Ирина Филимонова
Конспект занятия (в форме проведения экскурсии в этнографический музей)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
Занятия
(в форме проведения экскурссии в этнографический музей)
ТЕМА: Знакомство с жизнью и бытом коренных народов Приамурья.
ЦЕЛЬ: Знакомство с жизнью и бытом коренных народов Приамурья.
Задачи:
Образовательная: Познакомить детей с народностями Приамурья (нанайцы, нивхи, эвены, эвенки, удэгейцы, ульчи, орочи). Формировать представление о жизни и быте этих народов.
Публикация «Конспект занятия (в форме проведения экскурсии в этнографический музей)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
Развивающая: Расширять кругозор детей, представления об окружающем их мире, активизировать словарь детей по теме.
Воспитательная: Воспитывать доброжелательное отношение к людям другой национальности.
Форма проведения : Экскурсия в этнографический музей детского сада.
Подготовка к занятию :
1. Договоренность о посещении этнографического музея.
2. Яркое красочное приглашение.
3. Тематическая выставка детской художественной литературы по теме.
4. Шапочки «оленьи рога» к игре «Олени и пастухи».
Предшествующая работа:
1. Рассматривание иллюстраций.
2. Тематическая выставка книг.
3. Чтение сказок.
4. Разучивание игр.
Ход ЗАНЯТИЯ:
- Ребята, давайте рассмотрим нашу книжную выставку. В этих книгах рассказы и сказки о людях, которые живут на берегах реки Амур.
Дети рассматривают книги. Воспитатель предлагает прочитать сказку «Айога».
- Как звали девочку?
- Что с ней произошло?
- Из-за чего она превратилась в птицу?
- А как поступила соседская девочка?
Раздается стук в дверь. Входит почтальон Печкин с красочным конвертом и говорит: - Здравствуйте ребята! Я очень спешил к вам, чтобы вручить это письмо.
Дети благодарят Печкина за письмо. Вскрывается конверт и воспитатель читает приглашение в этнографический музей.
- Ребята! А вы хотите узнать, где жили герои сказки, чем они занимались. (Да). Сегодня мы познакомимся с коренными народами, населяющие Приамурье.
- Это приглашение в музей, в котором мы узнаем о жизни и быте этих народов.
Дети организованно спускаются в музей, где воспитатель рассказывает о жизни и быте коренных народов Приамурья.
. Давайте сейчас рассмотрим фотографии, на которых изображены люди разной национальности. Это нанайцы, нивхи, эвены, эвенки, удэгейцы, ульчи, орочи.
1. Рассматривание макета Хабаровского края.
- Ребята посмотрите, где проживает каждая народность.
- А теперь мы с вами узнаем, как они живут и чем занимаются.
2. Рассматривание невода с рыбами.
Главное занятие людей живущих на берегах Амура - это рыболовство.
- Ребята, а как вы думаете, что такое рыболовство? (ловля рыбы) Правильно!
- А при помощи чего можно ловить рыбу? (удочка) Правильно!
Эти люди тоже пользовались удочками зимой, когда река замерзала, а летом они пользовались сетями и неводом.
3. Кроме рыболовства мужчины занимались охотой и оленеводством (разводили оленей).
Небольшими группами мужчины уходили в тайгу и охотились на зверей.
- А на каких диких животных они охотились, вы узнаете, отгадав загадки:
/ Что за зверь лесной
Кто под елкой ловко скачет
Встал, как столбик, под сосной,
И взлетает на дубы?
И стоит среди травы –
Кто в дупле орешки прячет,
Уши больше головы? (заяц). Сушит на зиму грибы? (белка).
А зимой под вьюжный вой, Трав копытами касаясь,
Спит в избушке снеговой. (медведь) Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. (олень)
А ещё на кабаргу, лося, косулю, выдру, соболя и других животных.
Мясо использовали в пищу, а из меха шили шапки и шубы, а также использовали как одеяла и украшение своего жилища (как ковер или покрывало на кровать). Мех обменивали на ткани, различные инструменты, продукты и украшения.
Также мужчины рубили деревья для строительства жилища, лодок, нарт (сани, для изготовления всякой утвари. Из крапивы делали нити, из коры деревьев – веревки для плетения сетей.
Женщины летом занимались сбором ягод, грибов, различных лечебных трав. Из шкур животных шили одежду и обувь. Также из коры деревьев плели корзины, разные шкатулки, циновки (похожи на половики).
4. Рассматривание национальной одежды.
- Ребята, как вы думаете, чем отличается национальная одежда коренных народов Приамурья от нашей одежды? (различными яркими красочными узорами) Правильно!
Халаты шили из рыбьей кожи, украшали различными аппликациями, а праздничные – аппликациями и металлическими бляшками. Обувь тоже украшалась различными аппликациями.
5. Рассматривание полотна с шаманом.
В каждом селении были свои шаманы, которые совершали различные обряды, для того чтобы была удачная охота, большой улов на рыбалке. Ещё шаманы лечили людей и животных.
- Ребята вам понравилось в музее?
- С кем мы сегодня познакомились?
- Что нового вы узнали?
Вернувшись в группу провести игру «Олени и пастухи».