Людмила Шумова
Конспект занятия «Учимся петь играя» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной группе
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №5г. Можайска
юр. адрес: 143200, Московская область, г. Можайск, ул. Мира, д. 18 тел. 8(49638)23-146
эл. адрес: sysoenkova.luda@yandex.ru
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «МУЗЫКА»
«УЧИМСЯ ПЕТЬ ИГРАЯ»
подготовила : музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
Публикация «Конспект занятия „Учимся петь играя“ в подготовительной группе» размещена в разделах
Шумова Людмила Викторовна
г. Можайск
2019г
Цель:
- способствовать формированию певческого и дыхательного аппарата ребенка.
Задачи:
- развивать вокально – хоровую технику: артикуляцию, дикцию, плавное звуковедение;
- прививать навык выполнения движений в соответствии с текстом;
- формировать у детей творческие способности, воображение, фантазию.
Материал:
деревянные палочки по две на каждого ребенка, раздаточный материал «Чайная чашечка» для дыхательной гимнастики, напольная игра «Электронное пианино».
Дети входят под музыку в зал.
Музыкальный руководитель (поет) Доброе утро!
Дети (отвечают) : Добрый день!
Вместе: С доброй улыбкой встречаем день!
Музыкальный руководитель
Ребята, сегодня наш разговор пойдет о правильном и красивом пении. Как вы считаете, что для этого нужно?
Ответы детей:
- открывать правильно рот;
- держать осанку;
- правильно брать дыхание;
- правильная дикция
Музыкальный руководитель
Как много вы знаете о правильном пении. Сегодня мы будем заниматься дыханием, дикцией, звукообразованием – все это необходимые навыки, которые нам нужны в пении.
Итак, начинаем с дыхательных упражнений.
Как вы думаете, без чего машина не поедет? (без бензина). Так же и в пении, если дыхание слабое, то петь мы не сможем.
1. Дыхательная гимнастика по методике А. И. Стрельниковой.
Суть методики – в активном коротком вдохе, который тренирует все мышцы дыхательной системы. Внимание на выдохе не фиксируется, он должен происходить самопроизвольно.
- «Обнимашки» - руки согнуты в локтях по направлению к друг другу
вдох - как – будто «обнимаем себя»
выдох - в и. п.
Расслабились, подняли руки вверх – «вдох», потрясли
наверху руками
Резкий выдох – «ха» (2-3 раза).
- «Насос» - наклониться – вдох
приподнимаемся – выдох
- «Кошечка» - «вау» (показ педагога руками, яростная «растяжка» губ)
вдох (живот бочонком, зафиксировали руками на поясе.
на выдохе – «вау», «вау», «вау» (шепотом).
- «Шарики» - вдох – руки сомкнуты на верху (шарик)
на выдохе – с-с-с-с-с (равномерный поток воздуха)
опускаем руки.
Музыкальный руководитель
Существует еще один основной вокальный навык – дикция. Дикция – это четкое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста. Зависит она от активности губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом.
1. Упражнение на продолжительность и равномерность выдоха с использованием раздаточного материала «Чайная чашечка» :
«Девчонки и мальчишки, сегодня гости вы мои,
И горячим чаем всех я угощаю.
А чтобы не обжечься вам,
Дуть я предлагаю».
2. Упражнение на раскрепощение нижней челюсти:
согнуть фалангу указательного пальца (зажать между зубами)- ГА-ГЭ-ГЫ
поставили указательные пальцы щеки:
- «Слышишь, шепот в чаще леса» - на каждом слове акцент на щеки.
- «Как на горке, на пригорке жили тридцать три Егорки
(проговаривают на одном дыхании)
«Раз Егорка, два Егорка и т. д.»
- От топота копыт, пыль по полю летит (ложки, кастаньетты)
- Скворцы и синицы веселые птицы (поют девочки, затем мальчики)
- Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят (петь, изменяя силу голоса, показывая, как поезд удаляется и темп (замедляем темп) по руке педагога.)
Музыкальный руководитель
Диапазон – это звуковой объем голоса от самого нижнего до самого верхнего звука.
1. Упражнение на развитие диапазона «Ракета»
И. п. – руки сомкнуты внизу.
Поднимаем руки вверх на звуке «р»-«р»-«р» начиная с нижнего
регистра к верхнему и наоборот.
Музыкальный руководитель
Давайте, присядем и будем помнить о правильной осанке
1. Упражнение «Сидит дед»
Дети сидят, сгорбившись, проговаривают:
Сидит дед, ему сто лет.
Садятся прямо и говорят весело:
А мы, детки маленькие,
У нас спинки пряменькие.
Музыкальный руководитель
А сейчас, мы с вами вспомним наши упражнения- распевки, в них будет присутствовать гласная «У»- она очень певческая и, поэтому очень удобная для пения, а наши ручки будут нам помогать в пении.
1. Упражнение «Ворон» (выполняется сидя) –
на звук У-У-легкое стаккато пальцами по щечкам
протягиваем звук У – руки вниз вдоль щек (обратить внимание на то, что руки помогали звуку тянулся дольше и было слышно, как он звучит.
2. Упражнение «Кукушечка»р. н. м. (выполняется стоя)- обратить внимание на мягкие щечки.
После пения вопрос: для чего нам нужна было «ой» по щечкам (стаккато?
ответ детей: для того, чтобы проверить мягкость щечек.
3. Упражнение «Филин» (выполняется стоя)- исполняет педагог, а дети отвечают на звуке У-У-У (руки внизу) в конце резкий выдох- вдох.
Музыкальный руководитель
Послушайте, загадку:
Красная одежка, черная застежка,
Все «коровкой» называют
И на небо отправляют.
ответы детей.
Педагог предлагает детям исполнить пение каноном.
Божья коровка – черная головка (идут по кругу)
Улети на небо (хлопки снизу вверх)
Принеси нам хлеба (разводят руки)
Черного и белого (справа притоп, слева притоп)
Только не горелого (кружатся, грозят пальчиком)
Музыкальный руководитель
Ритм – это равномерное чередование звуков. Благодаря ритму мы отличаем марш от вальса, мазурку от польки и т. д.
А теперь, я предлагаю вам поиграть (педагог и дети располагаются на полу по кругу, детям раздаются деревянные палочки, по две каждому ребенку, для выполнения ритмических упражнений).
1. Упражнение «Повтори за мной»
Тук- тук-тук-тук (стучим палочками по полу)
Это что за стук (палочкой об палочку)
Перекатом ехали (по полу стучать «восьмушками»)
Тук-тук-тук (палочка об палочку) (далее педагог предлагает детям повторить ритмический рисунок).
2. Упражнение на развитие воображения «Волшебные палочки»
Это палочки? (стучим палочкой об палочку)
Нет, не палочки (стучим палочками по полу)
А что у нас? (стучим палочкой о палочку)
Это…. (плюсик) у нас
Нет, не плюсик у нас (2 раза, удары по полу)
А что? – удары палочками друг об друга (минус, пила, колпак, рожки, птичка, закончить столбиками)
3. Упражнение «Машина»
Я еду на машине – палочками 2 раза ударять по полу, 2 раза палочка об палочку
Дорогою прямой – повторение предыдущих движений
А столбы большие – палочки передаются по кругу вправо,
Назад бегут домой – повторение предыдущих движений
(Упражнение повторяется несколько раз с ускорением темпа на 3 раз)
Дети исполняют песенку «Если добрый ты» сл. М. Пляцковского, муз. Б. Савельева
Музыкальный руководитель
Сегодня, мы с вами учились петь в игровой форме. Давайте вспомним, о каких основных навыках вокального пения мы сегодня говорили? (ответы детей).
Правильно, сегодня мы уделили внимание развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными буквами в скороговорках и распевках. Вы сегодня хорошо занимались, все старались. Я надеюсь, что от общения с музыкой и вы стали сегодня чуть-чуть красивее и добрее. Несите эти чувства в наш мир, и он станет лучше! Наше занятие подошло к концу и я хочу пожелать вам никогда не печалиться и не унывать.
«Как мы весело играли,
И нисколько не устали,
Но, настал момент прощанья,
Мы поем вам «До свиданья».
Дети уходят из зала.