Ольга Стребняк
Конспект интегрированного занятия «Освобождение города от немецко-фашистских захватчиков»
▼ Скачать + Заказать документы
К о н с п е к т
непосредственно образовательной деятельности в разновозрастной группе МБОУ начальная школа - детский сад компенсирующего вида №21 «Жемчужинка»
Тема «Освобождение города Сальска от немецко-фашистских захватчиков».
Цель: Формировать чувство патриотизма, любовь и привязанность к своей малой родине, интерес к прошлому и настоящему.
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Освобождение города от немецко-фашистских захватчиков“» размещена в разделах
Задачи: Углублять знания детей об историческом родного города. Продолжать знакомить с героями войны, защитившими от врага наш город. Расширять и закреплять знания об историческом прошлом города. Воспитывать уважение к героям войны и гордость за них, любовь к малой родине.
Методы и приемы: наглядные - объяснительно-иллюстративные, словесные – беседа, использование пословиц, художественное слово, вопросы к детям, игровые – игра, сюрпризный момент, музыкальное сопровождение
Словарная работа: активизация в речи слов земляки, сражение, барельеф, мемориальный ансамбль, дивизия, карьер.
Предварительная работа: Целевые прогулки к близлежащим улицам, в музей Боевой Славы и мемориальному ансамблю «Поклон» на площади Свободы, беседа о названии улиц города именами их защитников, рассматривание картин и иллюстраций, чтение и разучивание стихов и пословиц.
Оборудование: машина времени, фото и иллюстрации нашего города, наград. трафареты, клей, кисточки, простые карандаши, цветная бумага, салфетки, заготовки для индивидуальной работы.
Ход деятельности:
(На фоне лирической музыки)
1-й воспитатель: Здравствуйте, ребята! Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнетесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы и счастливы. Что бы вы хотели сегодня пожелать друг другу.
Дети: Здоровья, радости, любви, уважения друг к другу, хорошего настроения, доброго дня.
1-й воспитатель: Давайте вспомним, какое событие произошло в этот день 70 лет назад.
Дети: Советские войска освободили наш родной город Сальск от немецко-фашистских захватчиков.
Входит 2-й воспитатель: Здравствуйте, ребята, как у нас сегодня красиво в группе, а что это такое? (показывает на «машину времени», нечаянно нажимает кнопку). (Звучит запись 1941 года советским диктором Ю. Б. Левитаном с объявлением о начале войны.
1-й воспитатель: Ребята, запись, которую вы сейчас услышали, сделана более 70-ти лет тому назад. Именно этот голос, голос известного советского диктора Юрия Борисовича Левитана услышали люди 22 июня 1941 года. Именно из этого сообщения люди узнали, что началась война. Война длинная, война страшная, война голодная, холодная, война, принесшая много горя и страданий нашему народу.
Стихотворение Наталья Иванова
ГОВОРИТ МОСКВА
Вы знаете по фильмам, книгам=
Была с фашистами война.
Чтоб справиться с нацистским игом,
Объединилась вся страна.
В те времена она не знала
Волшебного телеэкрана,
Но радио тогда спасало.
Вы слышали про Левитана?
Деревни, села, полустанки
От Левитана узнавали,
Как шли в атаку наши танки,
Как пехотинцы наступали.
От Бреста и до океана
Звучали важные слова,
Все ждали голос Левитана
И фразу: «Говорит Москва!»
2-й воспитатель: А почему мы сегодня говорим о войне, ведь всем известно, что День Победы наш народ празднует 9 мая.
Дети: 22 января наш город ежегодно отмечает освобождение от оккупации немецко-фашистских захватчиков.
1-й воспитатель: Мы с благодарностью вспоминаем воинов-освободителей, павших за свободу и независимость нашей Родины, давших возможность нам жить под мирным небом.
(Стук в дверь) Появляются солдаты, одетые в форму Великой Отечественной Войны: Здравствуйте, куда мы попали?
Дети: В детский сад-школу «Жемчужинка», группу «Дельфинята». Мы многое знаем о Великой Отечественной Войне и об освобождении нашего родного города от немцев, но хотелось бы узнать поподробнее от вас.
Солдаты: Знаете ли вы, сколько лет длилась война?
Дети: Пять лет
Солдаты: А сколько времени находился наш Сальск в условиях жестокой фашистской оккупации?
Дети: Шесть месяцев.
Солдаты: (показывают карту сражений под г. Сальском) Да, но за эти пол года огромное пространство полей, где выращивался хлеб было изрыто траншеями, воронками, покрыто пожарищами, В руины превратились наши города и села. Неисчислимы жертвы, вызванные боями и сражениями.
В боях за Сальскую землю принимали участие войска 28 армии под командованием генерала лейтенанта Василия Филипповича Герасименко. На подступах к Сальску, в Бараниках, Екатериновке, конезаводе имени Буденного враг оказывал упорное сопротивление, земля это полита кровью наших солдат. Геройски сражалась за освобождение г. Сальска 152 стрелковая бригада под командованием Иосифа Ефимовича Ходоса и 156 отдельная стрелковая бригада под командованием полковника Григория Федоровича Демурина.
1-й воспитатель: Нам тоже известны эти фамилии, правда, ребята?
Дети: Да. Их именами названы улицы нашего города.
Солдаты: А какие еще улицы, названные в честь героев, сражавшихся за освобождение вашего города вы знаете?
Дети: улица Капустина в честь Капустина Степана Елисеевича, улица Рыбальченко в честь Рыбальченко Семена Васильевича, улица Самохвалова имени Самохвалова Федоро Николаевича и др.
Солдаты: Молодцы, ребята, вы очень много знаете о своем родном городе.
1-й воспитатель: Да мы свято храним память о героях войны. Ребята, расскажите, какие памятники установлены в нашем городе в их честь.
Дети: Мемориальный ансамбль «Поклон» на площади Свободы
На аллее, ведущей к памятнику барельефы земляков, Героев Советского Союза.
Памятник в честь 116 Донской казачьей кавалерийской дивизии на въезде в г. Сальск
Солдаты: Да, эта дивизия под командованием П. Р. Степухохова прошла победный путь от предгорий Кавказа до Австрийских Альп.
Дети: Братская могила на территории кирпичного завода.
1-й воспитатель: Здесь покоится прах 3107 человек, имена их всех неизвестны.
Дети: Братская могила на территории старого кладбища.
Солдаты: И здесь покоится прах 300 неизвестных солдат и командиров.
Дети: Мемориал-Памятник погибшим заводчанам вагонного депо.
Солдаты: Здесь покоятся работники вагонного депо станции Сальск, павшие в боях с немецко-фашистскими захватчиками.
Дети: Еще у нас в городе есть музей «Боевой славы» в Доме Пионеров, созданный нашим замечательным земляком Эдемом Гадзиевичем Эюповым.
Солдаты: Молодцы, ребята, много вы знаете об освобождении своего родного города, но мы хотели бы проверить вашу смелость и ловкость и предлагаем вам поиграть в игру.
Игра : «Раненные бойцы». Перед началом игры все участники попарно связываются ленточками за руки выше локтя. Двумя свободными руками они держат ложку, в которой лежит мяч.
Задание: добежать до стойки, обогнуть ее и вернуться к команде, не уронив мячик. Затем в игру вступает вторая пара и т. д.
1-й воспитатель: Наши ребята еще знают много пословиц о войне.
Дети: -Тот герой – кто за Родину горой
- Военную тайну никому не доверяй.
- Сам погибай, а товарища в беде не оставляй.
- Дисциплина – залог победы.
- В бою ужин вдвойне нужен.
- Как жили наши отцы и деды, так и нам велели.
- Русский солдат не знает преград.
- Русский солдат сметкой богат.
Солдаты: Замечательно, Вы с честью подтвердили, что достойны стоять на страже своей Родины.
А знаете ли вы, что освобождение г. Сальска было заметной вехой в истории Великой Отечественной Войны
2-й воспитатель: Почему? Ведь наш Сальск сравнительно маленький город?
Солдаты: Сальск имел большое стратегическое значение для гитлеровского командования.
1-й воспитатель: Да, нам тоже это известно, правда, ребята?
Дети: Да, через железную дорогу и аэродром проходило передвижение войск и авиации противника.
Солдаты: Совершенно верно! Освобождение Сальска проходило в очень сложных погодных условиях. Лежал глубокий снег, дул сильный ветер. Долгожданное освобождение далось нелегко. За время оккупации фашистскими захватчиками были зверски замучены и расстреляны в карьерах кирпичного завода сотни наших земляков.
2-й воспитатель: А что это сверкает на вашей груди?
Солдаты: Защищая свою Родину, мы сражались, не жалея жизни и получили за это награды: «Орден Красного знамени», «Орден Красной Звезды», медаль за «Отвагу», медаль «За боевые заслуги»
1-й воспитатель: А как вы думаете, ребята, награды вручались только на фронте?
Дети: Те люди, которые работали в тылу, тоже отмечались наградами.
! -й воспитатель: Ребята, давайте мы сегодня Сделаем одну из таких наград «Звезда героя» на бумаге и подарим ее своим гостям, и тем нашим землякам, которые принимали участие в Великой Отечественной Войне.
Аппликация: «Звезда героя»
Дети делятся на подгруппы и выполняют задание.
1-й воспитатель :Ребята, сегодня вы очень хорошо поработали, были внимательны, показали хорошие знания, сделали отличный подарок для ветеранов, много рассказали нашим гостям о своем городе. Давайте на прощание споем для наших гостей песню о нашем замечательном городе. (звучит музыкальное сопровождение).