Валентина Курепина
Конспект занятия Тема «Жизнь птиц зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экологии :«Жизнь птиц зимой (подготовительная группа)
Задачи: Познакомить детей с зимующими птицами.
-Развивать умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных.
-Развивать внимание, наблюдательность, умение делать выводы. Развивать речь, умение образовывать существительные множественного числа.
-Воспитывать бережное отношение к природе.
Публикация «Конспект занятия Тема „Жизнь птиц зимой“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
Материалы и оборудование: карточки с изображением птиц и различных видов корма для них, квадраты белой бумаги, кормушка для птиц, ножницы, презентация, игрушка птичка.
Ход занятия.
Воспитатель: К нам прилетела птичка, она очень волнуется, и хочет узнать, почему птиц стало меньше, почему стало холодно? Как вы думаете?
Воспитатель: Ребята, как вы думаете какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: Какой зимний месяц идет?
Дети: Январь.
Воспитатель: Правильно ребята, зима. Послушайте стихотворение о зиме
Белым снегом все покрыто:
И деревья и дома.
Свиснет ветер легкокрылый:
«Здравствуй, зимушка-зима»
Вновь для птиц кормушки ставят.
Насыпают в них корма
И поют пичужек стаи:
«Здравствуй, зимушка-зима»
(Г. Ладонщиков)
Воспитатель: Ребята нам родители сделали и принесли кормушку. Как вы думаете, для кого?
Дети: Для птиц.
Воспитатель: Конечно для птиц. Сегодня наш разговор пойдет о птицах. Но птицы бывают разные. Сейчас ребята расскажут тебе птичка о том какие бывают птицы, а ты посиди и послушай.
-Какие бывают птицы?
Дети: Зимующие, перелетные….
Воспитатель: Многие птицы улетают на зиму в теплые края. Как называют птиц, которые улетают на юг?
Дети: Птицы которые улетают на юг, называются перелетными.
Воспитатель: Каких перелетных птиц вы знаете? (показ слайда на экране)
Дети: скворец, ласточка, грач, гуси, утки.
Воспитатель: Почему птицы улетают на юг?
Дети: Потому что зимой холодно, нет корма. Перелетные птицы питаются насекомыми и семенами растений, а зимой они корм не находят, так как насекомые спрятались, а растения под снегом.
Воспитатель: Ребята, но птицы не все улетели. Как называют птиц, которые не улетели и не боятся зимы.
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Каких зимующих птиц вы знаете, назовите (показ слайда на экране)
Дети: сорока, ворона, воробей, снегирь, дятел, клест.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам и нашей гостье птичке познакомиться поближе с зимующими птицами. Я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать ее. (смотреть изображения отгаданных птиц появляются на экране)
Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится-
Собирает крошки,
По ночам кочует-
Зернышки ворует.
Что это за птица. (воробей)
Воспитатель: А теперь Георгий загадает вам загадку:
Ребенок: Красногрудый, чернокрылый
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Прилетает к вам опять. (снегирь)
Воспитатель: Следующую загадку загадает вам Артем
Ребенок: Я в берете красном,
В серой курточке атласной
Я деревьям всем приятель,
А зовут меня все (дятел).
Воспитатель: И последние загадки я вам загадаю
Что за птица
Мороза не боится?
Хоть снега лежат везде
У нее птенцы в гнезде. (клест)
Верещунья белобока,
А зовут ее… (сорока)
Воспитатель: А теперь загадка от Вики:
Ребенок: Непоседа-невеличка,
Ем я сало и пшеничку,
А зовут меня (синичка)
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю поиграть
Дидактическая игра «Один-много»
Воспитатель: Ребята, послушайте название птицы и скажите, как будет, когда таких птиц много.
Ласточка-ласточки-…много ласточек
Синица-синицы-…много синиц
Воробей-воробьи…много воробьев
Снегирь-снегири…много снегирей
Сорока-сороки…много сорок
Ворона-вороны…много ворон.
Воспитатель: А теперь давайте немного отдохнем, выходите на ковер.
Физкультминутка.
Снегом засыпаны лес и поля (машут руками)
Спит под сугробами крепко земля (ладошки под щеку)
Ищут, ищут птицы, чем бы поживиться (ходят руки за спину, ищут)
На зиму долгую в нашем саду
Мы приготовили птичкам еду (вытягивают ладошки вперед)
Прилетайте, птицы!
Вы сюда кормиться (зовем птиц)
Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы»
(работа подгруппами)
Воспитатель: У меня, ребята, есть для вас задание, слушайте внимательно. На столах стоят кормушка и картинки птиц. Вам нужно около кормушки поставить тех птиц, которые зимуют, а птиц, которых мы называем перелетными оставить на столе.
(Вызываю подгруппу детей, они берут по одной птице и ставят их к кормушкам).
Воспитатель: Молодцы, ребята.
Воспитатель: А теперь давайте угостим наших птиц, которые прилетели к нам на кормушку. Вспомните, чем они питаются?
Дидактическая игра «Накормим птиц»
Воспитатель: Вам нужно расположить карточки с кормом для птиц напротив той птицы, которую вы хотите угостить.
Мне нужны помощники (вызываю двоих детей, они выкладывают карточки)
Воробей: крошки, семена, пшено.
Синица: сало.
Снегирь: рябина, семечки арбуза и тыквы.
Клест: шишки.
Дидактическая игра «Кто как голос подает?» (с мячом)
Правила игры: Ребята я буду вам называть птицу и спрашивать вас как она подает голос, и бросать вам мяч. Тот кому я бросила мяч и кто поймал отвечает на вопрос и бросает мяч мне обратно, слушайте внимательно.
Соловей (поет,
Ласточка… (щебечет,
Журавль (курлычет,
Ворона… (каркает,
Кукушка (кукует,
Утка (крякает,
Курица (квохчет,
Голубь (воркует,
Воробей… (чирикает).
Воспитатель: Молодцы ребята!
Дидактическая игра «Чем все птицы похожи и чем отличаются?» (выкладывают схемы)
Воспитатель: Чем похожи все птицы?
Дети: Сходства: все птицы летают, у них есть туловище, голова, крылья, хвост. клюв. Все тело птиц покрыто перьями.
Воспитатель: Чем отличаются?
Дети: Птицы разного размера, бывают зимующие и перелетные, питаются разным кормом.
Воспитатель: Ребята, как человек может помочь пережить птицам самое холодное время года – зиму?
Дети: вывешивать кормушки, подкармливать птиц в одном и том же месте, чистить кормушки, выкладывать корм в кормушки.
Воспитатель: Какие правила мы должны соблюдать в природе (карточки)
Дети: нельзя брать птиц домой, нельзя разорять гнезда, скворечники, нельзя оставлять мусор в лесу, разводить костер, нельзя шуметь, надо корма класть не много, для того чтобы корм не засыпало снегом.
Воспитатель: Мы поможем птицам зимой, а они нам летом. Как помогают птицы нам летом?
Дети: птицы поедают вредителей и охраняют деревья.
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю изготовить птиц в технике ОРИГАМИ. Садитесь все за столы. А я вас научу. Перед вами лежит квадрат белой бумаги, возьмите его и сложите пополам косынкой, еще раз сложите косынкой, возьмите и надрежьте ножницами. Получиться хвост, нашей птицы, отогните крылья под углом.
Вот и получилась птичка. Можно нарисовать ей глазки и раскрасит в свободное время.
Воспитатель: Ребята, скажите о ком мы сегодня беседовали?
Что интересного вы узнали? Чему научились?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: А ты птичка, что интересного узнала. Теперь ты знаешь, почему птиц стало меньше, а на улице холодно?
Воспитатель: Ребята, вы отгадывали загадки. Научились узнавать зимующих птиц, определять какой корм едят птицы, познакомились с правилами поведения в природе, изготовили птиц в технике оригами. Сегодня мы пойдем на прогулку и повесим кормушку для птиц на участке. Наше занятие закончено, уберите свое рабочее место.