Фарманова Наргиз
Конспект занятия учителя-логопеда «Путешествие в волшебную страну звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с понятием «Звуки», их разновидностью, способах образования ; дать понятие «Буква», формировать фонематическое восприятие, развивать навыки звукового анализа и синтеза, обогатить и уточнить словарный запас детей по теме «Транспорт», «Органы речи», упражнять детей в подборе слов —антонимов, формировать навыки правильного речевого дыхания, совершенствовать мелкую и артикуляционную моторику, координацию движений с речевыМ проговариванием, развивать просодические компоненты речи. Развивать психологическую речи базу (внимание, память логическое мышление, воображение, воспитывать доброжелательное отношение со сверстниками в современной деятельности, активировать познавательный интерес детей).
Темочки:
Материал: Кукла Звуковичок, доска, индивидуальные зеркала по количеству детей Колокольчик, набор карточек с гласными буквами, символы гласных звуков, ковер самолет, кружочки с номерами от 1 до 10.
Ход деятельности •
Логопед: - Ребята, перед тем как мы поприветствуем друг друга в кругу, выберите пожалуйста полоску такого цвета, которая соответствует настроению с которым вы пришли. (дети выбирают цветную полоску и прикрепляют ее к магнитной доске).
Логопед: Раз вы выбрали яркие полоски, значит у вас хорошее настроение.
Выполнение игры —приветствие. «Я рад (а) тебя видеть.» (дети становятся в круг). — Дорогие ребята! Начнем нашу встречу, как обычно с приветствия. Поприветствуем мы друг друга сегодня так: Я поглажу по голове своего соседа справа, называя его ласково по имени (Я рада видеть тебя.) Он (она) передаст мое приветствие и улыбку своему соседу справа таким же образом. И так наше приветствие обойдет всех ребят по кругу и вернется снова ко мне.
Приветствие с гостями.
Логопед: А из далекой страны к нам прилетел еще один гость, и зовут его Звуковичек
Звуковичок : Дети вы любите путешествовать?
Хотели бы вы, отправится в путешествие? Приглашаю вас в волшебную страну.
Логопед: Ребята, а на чем можно отправится в путешествие. Какие виды транспорта вы знаете?
Дети : Наземный, воздушный, водный, волшебный.
Логопед: А мы отправимся на волшебном ковре самолете.
— Дети, возьмите билеты с номерами посадочных мест. Проходите и занимайте места согласно номеру вашего билета,
Звучит музыка ветра
Логопед : Что бы нам быстро добраться до волшебной страны, а во время полета нам не было страшно, мы с вами поиграем. «Глубокий вдох через нос». (левой рукой контроль наживоте). «долгий выдох через рот», (правой рукой контроль у рта). — Ребята закрываем глаза, открываем когда услышим звук колокольчика
Логопед : Вот мы и прилетели в волшебную страну. Давайте посмотрим, где же мы оказались. Физ. Мин. «Любопытная варвара».
Смотрим влево, смотрим вправо, смотрим вверх и смотрим вниз. Мышцы шеи напряглись возвращаемся обратно. Расслабляться так приятно.
Звуковичок : Дети узнали это место? Дети : Да это волшебная страна.
логопед : Ребята во время пути было тихо или вы что-то слышали? Дети : Слышали звук ветра.
Логопед: С помощью чего мы различаем звуки?
Дети : Звуки различаем с помощью ушей. Логопед : Эта у нас орган слуха.
Экспериментальная работа.
Логопед : Посмотрите ребята, какие интересные деревья растут в волшебной стране.
Логопед : Что же вы видите на деревьях.
Дети : На деревьях мы видим буквы.
Логопед: Вы их слышали?
Дети : Нет.
Логопед : Буквы это видимое изображение.
Логопед: А теперь закроем глазки. (В этот момент звучат речевые звуки).
Дети : Мы слышали звуки.
Логопед: Вы их видели?
Дети : нет.
Логопед: Молодцы ребята с этим заданием вы справились.
Звуковичок : Я смотрю что- то вы заскучали, давайте я буду загадывать загадки а вы будите их отгадывать. С помощью чего мы произносим звуки?
Можно их тянуть трубой или просто их открой, просят даже наши зубки шире открывайтесь «Губы»
Когда мы едим — они работают, когда мы едем - они отдыхают, не будем их чистить. Они заболят «Зубы»
Он скакать во рту привык шаловливый наш. «Язык»
Звуковичок : Ребята давайте мы с вами отправимся в город Звукоград? Там находится замечательная школа, где живут звуки нашей речи.
Логопед : Отправимся ребята?
Дети : Да.
Логопед : Постройтесь, мы отправляемся в путь.
«Мы в город звуков речи идем и ждем мы встречи со звуками родными, они ведь живут и есть у нас желанье красиво говорит. И всех без исключения сегодня удивить».
Логопед : Ребята, люди обладают бесценным даром- речью. Животные умеют издавать звуки, но это не речь, они не могут разговаривать друг с другом.
Работа с зеркалами «Знакомство с органами речи»,
Логопед : Как вы думаете, что помогает нам произносить звуки? Дети : Язык, губы.
Логопед: Наш рот— домик звуков • В каждом домике есть дверь и даже не одна. Первая дверь -губы, вторая дверь — зубы.
Попробуйте произнести звук «п»-«п». Этот звук мы произносим губами.
Произнесите звук «л»- «л», почувствуйте как прижался к зубам наш язычок.
А теперь положите ладошку на шею, и произнесите «д»-«д», «6»-«6». Здесь живет голос, иногда он спит и его не слышно.
Произнесите звук «к»-«к», вы услышали голос?
Дети : Нет.
А теперь произнесите звук «г»-«г», голос проснулся, запел так громко, что стенки домика задрожала.
Так что же нам помогает произносить звуки?
Дети : Губы, зубы, небо, язык.
Логопед : Как надо заботится о нашем рте?
Дети : Чистить зубы, полоскать рот после еды, не кусать твердые предметы.
Игра «Какие бывают звуки» (Подбор слов антонимов).
Ребята мы с вами поиграем игру, называется наоборот «Какие бывают звуки» .
Звуки бывают ; высокими — низкими, тихими — громкими, грубыми — нежными, долгими — короткими.
А еще звуки бывают; теплыми — холодными.
Давайте мы проверим правда ли звуки бывают теплыми и холодными.
— Поднесите тыльную стороны руки ко рту и подуйте на нее, пропев песенку «Змеи» ш-ш-ш.
— Дети, какая воздушная струя?
Дети : Воздушная струя теплая
—А теперь поднесите ладошку и пропойте песенку «Насос» с- с- с.
— Какая воздушная струя?
Дети : Воздушная струя холодная.
Игра «назови первый звук в слове».
(Гимнастика проводится за столом перед зеркалом)
Логопед: - Дети, чтобы красиво и четко говорить, нужно тренировать наши органы речи Давайте поиграем игру «Назови первый звук».
1) — Назовите первый звук в слове; автобус.
«Широко рот открываю, звук веселый напеваю» - ааааааа.
2) — Назовите первый звук в слове; обруч
«Губы наши колесо звук получится» - 000000. З) — Назовите первый звук в слове ; утка.
«Губы я трубой тяну и пою звук» - УУУУУУ•
4) — Назовите первый звук в слове ; индюк.
«Губы к ушкам потяни и получишь звук» - ииииии.
5) — Назовите первый звук в слове; эхо.
«Эге — гей! Ваш друг кричит, изо рта язык торчит» - эээээээ. б) — Назовите последний звук в словах ; коты, столы, ыыыыы.
«Ну-ка зубки покажите и пропой скорее» - ыыыыыы.
Логопед: Звуки были все разными, но очень дружными, так как все они любили петь.
Голоса их звучали красиво, звонко.
—Давайте попробуем спеть, как они.
(Дети поют вместе с логопедом который сопровождает пени гласных, ведением руки в воздухе по горизонтальной линии).
физ. Минутка.
Ребята вы устали сидеть? Давайте разомнемся это поможет нам расслабится и снять напряжение.
Мы шагаем друг за другом, лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают, в поле бабочки летают.
1.2.3.4.5 — закружились все опять, это — левая рука, это — правая рука.
Справа — шумная дубрава, слева —быстрая река Обернулись мы, и вот стало все наоборот Слева — шумная дубрава, справа — быстрая река. Неужели стало правой моя левая рука?
Символы — звуки, подобрать его букву,
Ребята, а теперь расскажу вам не большой рассказ!
- Ходили звуки по свету и голосисто пели. За это их стали называть гласными и подарили им красные рубашки. Если звуки надевали эти рубашки, то они становились видимыми и превращались в буквы. Но стоило только снять рубашки, то звуки вновь становились невидимыми
— Ребята давайте поможем нашим звукам подобрать их буквы. (Дети подбирают буквы к символам — звукам).
Логопед: К сожалению наше путешествие заканчивается и нам пора возвращаться в детский сад, давайте скажем спасибо Звуковичку за познавательное путешествие.
Дети : Спасибо Звуковичок.
Звуковмчок : Молодцы ребята. Занимайтесь также усердно, ведь очень скоро вы пойдете в школу. Что бы вам было легче приготовится к школе, я привез вам такие подарки.
Дети : Спасибо
Логопед : А теперь занимаем глаза, считаем от 1 до 10, и обратно.
— Вот мы и вернулись в детский сад! Вам понравилось наше путешествие? Дети : Да.
Логопед: Что мы узнали о звуках ребята?
Дети : звуки слышим и произносим, но не видим, Логопед: Что мы узнали о буквах?
Дети : Буквы видим пишем, но не слышим