Власова Надежда Ивановна
Конспект занятия в старшей группе «Символика цвета и украшений русских женских головных уборов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: 1. Показать, какие основные декоративные элементы использовались в русских орнаментах, на понятийном уровне дать их объяснение.
2. Помочь детям понять символику цвета в русском национальном костюме.
3. Закрепить знания о названиях головных уборов, их особенностях (внешний вид, украшение).
4. Учить составлять узор, располагать его элементы симметрично.
5. Воспитывать интерес к русской истории, приобщать к русской культуре.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Символика цвета и украшений русских женских головных уборов“» размещена в разделах
- Головные уборы. Конспекты занятий
- Головные уборы. Шляпы, панамки, шапочки
- Кокошник, очелье. Русские народные головные уборы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Одежда, обувь, головные уборы
- Старшая группа
- Цвет, изучаем цвета. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
Материал: формы головных уборов, сделанные детьми заранее; модели элементов орнаментов, изображения различных женских головных уборов, сюрпризная коробочка с пушками, зеркало, украшения, детские концертные костюмы.
Ход занятия.
Воспитатель: День вам добрый! Милости прошу к нашему шалашу! Сядем рядком, поговорим ладком. Вот какие девицы пришли на посиделки: Аннушка-красавица, Дарьюшка-хозяюшка, свет Надежда-умница, Ирочка-ясный цветик, весёлые пташки Женя да Наташка, Екатерина Прекрасная. Все они мастерицы, каждая умеет делать головные уборы. По русскому обычаю девушки к празднику сами головные уборы делали.
На Руси было много разных головных уборов с интересными названиями. Какие вы знаете? (Кокошник, венец, кичка, сорока, корона, повязка).
Воспитатель: Как их украшали?
Воспитатель (дополняет ответы детей) : Шитые золотом, разноцветными нитями, украшенные лентами, пуговичками, жемчугом, самоцветными камешками кички, кокошники и сороки венчали головы русских красавиц. В работу девушки вкладывали душу, желания, мечты, добрые мысли. Головные уборы назывались так же, как птицы. И часто их украшали пушками из гусиного и лебединого пуха. (Следует показ шкатулки с «подарками»).
Воспитатель: Какой цвет был самым любимым?
Воспитатель: Почему?
Воспитатель: А ещё, какие цвета использовали?
Воспитатель: Наряды мастерили зимними вечерами под завывание вьюги за окном. Как вы думаете, о чём мечтали девушки?
Воспитатель: Какие цвета могут обозначать лето, цветы, тепло?
Воспитатель: Скажите, для чего в узорах использовали чёрный цвет?
Воспитатель: Часто для украшения использовали золото. Какие краски надо смешать, чтобы получить золотой цвет?
Воспитатель: Золотой – цвет добра, честности, трудолюбия. Недаром говорят: «золотая душа», «золотые мысли», «золотые руки». В старину человек был связан с природой. И он изображал силы природы на одежде. Главным изображением было солнце.
Выкладываются модели, а дети выбирают те, которые могут изображать солнце, и одновременно объясняют свой выбор. Рассматривая остальные детали, выделяют те элементы, которые обозначают поле, траву, воду, птицу, человека. Вместе с детьми воспитатель «прочитывает» узор на своём головном уборе.
Воспитатель: Какие заветные мечты вы бы хотели изобразить с помощью узора на своём головном уборе?
Дети приступают к работе. В ходе занятия они поют хором народные песни, а воспитатель кратко рассказывает о том, как часто в украшениях использовался жемчуг. Поощряет работу детей пословицами: «Кто хвалился, тот с горы свалился», «От добрых рук ничего не уходит», «Доброе дело само себя хвалит», «Глаза боятся, а руки делают», «Конец – всему делу венец».
В ходе занятия дети надевают свои головные уборы, смотрятся в зеркало, «читают» узоры.