Валентина Ивановна Хаванская
Конспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «В гостях у бабушки Варварушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: изучение быта русского народа; развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи; интерес к истории возникновения куклы.
Задачи:
Образовательные: приобщение воспитанников ДОУ к истории русской народной культуры; обобщение имеющихся знаний о малой родине; обогащение словарного запаса детей (чугунок, рогач); расширение и систематизация знаний о традиционной бытовой культуре русского народа (изба – её внутреннее убранство, особые места в русской избе).
Развивающая: развитие любознательности, наблюдательности, речи детей, мелкой моторики рук.
Публикация «Конспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР „В гостях у бабушки Варварушки“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Воспитательные: воспитание любви и уважения к истокам русской народной культуры, гордости за свой народ, Отечество; доброжелательности по отношению к сверстникам, желания узнавать новое.
Ход занятия.
Бабушка Варварушка : Проходите, гости дорогие! Приглашаю вас в избу крестьянскую в старинном убранстве. Не стойте на пороге, рассаживайтесь на лавки, как в старину бывало. Сядем рядком, да поговорим ладком.
Ребята, хотите услышать рассказ о том, как жили наши предки? (ответы детей)
Давным-давно городов ещё не существовало, все жили в деревне. Строили избы из дерева. В ней было всего две комнаты – сама изба и сени, как сейчас в современных домах коридор.
Дети, послушайте мою загадку и ответьте, что считалось в избе самым главным.
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать она уложит.
Печь – это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали маленькие дети и старики, сушили одежду, грибы, ягоды. Человека, который умел класть печь, называли печником. Печь складывали из кирпичей, значит она какая? (кирпичная)
Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку.
Встану я рано утром, первым делом растоплю печку,
Жарко становится, пора и готовить.
Бабушка Варварушка : Печка – деревенская кормилица. Ребята, посмотрите, какая необычная посуда. Попробуйте, поддержите. Какой он? (тяжёлый) Что же это? (ответы детей) Правильно, чугунок. Чугунок был незаменимым в хозяйстве, использовался вместо кастрюли.
Дети, кто-нибудь знает, почему он так назывался? (ответы детей) По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна. Чугун – это особый вид металла, который выдерживал любой огонь и никогда не бился.
Бабушка Варварушка : Ребята, как вы думаете, что же могли приготовить в русской печи? (ответы детей) В русской печи в чугунке готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги, томили молоко в печи, парили овощи.
Дети, как можно было достать из печи горячий чугунок, не обжигая рук? (ответы детей)
Здесь был нужен другой помощник. Про него говорили так:
Из русской печи кашу тащи,
Чугунок очень рад,
Что схватил его… (ухват)
Ухват или рогач – это приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки. Под каждый размер чугунка был свой рогач.
Дети, хотите попробовать, легко ли было хозяюшкам? (дети пробуют достать из печи чугунок).
Бабушка Варварушка : А вот следующая загадка:
Сама не ем,
А людей кормлю.
В крестьянской семье у каждого была своя ложка, которую вырезали из… (ответы детей).
В гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили: «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках играли.
Бабушка Варварушка : Ребята, послушайте следующую загадку:
И шипит, и кряхтит,
Воду быстро кипятит.
Он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов.
Кран на брюхе открывает,
Кипяточек наливает.
(Ответы детей).
Бабушка Варварушка : Правильно, самовар.
Вот место для щепок,
А здесь – для воды.
Кран открывается,
Чай наливается.
За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья. Пили горячий чай с мёдом, вареньем, пирогами, блинами. Самовар – символ добра, домашнего уюта, семейного покоя.
Какое интересное название – самовар. Означает – «сам варю».
Ребята, как вы считаете, сейчас в наше время пользуются самоваром? (ответы детей) Сейчас какие они (электрические).
Бабушка Варварушка :
Вот старинные кувшины,
Сделаны они из глины.
Раньше не было холодильников, молоко хранили в крынке или кувшине.
Посмотрите, дети, вот они старинные кувшины, сделаны из глины. Значит они какие? (глиняные).
Крынка глиняная, она плохо нагревалась, поэтому молоко в ней не портилось.
Бабушка Варварушка : Ребята, сейчас я вам покажу бабушкин сундучок. В нём много интересного. Давайте посмотрим. Что это? (кукла).
Народных кукол делали из разных материалов: травы, соломы, лыка, веточек, палочек и, конечно, из лоскутков. В русской деревне наиболее известной и любимой считалась тряпочная кукла. Она была в каждом доме, а в некоторых семьях их насчитывалось большое количество. Крутить своих кукол дети начинали с 4-5 лет. Куклу наряжали, но лицо не рисовали. По народным поверьям кукла без лица считалась неодушевлённой, недоступной для вселения в неё злых духов, недобрых сил. В связи с этим безликая кукла была и игрушкой, и оберегом.
Дети, сегодня мы сделаем куклу Утешница. Как вы считаете, почему у куклы такое имя? (ответы детей).
С ребёнком во время игр могли произойти всякие неприятности. Мама, бабушка или няня успокаивали малыша, а потом доставали из кармана такую куколку, её юбочкой утирали последние детские слезинки и предлагали поиграть с куклой.
Изготовление куклы Утешницы. Такую куколку сделать несложно. Для этого нам понадобятся ткань, вата и нитки. Вначале берём ткань, потом вату, которой придаём форму шарика. Кладём вату на середину лоскутка и берём нить. Оборачиваем вату лоскутком, придавая ей форму головы. Перевязываем ниткой. Обматываем куклу юбочкой ниже уровня головы и завязываем ниткой. Повязываем кукле на голову платок (10x10 см, сложенный по диагонали). Сверху платка на уровне шеи завязываем цветную нить. Наша кукла готова!
Бабушка Варварушка : Дети, сейчас мы поиграем в игру «В старину» :
- Где готовили еду в старину?
- Где готовят еду сейчас?
- В чём раньше варили кашу?
- В чём варят кашу сейчас?
- В чём раньше заваривали чай?
- В чём сейчас заваривают чай?
- Какие на Руси были игрушки?
- Какие игрушки существуют в настоящее время?
Бабушка Варварушка : Ребята, как много старинных слов вы узнали, побывав у меня в гостях. Молодцы!
Я хочу вас, дорогих гостей, угостить чаем из самовара, как в старину.