Аникина Наталья Николаевна
Конспект занятия «Весна-красна» в старшей группе в образовательной области «Познавательное развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Весна-красна»
Возрастная группа старшая
Образовательная область «Познавательное развитие»
Цель: расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе.
Тип образовательной деятельности : познавательный
Вид образовательной деятельности : игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная, восприятие художественной литературы
Публикация «Конспект занятия „Весна-красна“ в старшей группе в образовательной области „Познавательное развитие“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие», «Социально–коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно –эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Задачи образовательной области :
-Образовательные задачи :
1. Расширять представления детей о весне, весенних месяцах.
2. Закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе весной.
3. Формировать обобщенные представления о весне как времени года, приспособленности растений к изменениям в природе, о весенних явлениях природы.
4. Расширять представления о неживой природе.
5. Закрепить умение самостоятельно организовывать разнообразные подвижные игры.
6. Формировать потребность в двигательной активности.
7. Учить детей высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
-Речевые задачи:
1. Ввести в активный словарь детей слова: половодье, проталина, капель.
2. Сформировать умение подпирать существительные к прилагательным.
3. Отрабатывать с детьми интонационную выразительность речи.
4. Совершенствовать художественно–речевые исполнительские навыки при чтении стихов о зиме.
5. Приобщать к словесному искусству через слушание поэзии.
-Развивающие задачи :
1. Развивать самостоятельность в организации всех видов игр, развивать инициативу, умение действовать в команде.
2. Развивать умение содержательно, эмоционально рассказывать сверстникам о явлениях природы весной.
3. Развивать способность к целостному восприятию текста, в котором сочетаются умения выявлять основное содержание, понимать главные характеристики описания природы.
4. Развивать интерес к народному фольклору о весне.
5. Развивать физические качества, способствовать накоплению и обогащение
двигательного опыта.
-Воспитательные задачи:
1. Воспитывать бережное отношение к природе.
2. Воспитывать взаимовыручку.
3. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща
играть, трудиться, заниматься самостоятельно выбранным делом.
Предварительная работа
-Подготовка воспитателя (подготовка иллюстраций к занятию, беседа с
детьми, подготовить книги: «Весна –красна ты на чем пришла?»
-Подготовка детей (выучить стихи о весне).
Материалы и оборудование:
Гимнастическая скамейка, мешки для равновесия
(по 3 шт. на каждого ребенка, мат, обручи (5 шт., дуги (1, подставки для деревьев (5 шт., диски с фонограммами песен «Вместе весело шага
ть», «Красная шапочка», плакаты с изображением диких животных. Картинки с изображением деревьев. Природный материал (шишки, семена, желуди и т. п.). Бросовый материал (пластиковые стаканы (белые, белые бумажные салфетки и т. д.). Акварельные краски по количеству детей, бумага для рисования. Репродукции картин Малярчук С. А. «Весна», А. Васнецов «Весна».
Формы и методы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации детской деятельности
Двигательная Подвижная игра: «Веснянка».
Игровая Дидактические игры: «Даша следопыт». Сюжетно-ролевая игра
«В весеннем лесу»
Коммуникативная Словесная игра : «Кто больше знает слов о весне». Рассматривание репродукции картины Маляр-чук С. А. «Весна»
Познавательно-исследовательская Исследовательская деятельность: «Изучаем снег, лед, воду».
Опыт «Круговорот воды».
Музыкальная Прослушивание песен «Вместе весело шагать», «Красная шапочка»
Художественно-продуктивная Изготовление макета из природного материала и бросового материала «Весенний лес».
Чтение художественной литературы Чтение: «Весна–красна ты на чем пришла?»
Логика образовательной деятельности
Структура Деятельность воспитателя Деятельность детей Ожидаемые результаты
Вводная часть 3 мин Подвижная игра: «Веснянка».
Выполняют движения и проговаривают слова. Солнышко, солнышко, золото
е донышко, (дети
идут по кругу).
Гори, гори, ясно, чтобы не по-
гасло! Побежал в саду ручей, (дети бегут по кругу). Прилетело сто грачей, (дети машут руками, стоя на месте).
А сугробы тают, тают, (дети приседают на месте).
А цветочки подрастают. (дети
медленно встают). Интерес к предстоящей деятельности Сформировано
умение действовать по сигналу
Основная часть 17 мин Дидактическая игра: «Даша
–следопыт». Воспитатель
предлагает детям рассмотреть картинки с изображением диких
животных и их следов, а потом
поиграть. Дети рассматривают картинки, называют, чьи следы.
Пополнились знания детей о жизни диких животных
зимой
Сюжетно-ролевая игра «В весеннем лесу»
Дети играют в сюжетно
–ролевую игру
Закреплено представление о профессии лесника, о
его работе в весенний период
времени года.
Изготовление макета из при-
родного материала, бросового
материала «Весенний лес».
Воспитатель предлагает детям
природный материал и бросовый материал для изготовление макета. Рассматривают готовые макеты.
Делают макет из природного материала и бросового материала.
Сформировано
умение изготовлять самостоятельно макет из
природного мате-
риала и бросового
материала
Слушание музыки А. Вивальди
«Весна» из цикла «Времена года»
Слушают музыку А. Вивальди
«Весна» из цикла «Времена года». Сформировано эстетическое отношение к явлениям
окружающего
мира.
Исследовательская деятельность:
«Изучаем снег, лед,
воду». Воспитатель предлагает
рассмотреть детям снег, лед,
воду Дети рассматривают, задают вопросы, отвечают на вопросы, задаваемые воспитателем, де-
лают выводы
Сформировано
представление о свойствах воды,
снега и льда
Опыт
«Круговорот воды». Воспитатель предлагает детям
провести опыт.
Задает вопросы: что такое лед и снег? Какой бывает снег? лед? Предлагает посмотреть, что будет со
льдом или снегом в помещение. Дети кладут в емкость кусок
льда (или снега, закрывают его целлофаном и закрепляют герметично вкруговую резинкой,
ставят в тепло. Наблюдают таяние и конденсацию воды
Сформировано
умение делать
умозаключения.
Словесная игра :
«Кто знает
больше слов о весне». Воспитатель задает вопросы: «Какими
словами можно сказать о весне? Какой лес весной? Ка-
кой снег весной? Какой весенний день? Какая весенняя ночь? Дети подбирают прилагательные к существительным
Сформировано умение в подборе прилагательных
Рассматривание репродукции картины Малярчук С. А. «Весна»
Примерные вопросы к детям: какое время года описано в стихотворении? Какими словами описывает поэт весеннюю при-
роду?Дети рассматривают картину.
Отвечают на вопросы
Развито художе-ственное восприятие произведений живописи.
Подведение итогов.
Рефлексия, 5 мин
Вы все молодцы. А давай те вспомним, чем мы с вами сегодня занимались?
Правильно мы сегодня узнали
много нового и в капельки пре-
вращались, и путешествовали,
и узнали, что вода бесцветная,
прозрачная и что она без вкусная, посмотрели кому нужна вода. Молодцы ребята!
Рассматривают готовые макеты. Ответы детей.
Выбирают лучший макет
Умеет подводить
итог своей деятельности.
Умеет оценивать
работу и высказать свою точку зрения
Список использованных источников:
Базарнов В. Ф. Экскурсия как форма экологического образования. - Томск, 1997.
Бобылева Л. О программе экологического воспитания старших дошкольников/Л. Бобылева, О. Дупленко // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 7 - с. 36-42.
Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. - М. : Просвещение, 2004. - 114 с.
Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. 2-ое изд. - М., 1982
Горькова Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М. : ВАКО, 2008.-240с.
Зенина Т. Н. Наблюдаем, познаем, любим/ Т. Зенина // Дошкольное воспитание. - 2003. - N 7. - с. 31-34.
Зенина Т. Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. - М. : Педагогическое общество России, 2007. - 64с.