Анна Антонова
Конспект занятия «В гостях у ёжика»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия " В гостях у Ёжика"
Цель: автоматизация звука Ш и Ж в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
- Образовательные:
1) учить дифференцировать звуки [ж] и [ш] в словах и предложениях;
2) развивать фонематическое восприятие: умение выделять на слух слова со звуками [ж] и [ш];
3) формировать навык слогового анализа слов;
- Коррекционные:
1) Развивать и активизировать моторику артикуляционного аппарата;
2) Развивать мелкую моторику рук;
3) Развивать зрительное восприятие, память, внимание, мышление.
Публикация «Конспект занятия „В гостях у ёжика“» размещена в разделах
- Еж, ежик. Конспекты занятий, НОД
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2016
- Воспитательные:
1)Соблюдать правила поведения на занятии;
2) Воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу.
Оборудование: бутафорский домик, ёлочки, конверты с заданиями, цветочки из картона разных цветов, картонные колокольчики и шарики, картинки на лепестках ромашки, названия которых начинаютя на разные буквы,ёлочные шары с наклеенными картинками.
Организационный момент.
Дети входят в музыкальный зал и логопед обращает внимание детей на конверт лежащий на полу.
Л. -Ребята, что это за странный конверт? Давайте откроем его и посмотрим что там внутри.
Логопед читает содержимое конверта
"Ребятки, я вас приглашаю в лес полный сказок и чудес.
Приходите, поглядите, со мной поиграть вы поспешите.
Ёжик"
Л. -Ну, что ребята принимаем приглашение нашего старого-доброго друга Ежонка (Да)
Л. - А давайте подумаем на чем мы можем попасть в волшебный лес? (Машина, паровоз, пароход, самолет, вертолет и т. д.)
Л. -Ребята, вспомните какие звуки издаёт каждый из перечисленных транспортов. (Бжжж., Чух-чух. и т. д.)
Дыхательная игра "Паровозик"
(Ходьба по кругу, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность – до 30 секунд.)
Л. -Молодцы. А если вдруг кто-то из вас заблудится в лесу, что вы будете делать?
Дыхательная гимнастика "В лесу"
(Сделав вдох, на выдохе произнести "ау". Менять интонацию и громкость и поворачиваться то влево, то вправо. Повторять пять-шесть раз.)
Основная часть
Л. -Вот мы и добрались до леса. (Внимание детей обращается на бутафорские ёлочки, на одной из них висит второй конверт.)
Л. -Помотрим, куда же на этот раз приглашает нас затейник Ёжик. (Читает содержимое конверта.)
"Жду вас в домике лесном, поиграем,отдохнём
Ёжик".
Л. -Ребята перед тем, как отправиться в путь необходимо хорошенько размяться.
Артикуляционная гимнастика.
Как язычок гулял в лесу (Н. В. Рыжова)
Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизывать губы по три раза сначала слева направо, потом справа налево). От его лучиков стали просыпаться деревья, из-под рыхлого снежка появились первые подснежники (губы сжать, высовывать узкий язык и прятать обратно в рот; повторить 8 раз). Звонко капает капель (улыбнуться, открыть рот,цокать языком). Журчат ручьи (рот открыть, снаружи и изнутри облизывать языком верхнюю губу; выполнять в быстром темпе, слышится хлюпающий звук).
Язычок надел легкое пальто и отправился гулять в лес. Он шел не спеша по тропинке и
слышал, как весело пели птицы. «Ку-ку ку-ку», — куковала кукушка высоко на ели. Как куковала
кукушка? (Звукоподражание.) «Д-д-д д-д-д», — стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких
жучков. Как стучал дятел? (Звукоподражание.) «Тви-тви, тви-тви», — быстро проносились
ласточки над шумной речкой вдалеке. Все пело и оживало в весеннем лесу.
Долго ли, коротко ли, но вскоре привела тропинка Язычка на чудесную полянку (открыть рот, высунуть широкий язык и удерживать под счет до 5). Сел Язычок на пенек (улыбнуться,открыть рот, присосать язык к небу и удерживать под счет до 10) и огляделся (улыбнуться,двигать языком вправо-влево).
На полянке расцвело много подснежников. Весенний ветерок (вдохнуть носом и плавно
выдохнуть через рот, вытягивая губы вперед, как при звуке [у]; повторить 3 раза) наклонял их то в одну сторону, то в другую (рот открыть, язык тянуть сначала к левой щеке, потом — к правой; повторить 5 раз). Неподалеку Язычок заметил красивую бабочку. Она сначала кружилась в воздухе, а потом села на один из цветков (рот открыть, 3 раза облизать губы слева направо и задержаться на верхней губе; повторить упражнение 5 раз). Язычок долго любовался небесной красавицей. Он успел разглядеть, что у бабочки есть глазки, усики, длинный хоботок тонкие лапки.
Скоро тучи закрыли солнышко и стало темнеть (рот открыть и медленно закрыть;
повторить 5 раз). Бабочка покружилась над полянкой,словно прощаясь (5 раз
медленно облизать губы справа налево) и взлетела высоко в небо.
Язычок слез с пенечка и поспешил домой к маме с красивым букетом цветов.
Л. - Разминка закончена, отправляемся в путь, искать домик ежика. А в дорогу мы с собой возьмем звуки-помошники. (Дети узнают звуки Ш и Ж по беззвучной артикуляции и произносят их.)
Л. - Идем по дорожке. Шаг будем делать в том случае, если услышим звук Ш или Ж
Женя. просит. :– Ёжик., ёж! Ты. мне. платьице. сошьёшь.? Ёж. сказал. ей. из---под. ёлки. : - Ниток. нет., одни. иголки.
Шьёт. ежатам. ёжик. Восемь. кожаных. сапожек. Каждому. на. ножки. Новые. сапожки.
На. базаре. ёжик. накупил. сапожек. Сапожки. по. ножке. – себе., Поменьше. немножко. – жене., С. пряжками. – сыну., С. застёжками. – дочке. Всё. уложил. в. мешочке. Сколько. в. семействе. У. ёжика. ножек.? И. сколько. купил. на. них. Ёжик. сапожек. ?
Л. - Ребятки, посмотрите кажется мы пришли. (Перед детьми выставляется бутафорский домик, на двери которого закреплен третий конверт)
- Давайте прочитаем, что ещё придумал Ёжик.
"Послушайте предложение, найдите и исправьте ошибки:
Письмо пишет дедушку.
Наша мышка поймала кошку.
Катушка ниток купила бабушку.
Камешек нашел Пашу.
На шубу вешают вешалку.
Камыши сидят в лягушке.
Ландыши нашли Наташу.
В картошку положили мешок. "
(В зал под весёлую музыку, пританцовывая вбегает Ёжик.)
Ёжик: - Здравствуйте, мои друзья! Как я рад вас видеть! А ещё больше я рад, тому что вы правильно выполнили моё задание. Но я вас позвал к себе в лес не спроста, мне нужна ваша помощь. Царь зверей-Лев Львович мне прислал задания и сказал, что если я их не выполню он меня съест. Ребята, вы мне поможете (Да).
- Вот первое задание.
Дифференциация звуков в слогах и словах.
Игра «Наоборот»:
- Замените звук Ш на Ж:
Ша – ша – жа – жа; шо – шо - … шу – шу - … ши – ши - …
Уши – ужи, шить – жить, шаль – жаль, Луша - лужа
- Замените звук Ж на Ш:
Жа – жа – ша – ша; жу – жу – … жо – жо - … жи – жи - …
Жар – шар, жарить – шарить, жутко – шутка, тужить - тушить.
- Второе задание.
Дифференциация звуков Ш – Ж в словах.
- на слух: если услышишь в слове Ш – шарик покажи, если услышишь – Ж –
колокольчик подними.
- в произношении: дети называют картинки и группируют их на одной доске
– со звуком Ш (камыши,мешок, пушка, ландыш,шапка, кошка мышка); на
другой – со звуком Ж (ножницы, лыжник,художник, жираф, одежда,
ежи, журавли).
Дифференциация звуков Ш – Ж в предложении.
«Скажи правильно»:
Окошко лежит на рыжей кошке.
У карандашей жёлтая Шура.
У пожарной машинки Паша.
У плюшевого медвежонка Маша.
Большой жук нашел Женю.
В живом мышонке живёт норка.
Разминка
ЖИ-ЖИ-ЖИ – в лесу живут ежи, (дети гладят лоб от центра к вискам)
ЖАМ-ЖАМ-ЖАМ – подойдем к ежам, (дети гладят крылья носа сверху вниз)
ЖЕЙ-ЖЕЙ-ЖЕЙ – не обижай ежей (дети гладят щеки от центра к вискам)
Ёжик: - Молодцы какие, но это ещё не всё.(Достаёт еще конверт с заданиями)
- Ответьте на вопросы, отчетливо произнося звук Ш:
Каша из пшена какая?
Сок из вишни какой?
Слон не маленький, а какой?
Компот из груш какой?
Конфеты из шоколада какие?
Шоссе не узкое, а какое?
Шапка из шерсти какая?
Ёжик: - Послушайте следующее задание.
Игра-задание «Ромашка»:
Необходимо подобрать к ромашке те лепестки, в названии картинок которых есть звук Ш или Ж.
Ёжик: - Ребятки, помогите мне со следующим заданием.
Игра-задание «Украсим елочку»
Ежик предлагает детям украсить елочку шарами, на которых нарисована картинка с заданным звуком, прикрепляя шары с помощью петельки к елочке. (Когда задание выполнено, логопед просит ребенка составить предложения про самые красивые шары.)
Ёжик: -Ну, и на последок Лев Львович предлагает нам запутанные игры.
Игра «Пропавшие звуки»:
. апка,. аба,. ё(о)луди,. уба,. ук,. аг,. уравли,. аль,. айба,. ишка.
Игра с мячом «Закончи слова слогом ШИ или ЖИ»:
Каранда (ши, камы (ши, гара… (жи, эта (жи,
камы… (ши, ланды (ши, черте (жи, кры (ши,
малы (ши, экипа (жи, клави (ши, у (жи)г)
Ёжик: - Спасибо вам, ребятки вы мне очень помогли. Теперь я спокоен за свою жизнь. Побегу в логово ко льву, покажу ему правильные ответы на его коварные вопросы. Да и вам пора в детский сад возвращаться, а чтобы вы не заблудились я вам помогу. Но для этого вы должны закрыть глаза и слушать мою команду: "Раз, два, три покрутись и в детском саду очутись. "
(Логопед просит открыть глаза тогда, когда исчезает ежик и прячутся домик и елочки.)
11. Рефлексия. Итог.
Л. -Вот и закончилось наше маленькое путешествие в волшебный лес. (Всем детям раздаётся по три цветка красного,синего и фиолетового цвета.)
– Если сегодня на занятии вам было трудно, поднимите синий цветок, если легко – красный, если вам иногда было трудно – фиолетовый.
– С какими звуками мы сегодня работали? Дайте характеристику звуку Ш. Дайте характеристику звуку Ж. Напомните, чем отличаются эти звуки. Я очень рада тому, что вы справились почти со всеми заданиями. Молодцы!