Светлана Головатюк
Конспект комплексного занятия по теме «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Зима»
Возраст: подготовительная к школе группа
Программное содержание.
Цели:
Коррекционно - образовательные:
закрепить познавательный опыт детей о признаках зимы;
активизировать и обогащать словарь по теме «Зима»;
формировать умение отвечать на вопросы, составлять предложения подбирать слова-признаки к заданному слову;
учить согласовывать числительные с существительными;
закрепить знания о геометрических телах;
тренировать детей в прямом счёте,развивать навык слогового анализа слов,
развивать связную речь.
Публикация «Конспект комплексного занятия по теме „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Коррекционно-развивающие:
развивать зрительное внимание и восприятие, мышление, память, мелкую моторику рук, правильный речевой выдох,тактильное восприятие.
Коррекционно-воспитательные:
формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности, любви к природе.
Оборудование:
мультимедийный экран, презентация, таблица к дидактическому пособию «Соотнеси букву с цифрой», предметные картинки (ёлка, подарок, колпак, пень, снежный ком, хлопушка, геометрические тела (конус, шар, куб, цилиндр,мешочек для геометрических тел, фланелеграф, искусственная ёлка, снежинки.
I. Организационный момент:
Чтение стихотворения А. С. Пушкина «Зима»
Логопед: - Ребята, послушайте стихотворение.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка по до льдом блестит.
Логопед: - Кто написал это стихотворение? (А. С. Пушкин-).
Логопед: - О каком времени года это стихотворение? (О зиме).
Логопед: - Сегодня мы поговорим о зиме.
II. Беседа по теме «Зима».
На экране картина «Зима».
Логопед: -Назовите приметы зимы. (На улице мороз. Солнце светит, но не греет. Вся земля покрыта снегом. На деревьях лежит иней. Дни стали короче а ночи длиннее. Солнце низко над горизонтом).
Логопед: - Ребята, назовите зимние месяцы по порядку (декабрь, январь, февраль).
Логопед: - Назовите первый зимний месяц. (Декабрь). Назовите третий месяц зимы. (Февраль). Какой зимний месяц следует за декабрем, но стоит перед февралем? (Январь).
III. Дыхательное упражнение «Снежинка».
Развитие правильного речевого выдоха.
Логопед: - Пока мы с вами беседовали, к нам прилетели снежинки. Давайте заставим их кружиться. Наберите воздух через нос. Щеки не надувайте. Губы вытягивайте трубочкой и дуйте на снежинку.
(Логопед следит за правильностью выполнения упражнения).
IV. Сюрпризный момент (появление Зимней Феи).
Логопед: - Ребята, у вас получился настоящий снегопад, разыгралась метель, и к нам пришла сама Зимняя Фея. (На экране Зимняя Фея). У неё для вас много интересных заданий и игр. Зимняя Фея предлагает поиграть со словом «зима». Нужно подбирать слова-признаки к слову «Зима». Снежок поймай - слово-признак называй.
Логопед: - Если зимой холодно – какая зима? (Холодная).
Логопед: - Если мы зиму долго ждали – какая зима? (Долгожданная).
Логопед: - Если зимой много снега? (Снежная).
Логопед: - Если зимой все время вьюжит? (Вьюжная).
Логопед: - Если зима рано пришла? (Ранняя).
Логопед: - Если зимой «трещат» морозы, какая зима? (Морозная).
V. Игра «Считай и называй».
Согласование числительных с существительными.
Логопед: - Во владениях зимней Феи много разных красивых предметов. Она предлагает вам их посчитать и назвать. Смотрите на волшебный экран. Давайте рассмотрим их,сосчитаем и назовем.
Логопед: - Сколько снежинок висело на нитях? (На нитях висело пять снежинок).
Логопед: - Сколько звездочек сверкало в короне Зимней Феи? (В короне Зимней Феи сверкало три звездочки).
Логопед: - Сколько дорожек ведут в ледяной дворец Феи? (В ледяной дворец ведут четыре дорожки.)
Логопед: - Сколько волшебных палочек у Зимней Феи? (Две волшебные палочки).
Логопед: - Сколько снеговиков - стражников стоят перед дворцом? (Шесть снеговиков-стражников).
VI. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Закрепить знания о геометрических телах.
На экране еловый лес.
Логопед: - В царстве Зимней Феи растут ёлочки. Давайте подойдем к одной из них. Ребята, здесь под ёлочкой мешочек. Интересно, что в нем? (Логопед, не заглядывая в мешок, на ощупь достаёт из него геометрическое тело и называет его. Затем предлагает то же самое сделать детям. Дети на ощупь определяют тела и называют их - куб, шар, конус, цилиндр).
Логопед: - Дети посмотрите внимательно на картинки и скажите на какую геометрическую фигуру похож снежный ком (ёлка, хлопушка, колпак, подарок, пень). (Ёлка похожа на конус, снежный ком - на шар, подарок похож на куб, колпак похож на конус, пень покрытый снегом - на цилиндр, хлопушка - на цилиндр).
VII. Физкультурная пауза «Мы погреемся немножко»
Координация речи с движением.
Логопед: - Ребята,что-то стало холодновато. Что нужно делать чтобы не замерзнуть зимой? (Нужно больше двигаться). Давайте покажем Зимней Фее, как мы греемся зимой.
Мы погреемся немножко
И похлопаем в ладоши:
Хлоп- хлоп - хлоп.
Рукавички мы надели,
Не боимся мы метели.
Ножки тоже мы погреем,
Мы потопаем скорее.
Мы с морозом подружились,
Как снежинки покружились
VIII. Игра «Озорной ветер заколдовал слово».
Тренировка в прямом счёте, слоговом анализе слов
Логопед: - Озорной ветер заколдовал слово. Посмотрите внимательно на таблицу. Расставьте цифры по порядку. Под цифрой расположите соответствующую букву. (На фланелеграфе цифры от 1 до 7, буквы, таблица:)
2 3 1 4 6 5 7
и м з у к ш а
Логопед: - Прочитайте слово, которое у нас получилось. (Дети читают слово «зимушка»)
Логопед: - Сколько слогов в слове зимушка? (В слове зимушка 3 слога).
Почему вы так думаете? (Потому что в слове три гласных звука).
Логопед: - Какое правило вы знаете? (Сколько в слове гласных звуков столько и слогов).
IX. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»
Развитие мелкой моторики.
Логопед: - А сейчас мы потренируем пальчики. Выполним пальчиковую гимнастику.
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибаем пальчики по одному).
Мы во двор пошли гулять. («Идём» по столу указательным и средним пальчиками).
Бабу снежную лепили, («Лепим» комочек двумя ладонями).
Птичек крошками кормили. (Крошащие движения всеми пальцами).
С горки мы потом катались, (Проводим указательным пальцем правой руки
По ладони левой руки).
А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой).
Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки).
Съели суп и спать легли. (Движения «ложкой», руки под щёки).
X. Составление рассказа о зиме.
Развитие связной речи.
Логопед: - Ребята, давайте подарим Фее картину - нарисуем зиму. Но не красками, не карандашами, а словами. Логопед:Что ты нарисуешь?
1) Вся земля покрыта снегом. Я нарисую большие снежные сугробы.
2) На ветках деревьев лежит снег.
3) Я нарисую гроздья рябины, покрытые снегом. На ветках рябины сидят снегири.
4) Дети заботятся о том, чтобы птицам не было голодно. Они делаю для птиц кормушки и подкармливают птиц.
5) Дети рады зиме, они лепят снеговиков. Мальчики и девочки катаются на лыжах и на санках.
Логопед: - А теперь, используя предложения, которые вы составили, можно составить рассказ о зиме. Давайте попробуем. (Ребенок составляет рассказ).
Наступила зима. Вся земля покрыта снегом. На ветках деревьев лежит снег. Как красивы алые грозди рябины, покрытые снегом. Зимой птицам голодно. Дети заботятся о птицах. Они делают кормушки и подкармливают птиц. Дети рады зиме. Они лепят снеговиков, катаются на лыжах и на санках.
XI. Подведение итогов.
Логопед: - Молодцы ребята. Думаю, что Зимней Фее было с нами очень интересно. Давайте попрощаемся с ней. О чем мы говорили сегодня?
Логопед: - В какие игры играли?
Оценка деятельности детей.