(повороты туловища влево-вправо)
В печку (пач) прыгают дрова (пес).
(прыжки на месте)
Печка (пач) жарко топится,
(хлопаем в ладоши)
Угостить торопится.
(присели)
Ладушки –ладушки,
(хлопаем в ладоши)
Пекутся коми -шанежки
(шагаем на месте)
- Ребята обратите внимание – это люлька (потан). Её подвешивают к потолку и качают в ней маленьких детей. Посмотрите, она тоже сделана из дерева. Она прочная и долговечная. Кто из Вас хочет покачать люльку?
- Ой, ребята, пока я Вам в коми избе все показывала – на улице темнеть начало. Пора нам возвращаться в детский сад. Скажем Фролу и Аксинье до свидания! Спасибо! (по коми-аттьо!
Рефлексия:
-- Дети, где мы сегодня с Вами побывали? Что нового узнали? Что вы дома сможете рассказать родителям?