Оксана Исаева
Развитие сенсорных способностей детей. Конспект занятия в средней группе «Углубление мироощущения дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание. Совершенствовать сенсорные способности детей. Развивать чувство цвета, упражнять в различении предметов квадратной и круглой формы, соотносить их с геометрическими фигурами – образцами. Познакомить детей с составом числа 5 из двух меньших. Уметь обследовать модели фигуры осязательно, определять качество предметов на ощупь, на вкус, находить фигуры отличающиеся цветом, формой, величиной.
Способствовать умению детей делать умозаключения и выводы.
Публикация «Развитие сенсорных способностей детей, Конспект занятия в средней группе „Углубление мироощущения дошкольников“» размещена в разделах
Демонстрационный материал:
Кукла, три фланелеграфа, к ним плоскостные изображения речки, печки, яблони. Камень с надписью, три стакана: с молоком, с водой, с киселем. Два карандаша, противень, салфетка, выпечка (4 печенья коричневого цвета, два круглые маленькие, два квадратные, одно из них большое, другое маленькое и одна булочка желтого цвета, геометрические фигуры заменители, касса цифр, четыре яблока: два зеленых и два красных.
Ход занятия
I. Стук в дверь. Входит девочка с куклой – мальчиком в руках.
- Кто вы такие?
- Меня зовут Аленушка, а это мой братец Иванушка. Мы из сказки «Гуси-лебеди». За нами гонятся гуси. Я отобрала у Бабы-Яги своего братца, теперь бегу с ним домой. На пути мне встретятся речка, печка и яблоня. Нужно будет выполнять их задания. Я боюсь, одна не справлюсь. Помогите мне, пожалуйста.
- Ребятки, поможем Аленушке?
- Поможем.
II. На расстоянии друг от друга стоят фланелеграфы с изображениями реки, печки и яблони. Аленушка ведет всех к «реке».
- Молочная река, кисельные берега, как нам перебраться на другой берег? Ну-ка посмотрим, что здесь написано (берет в руки камень с надписью и читает). Если выполните мое задание перейдете на другой берег без труда. «Какого я цвета?»
- Ребята, река молочная, а молоко, какого цвета? (выставляет стакан с молоком).
Белого (2-3 ответа).
- А если бы река не была сказочной, то обычная вода в реке тоже белая? (выставляет стакан с водой).
- Нет. Вода прозрачная.
-А давайте это проверим. Опустим карандаши в оба стакана, и что же мы увидим? Посмотрите на стакан с молоком, виден в нем карандаш?
- Карандаш не видно.
- А в стакане с водой карандаш видно?
- Да. Видно.
-Значит, мы правильно сделали вывод, что вода, какая?
- Прозрачная.
- А молоко?
- Белое.
- Ребята, река молочная, а берега у нее кисельные. Скажите, какого цвета кисель? (выставляет стакан с киселем).
-Красного.
-Правильно. А кто может назвать оттенки красного цвета?
- Бордовый, малиновый, розовый и т. д.
- Молодцы, с этим заданием мы справились. Аленушка, показывай дорогу дальше.
III. Подходят к «печке».
- Аленушка, какое здесь задание тебе надо выполнить, как узнать?
- А вот на заслонке написано.
Да тут не одно, а два задания (читает).
1. Отгадайте на ощупь, какой формы моя выпечка.
Воспитатель берет противень накрытый салфеткой и подносит его к детям.
- Сейчас, детки, вы должны отгадать какой формы выпечка, только честно, не подглядывать. Ребенок отгадывает на ощупь предмет.
- Какой формы?
- Круглой.
- Давай посмотрим.
Ребенок достает предмет, а воспитатель показывает его остальным детям.
- Что это? (обращаясь к ребенку).
- Булочка.
- Все согласны, что булочка круглая?
- Да.
- Что ты еще можешь про нее сказать? Проведи сверху рукой.
- Какая булочка?
- Гладкая.
- А теперь нажми на нее. Что можно еще сказать про булочку?
- Булочка мягкая.
- Правильно.
Аналогично обследуются еще несколько предметов.
- Давайте прочитаем второе задание печки: «Разделите всю выпечку на двоих так, как это можно». Сейчас чтобы вам лучше было видно, я заменю эти предметы геометрическими фигурами. Внимательно посмотрите и скажите, сколько всего предметов вы видите?
- Пять.
Давайте, обозначим это количество цифрой.
Ребенок находит цифру 5 в кассе цифр и помещает ее на фланелеграф.
- Подумайте, как можно разделить эти фигуры на две группы? Ребенок делит фигуры по цвету.
- По какому признаку, свойству ты разделил эти фигуры на две группы?
- По цвету.
- Сколько фигур коричневого цвета? Обозначь это количество цифрой.
- А сколько фигур желтого цвета?
- Одна.
Ребенок обозначает цифрами на фланелеграфе.
- Значит, пять это сколько и сколько.
- Пять, это четыре и один.
Аналогично дети делят предметы на две группы по форме, величине и приходят к выводу, что число пять это один и четыре, три и два, два и три.
- Ну что же, ребятки, молодцы. И с этим заданием справились. Аленушка, веди нас дальше, гуси-лебеди совсем уже отстали их и не видно.
IV. Подошли к «яблоне».
- Посмотрите, ребятки, яблочки упали. А на листике написано: «Съешь и назови вкус яблока». Давайте попробуем на вкус вначале зеленое яблоко. Дети пробуют.
- Какой вкус у яблока?
- Яблоко кислое.
- Все согласны.
- Да.
Аналогично пробуют красное яблоко.
- Как вы думайте, почему зеленое яблоко может быть кислым?
- Сорвали рано, не дозрело, сорт такой и т. д.
- Ну, молодцы, ребятки. Алёнушка мы все задания помогли тебе выполнить, больше на пути ничего не встретится, а вон уже и дом твой виднеется. Дальше дойдешь одна?
- Спасибо вам, ребятки, за помощь. Вы мне очень помогли. Дальше я дойду одна. До свидания.